Влияние членства России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:29, реферат

Описание работы

Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Трансформация ГАТТ в ВТО 9
2. Механизм вступления государств в ВТО 29
3. Влияние членства России в ВТО 49
Заключение 70
Список источников и литературы 76

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 139.80 Кб (Скачать файл)

К основным функциям Всемирной Торговой Организации относятся:

- контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

- создание условий для  переговоров между странами-участницами  ВТО по поводу внешнеэкономических  отношений;

- урегулирование споров  между государствами по проблемам  внешнеэкономической торговой политики;

- контроль за политикой государств-членов ВТО в сфере международной торговли;

- оказание помощи развивающимся  странам;

- сотрудничество с другими  международными организациями.

- посредничество в торговых  переговорах, урегулирование споров.

     Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.

     Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

     Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня.

Рисунок 1 – Схема органов управления ВТО

          Стратегические решения на высшем  уровне в ВТО принимает Министерская  конференция, которая собирается  как минимум один раз в два  года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве. Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2009 на второй срок переизбран Паскаль Лами)

Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства "третьего мира" могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны "бедного Юга" постоянно (и не без оснований) подозревают страны "богатого Севера" в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах "третьего мира" – торговых марок известных фирм развитых стран.

          По принятым в ВТО критериям считается, что рынок той или иной страны имеет «высокий уровень открытости», если средний уровень защищающих её тарифных барьеров не более 5-7 процентов. У РФ средневзвешенный импортный тариф достигает четырех процентов. Однако прямое сопоставление этих цифр отнюдь не отражает реальную степень тарифной защиты. Важную роль играет структура импорта и экспорта страны. Индустриально развитые экономически, имея низкий средний уровень пошлин, устанавливают нулевые или минимальные ставки на ввозимое сырье, но резко, порой в 20-30 раз, повышают их на готовые промышленные изделия, а по с/х(производство их субсидируется) доводят пошлины фактически до запредельного уровня, делающего экспорт на эти рынки бессмысленным. В РФ разница в уровне тарифов на импортируемое сырье и готовые изделия не достигает и 2,5 раз. Ясно, что если наш среднийуровень пошлин снизить чисто автоматически, не проведя работы по совершенствованию структуры действующих тарифов, мы нанесем «двойной удар» по нашим производителям; откроем собственную экономику для иностранных конкурентов, заставив своих экспортеров готовой продукции преодолевать прежние высокие защитные барьеры в попытках пробиться на рынки развитых стран.

У нас создана Правительственная комиссия по вопросам присоединения к ВТО- одна из самых больших среди подобных целевых структур под эгидой правительства РФ. Практическую работу координирует Министерство торговли РФ совместно с МИД и другими. Делегацию РФ на переговорах по присоединению к ВТО возглавляет первый заместитель Министерства торговли РФ Г. В. Габуния.20

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя согласно Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Сам процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат еще в 1992 г. В основе процесса лежит постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 "О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле".

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин направил А. Дункелю - в то время Генеральному директору ГАТТ - официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Именно этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

Первым же практическим шагом к вступлению Российской Федерации в ГАТТ стала передача в феврале 1994 г. в Секретариат ГАТТ Меморандума о Внешнеторговом Режиме Российской Федерации.

С 1 января 1995 г. ГАТТ был преобразован в ВТО – Всемирную Торговую Организацию, включившую Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части. В это же время Бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. Была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Руководителем Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению России к ВТО в начале 2001 г. Был утвержден заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю. Медведков.

В состав Правительственной Комиссии по ВТО В настоящее время около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации входят в состав правительственной Комиссии по ВТО. Деятельность ее координирует Министерство Экономического Развития и Торговли.

В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, который продолжается вот уже 17 лет.

"Информационный" этап  процесса присоединения проходит  в рамках рабочей группы, состоящей  из стран-членов ВТО (в нашей  группе их около 60, включая всех  ведущих торговых партнеров), поэтому  переговоры носят многосторонний  характер.

Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка Доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России (как и других стран) к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны - соискателя.

Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб-квартире организации (это общее правило) - Секретариате ВТО. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. В Приложении 1 представлены все заседания Рабочей Группы по вопросам вступления РФ в ВТО в период с 1995 по2006 гг. Из представленного приложения видно, что работа по согласованию вопросов о вступлении нашей страны во Всемирную Торговую Организацию шла достаточно вяло, что обуславливается, в первую очередь, чрезвычайно слабым и неустойчивым положением России на мировых рынках на тот момент. Объявление Владимиром Путиным в 2001 году вступления в ВТО в качестве главного приоритета внешнеэкономической политики РФ несколько ускорило процесс.

С 2006 года и по сей день состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2008 – 2010 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.

В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не участвующее в этом Соглашении, или правительство действующее от имени отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени той территории на условиях, которые будут согласованы между таким правительством и Договаривающимися Сторонами”.21 Причем решение о вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц Соглашения.

Сама процедура вступления в ГАТТ состоит из нескольких общих моментов:

         После получения заявления на имя Генерального директора ГАТТ Совет представителей образует рабочую группу для изучения заявления на базе основных документов, представленных правительством страны-заявительницы, включая, в частности, описание режима внешней торговли, доказательства соответствия внешнеторговой политики и законодательства страны принципам и нормам Генерального соглашения: “Меморандум о внешнеторговом режиме”.

         Правительство страны, желающей стать участницей ГАТТ, отвечает на полученные от государств-членов вопросы, касающиеся не только внешнеторгового режима, но и большинства аспектов экономической жизни - макроэкономической политики, финансовой и кредитной систем, механизма налогообложения.

Рабочая группа, изучив все вопросы, представляет в Совет доклад с рекомендациями и, возможно, проект протокола о присоединении страны-заявительницы.

          Страны-члены ГАТТ обсуждают доклад или проект протокола, на основании которого на своей очередной сессии выносят решение. В правовом плане протокол о присоединении может рассматриваться как своеобразное соглашение между вступающей страной и государствами-участниками Соглашения.

По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ. СССР в 1986 году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году СССР получает в ГАТТ статус наблюдателя.22 Практика установила, что страны наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами.

Советскому Союзу получил статус наблюдателя для участия на регулярной основе в ежегодных сессиях договаривающихся сторон ГАТТ, в сессиях Совета ГАТТ и в сессиях других открытых органов ГАТТ. Россия, как правопреемница СССР, наряду с 16 государствами нечленами ГАТТ и 28 международными организациями обладает этим статусом. Статус наблюдателя при Совете ГАТТ дает право участвовать в работе всех прочих незакрытых органов ГАТТ, исключая Комитеты по бюджету, финансовым и административным вопросам, а также комитеты и советы, созданные в итоге “токийского” раунда многосторонних торговых переговоров.

В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме Российской Федерации, переданный в марте 1994 года, затрагивает традиционную проблематику ГАТТ по торговле промышленными товарами, а также вопросы повестки дня “уругвайского” раунда многосторонних торговых переговоров. Следовательно, России необходимо дополнить меморандум и предоставить членам ВТО отсутствующую в нем информацию в отношении торговых аспектов использования прав интеллектуальной собственности, связанных с Генеральным соглашением вопросов, касающихся торговли услугами и других “новых сфер”.

Информация о работе Влияние членства России в ВТО