Влияние членства России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:29, реферат

Описание работы

Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Трансформация ГАТТ в ВТО 9
2. Механизм вступления государств в ВТО 29
3. Влияние членства России в ВТО 49
Заключение 70
Список источников и литературы 76

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 139.80 Кб (Скачать файл)

           В мероприятии участвовали: заместитель Председателя Счетной палаты Валерий Горегляд, Председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Владимир Гамза, главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова, Председатель совета директоров Международной медиа группы Михаил Крук.

           По данным ВТО, в 2010 году Россия вошла в число ведущих стран по объему внешнеторгового оборота, занимая 12-е место по экспорту (2,6 % мирового экспорта) и 17-е место по импорту товаров (1,6 %), а также 23-е место по экспорту коммерческих услуг и 16-е место по их импорту.

           Однако, в экспорте России топливно-энергетические ресурсы и металлы, за счет которых достигаются лидирующие позиции в мировом экспорте, составляют около 80 процентов. В то же время доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств составляла всего 5,7 % в 2010-м и 4,5 % в 2011 году.

           При вступлении в ВТО Россия не будет брать на себя обязательства по обеспечению доступа к своим природным ресурсам, к трубопроводному транспорту, по выравниванию внутренних и мировых цен на ресурсы, в том числе на газ, и по разделению госкомпаний. По условиям договора Россия также не берет на себя обязательство открыть недискриминационный доступ иностранных товаров к госзакупкам, равно как и не присоединяется к соглашению ВТО по торговле гражданской авиатехникой, нормы которого в значительно большей степени, по сравнению со стандартными правилами ВТО, упрощают условия доступа импортной авиатехники на отечественный рынок.

           Важным положительным аспектом является возможность доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются торговыми партнерами.

          Россия сегодня входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. По состоянию на июнь текущего года в отношении российских товаров действуют около 100 ограничивающих мер, в том числе: антидемпинговая пошлина, специальная защитная пошлина и нетарифные меры. После ратификации РФ соглашений по ВТО будет автоматически отменен ряд ограничительных мер в отношении нашего экспорта, установленных различными странами (сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование). На следующем этапе через консультации с членами ВТО должны быть сняты еще 92 ограничивающие меры. Согласно докладу Всемирного банка по российской экономике, сделанному в текущем году, присоединение России к ВТО может добавить 3,7 % к российскому ВВП в период 2012-2016 годов и 11 % в период 2012-2021 годов.

           В то же время особое внимание Счетной палаты направлено на вероятные риски, которые могут возникнуть после вступления России в торговую организацию. В первую очередь риски негативного влияния на развитие российской экономики связываются со снижением уровня тарифной защиты. Существуют опасения, что необходимость приведения программ адресной государственной поддержки и субсидирования в соответствие с нормами и правилами ВТО может повлечь снижение масштабов государственной поддержки отдельных отраслей экономики, таких как автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, производство медицинской техники и сельское хозяйство.

           В связи с принимаемыми на себя Россией обязательствами в рамках ВТО средневзвешенные ставки ввозной таможенной пошлины составят в 2013 году 7,24 % против 9,5 % в 2012 году, а к 2015 году снизятся до 5,94 процента.

 

             С учетом снижения средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары общее снижение доходов федерального бюджета в связи с присоединением РФ к ВТО (по сравнению с более ранними оценками), по данным Минфина России, составит суммарно за 2013 - 2015 годы 913 млрд. рублей.

 

            Действующая в России система государственной финансовой поддержки экспорта существенно уступает аналогичным мерам, применяемым в странах - членах ВТО, по масштабам и эффективности. Принципиально важной задачей в свете присоединения России к ВТО является не только приведение норм и правил предоставления господдержки экспорта в соответствие с требованиями ВТО и ОЭСР, но и создание конкурентоспособной на уровне лучших зарубежных аналогов системы комплексного продвижения российского экспорта и государственной поддержки международного бизнеса отечественных компаний.

 

  Не менее важным  вопросом остается координация  работы субъектов РФ по адаптации  к новым условиям работы в  рамках ВТО. Согласно информации, полученной от регионов, вопросы  взаимодействия с федеральными  органами исполнительной власти  в лице Минрегиона России на данном этапе ограничиваются мониторингом ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Федерации, в том числе на монопрофильных территориях.

           Необходимо обеспечить разработку общих методических подходов с учетом специфики субъектов РФ к функционированию их экономик в условиях ВТО. Отсутствие скоординированной системы действий региональных и федеральных органов власти по вопросам подготовки регионов к работе в условиях ВТО приводит к тому, что регионы используют различные подходы как к оценке последствий присоединения России к Всемирной торговой организации на их экономику, так и к разработке программ ее функционирования в этих условиях. В ряде регионов указанные мероприятия не проводятся вообще.

          Из 54 мероприятий, предусмотренных Планом действий Правительства по адаптации в отношении всех отраслей экономики, выполнение 40 мероприятий было намечено в сроки до начала июня 2012 года. По информации Минэкономразвития России, в указанные сроки было исполнено 25 мероприятий, исполнены частично - 9, не исполнены - 6.

          По мнению главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, вступление в ВТО это экономический инструмент, которым может воспользоваться отечественная промышленность. Но возлагать на членство в ВТО какие-то большие надежды, связанные с притоком иностранных инвестиций в страну и значительным ростом реального сектора экономики, а затем на этой основе делать порой слишком оптимистические прогнозы, по крайней мере, опасно, ведь ожидания могут и не оправдаться. "В первую очередь, опасения вызывает отсутствие гарантий того, что инвестиции действительно будут расти опережающими темпами; скорее всего, просто вырастет потребление либо оно переориентируется в пользу импорта", - полагает эксперт.

           С точки зрения краткосрочных положительных эффектов возможно позитивное влияние на инфляцию, если произойдет изменение структуры потребления в связи с понижением импортных пошлин и конечные продукты станут дешевле. Однако такие ожидания скорее излишне оптимистичны, считает Наталья Орлова: сектор торговли может воспользоваться данной ситуацией с целью получения дополнительной прибыли, и конечный потребитель, то есть население, влияние этих эффектов на себе может и не ощутить. Постепенное снижение пошлин в течение 5-7 лет, с точки зрения макропрогноза, не повлечет за собой каких-то серьезных рисков.

           Сегодня, на момент вступления в ВТО, российская экономика представляет собой, в основном, отсталые технологии, слаборазвитую обрабатывающую и перерабатывающую промышленность, неэффективное распределение производственных сил по стране, продолжил дискуссию председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", профессор Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Гамза. Главная задача государства - создать в стране комфортный, лучший в мире бизнес-климат с целью привлечения в страну наиболее авторитетных и успешных иностранных предпринимателей. США и Европа постоянно повышают стандарты качества для своих производителей, тем самым защищая собственные рынки от некачественного импорта. Россия же мерами финансовой поддержки фактических банкротов старается законсервировать невысокое качество отечественной продукции, вместо того, чтобы на взаимовыгодных условиях привлечь иностранных инвесторов с целью создания на своей территории высокотехнологичной промышленности, которая будет в состоянии успешно конкурировать с зарубежными оппонентами. "Кому будет принадлежать производство - это важный вопрос, но не самый актуальный. Уже сегодня около 80% крупного российского бизнеса формально не является национальным - принадлежит иностранным оффшорным компаниям. Жизненно важно другое: чтобы современное высокотехнологичное производство располагалось на территории России, эффективно работало на развитие ее экономики, создавало необходимые современные рабочие места и развивало потребительский спрос на товары, произведенные внутри страны", - резюмировал Владимир Гамза.

          Профессор Российской экономической  школы Наталья Волчкова указала, что, несмотря на проводимую Правительством политику, направленную на модернизацию экономики, уровень российского экспорта на мировом рынке за последние 10 лет сократился на 50 %, что повлекло за собой существенное отставание России в этой области от зарубежных партнеров. Основные возможности роста экспорта изначально зависят от выхода на рынок новых экспортеров. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы помочь новым отечественным фирмам выйти на мировую торговую арену, найти и занять там свои ниши.

             Председатель совета директоров Международной медиа группы Михаил Крук обратил внимание на необходимость совершенствования статистического инструментария. Органы власти должны иметь возможность наблюдать динамику трансформации экономики в режиме "он-лайн". Только в этом случае меры государственного регулирования могут быть эффективными и своевременными. "Необходимо с момента вступления в ВТО начать ежедневный мониторинг изменения ситуации по всем отраслям экономики". В этих целях Михаил Крук предложил рассмотреть идею создания специального мониторингового центра.

           Подводя итог заседанию, заместитель Председателя Счетной палаты Валерий Горегляд отметил, что высказанные экспертами мнения и переданные ими рабочие материалы будут учтены при подготовке заключения Счетной палаты на проект федерального бюджета.26

Согласно отчету HSBC, членство России во Всемирной торговой организации не так выгодно стране, как пытаются представить политики. Аналитики HSBC считают, что преимущества вступления в ВТО могут быть сильно преувеличены, в подтверждение они приводят примеры других стран, которые демонстрируют, что никакие выгоды от ВТО не гарантированы. Например, Украина, где ситуация похожа на российскую, притока инвестиций за годы членства в ВТО так и не дождалась.27

 

            Согласно прогнозам Всемирного Банка, членство в ВТО может увеличить ВВП России на 3,3% в среднесрочной перспективе, и примерно на 11% в долгосрочной. В качестве основных выгод от вступления в ВТО эксперты Всемирного Банка видят в обязательствах по реформированию сектора услуг, которые берет на себя Россия. Тем не менее, в этом отчете эксперты HSBC не видят каких-либо доказательств того, что вступление в ВТО приведет к диверсификации экономики - одной из главных задач России сегодня. В этом контексте они считают интересным прогноз Всемирного Банка о том, что лишь менее 10% потенциальных преимуществ от вступления в ВТО будут связаны с упрощением доступа российских экспортеров к глобальным рынкам.28

 Присоединение России к ВТО оформлено 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее – Протокол).

Протокол, после его ратификации, становится международным договором для Российской Федерации.

После присоединения России, ВТО будет регулировать около 95 процентов мировой торговли.

Из Протокола о присоединении следует, что присоединяющееся государство становится членом ВТО и принимает на себя обязательства по Соглашению о ВТО, включая все изменения и дополнения к нему, которые были приняты членами ВТО и вступили в силу на дату вступления в силу Протокола. Протокол также обязывает нового члена ВТО соблюдать специфические обязательства, согласованные в результате переговоров  о присоединении государства к ВТО с членами этой организации. Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о ВТО.

К Протоколу прилагаются Перечень уступок и обязательств  России  по товарам и Перечень  ее специфических обязательств по услугам. Доклад Рабочей группы (Доклад РГ) не является  приложением к Протоколу, но в Протоколе указываются реквизиты Доклада как отдельного официального документа ВТО и содержатся ссылки на конкретные параграфы Доклада, имеющие статус обязательств.

Доклад РГ аккумулирует результаты дискуссий в рамках Рабочей группы по отдельным элементам экономической системы и торгового режима России и его соответствия нормам и правилам ВТО, на основе текстов нормативных правовых актов и других документов, представленных российской стороной. В 2009-2011 гг. Доклад был в значительной степени переработан в связи с необходимостью дополнительного описания системы соглашений Таможенного союза и их анализа членами РГ на предмет соответствия правилам ВТО.

Проект Доклада РГ состоит из 7 разделов (Экономика, экономическая политика; Правовая система осуществления торговой политики; Политика в области торговли товарами; Режим, применяемый в отношении прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); Политика в сфере торговле услугами, Транспарентность, Соглашения о таможенных союзах и зонах свободной торговли). Каждый раздел включает в себя описание торгового режима России и Таможенного союза в соответствующей сфере, запросы и позиции членов РГ и согласованные проекты обязательств российской стороны, обеспечивающие соответствие российского торгового режима правилам ВТО.

В соответствии с пунктом 1 статьи XII Марракешского Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации любое государство может присоединиться к Соглашению о ВТО на условиях, согласованных между таким государством и ВТО. В Соглашении о ВТО не уточняется, какие условия подлежат согласованию, и какова процедура их согласования.  История ВТО показывает, что члены ВТО в процессе переговоров по присоединению выдвигают запросы, выходящие за рамки "стандартных" требований Соглашения о ВТО (так называемые «требования ВТО+»).  Согласованные в ходе переговоров по присоединению России к ВТО обязательства, содержащие "индивидуальные", специфические только для России элементы, сводятся к минимуму.

Информация о работе Влияние членства России в ВТО