Влияние членства России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 10:29, реферат

Описание работы

Глобальный финансово-экономический кризис начала XXI века показал, что человечество стоит на пороге новых мировых реалий, что идет активный поиск новой архитектуры международных отношений, что всё более очевидным становится проблема глобального управления. С этой точки зрения весьма актуально выглядит проблема функционирования и эволюции ГАТТ ВТО – структуры, направленной не столько на либерализацию, сколько на упорядочение правил и принципов мировой торговли, т. е. на повышение управляемости процессов в области развития международных торговых отношений и международных отношений в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Трансформация ГАТТ в ВТО 9
2. Механизм вступления государств в ВТО 29
3. Влияние членства России в ВТО 49
Заключение 70
Список источников и литературы 76

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 139.80 Кб (Скачать файл)

Весь “пакет” договоренностей, достигнутых в результате переговоров “уругвайского” раунда ГАТТ можно разделить на три группы: исправленные и уточненные положения Генерального Соглашения по тарифам и торговле, получившие название ГАТТ 1994, новое Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) и новое Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Характеризуя правила нового ГАТТ 1994, выражающиеся в совокупности закрепленных в соглашении прав и обязанностей стран-членов в области международных торговых отношений, следует отметить, что они представляют собой систему взаимосвязанных норм, большинство из которых - обновленные соглашения “токийского” раунда ГАТТ. В некоторых случаях положения “токийского” раунда переговоров подверглись значительным изменениям, как, например, в отношении субсидий, спорных вопросов, механизма регулирования внешнеторговой политики. В отношении щекотливого вопроса по торговле сельскохозяйственными товарами было разработано детальное соглашение, предусматривающее согласованный механизм тарификации, минимальные требования ГАТТ, касающиеся выхода стран-членов на внешний рынок, обязательства стран-членов по снижению уровня субсидирования сельскохозяйственного производства и государственной поддержки экспорта. К ГАТТ 1994 и ГАТС прилагаются положения, детально описывающие требования, предъявляемые к странам-участницам в отношении их внешнеторгового режима. Кроме того, чтобы преодолеть трудности, связанные с иерархией обязательств, принятых странами-членами в ходе “токийского” раунда, а также проблему несоблюдения этих обязательств, было принято решение о том, что Заключительный Акт “уругвайского” раунда многосторонних торговых переговоров вступит в силу на основе принципа “все или ничего” - подписание Заключительного Акта означает принятие всех соглашений и договоренностей, достигнутых в ходе переговоров.

Таким образом, результаты “уругвайского” раунда переговоров в рамках ГАТТ являются отражением значительных достижений в области многостороннего регулирования международных торговых отношений и либерализации внешней торговли. Заключение многосторонних соглашений по сельскохозяйственным товарам, субсидиям, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и торговле услугами должно стать прочной базой для дальнейшего развития внешней торговли в условиях открытой глобальной экономики. Некоторые из этих соглашений по своей природе являются экспериментальными, а поэтому потребуют продолжения переговорного процесса и дополнительного прояснения. Действительно, опыт может показать, что какие-то соглашения недостаточно эффективны в решении возлагаемых на них задач, однако, уже сейчас они имеют большое значение, так как с одной стороны формируют основу для решения острых, давно назревших проблем - торговля сельскохозяйственными товарами и субсидии, - а с другой стороны устанавливают общие принципы недискриминации и свободы торговли в новых быстро развивающихся областях - международный обмен услугами и правами интеллектуальной собственности. Еще одним важным достижением переговоров следует считать укрепление системы ГАТТ. Соглашения по защитным мерам, торговле текстилем и одеждой свидетельствуют о том, что в ходе “уругвайского” раунда переговоров эрозия основных принципов ГАТТ, произошедшая в результате распространения так называемых “добровольных ограничений экспорта” и других “оправданных” защитных мер, была преодолена. Кроме того, протоколы договоренностей стран-участниц переговоров о снижении и отмене ставок таможенных тарифов и других ограничительных мер в отношении импорта и экспорта товаров и услуг, а также более четкие и определенные обязательства в области государственного участия во внешней торговле - все это говорит о том, что процесс либерализации международной торговли возобновлен с новой силой.  Наряду с принципиально новыми направлениями в деятельности ГАТТ  в результатах “уругвайского” раунда нашли отражение и традиционные вопросы. Так, были достигнуты договоренности по снижению ставок таможенных тарифов развитыми государствами. После ратификации этих договоренностей на национальном уровне многие сектора окажутся вообще освобожденными от тарифных ограничений. Особого внимания заслуживает тот факт, что именно на “уругвайском” раунде переговоров развивающиеся страны впервые приняли на себя значительные обязательства.

В ходе переговоров многие статьи ГАТТ, в частности, касающиеся правил определения происхождения товара, импортного лицензирования, таможенной оценки товара, участия государства во внешнеторговых операциях и технических барьеров в торговле получили новую интерпретацию. Суть изменений этих статей является отражением процесса перехода от общих к более конкретным, а, следовательно, более эффективным правилам и процедурам. Заключение этих соглашений должно также обеспечить условия для формирования обоснованного с юридической точки зрения, а не получившего распространение политизированного, подхода к решению спорных вопросов.

Однако, наряду с очевидным успехом многосторонних торговых переговоров, следует упомянуть о том, что некоторые проблемы так и не нашли разрешения в контексте основополагающих принципов ГАТТ, провозглашающих открытый, недискриминационный режим международной торговли и инвестирования. Так, например, соглашения по экспортным субсидиям, по замене нетарифных ограничений тарифными вряд ли можно в общем характеризовать как меры, значительно либерализирующие режим международной торговли. Пересмотренные положения антидемпингового кодекса равно как и новый кодекс по инвестициям пока не способны обеспечить решение фундаментальной проблемы честной конкуренции в рамках открытой мировой экономики - вероятность коллизии между конкуренцией и торговой политикой все еще высока. Кроме того соглашения по международным инвестициям не учитывают всей важности прямых иностранных инвестиций для международной интеграции и экономического развития. Вероятно, вопрос о создании кодекса по международным инвестициям, в полной мере отражающего принцип недискриминации в этой сфере, должен стоять на повестке дня будущих переговоров. 

Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в многосторонних торговых переговоров “уругвайского” раунда в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле стало одним из наиболее значительных международных событий, основным результатом которого стало создание прочной основы для существенного обновления и расширения системы многосторонних торговых отношений.

Однако очевидно, что достигнутые договоренности являются лишь юридическим закреплением новой системы международной торговли. Поэтому при всей значимости результатов “уругвайского” раунда не меньшее значение приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

        Принимая решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым значением, которое придается развитию международной торговли с точки зрения роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам справедливой и свободной торговли; и в-третьих, той исключительной ролью, которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных возможностей для участников международной торговли.

Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки зрения статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания Международной Торговой Организации потерпели неудачу. Особенно явно этот недостаток Генерального Соглашения проявлялся при возникновении проблем, связанных с разрешением споров и соблюдением обязательств странами-членами Соглашения.

Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы ГАТТ новой, интегрированной международной организацией, наделенной полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров. Соглашение об учреждении ВТО сводит в единую, подведомственную этой организации, систему все соглашения и договоренности, достигнутые в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. С юридической точки зрения практическое применение результатов “уругвайского” раунда, учитывая всю совокупность положений ГАТТ и, особенно, договоренностей “токийского” раунда, было бы значительно затруднено, если не невозможно. Поэтому участниками переговоров было принято решение о том, что все договоренности, достигнутые в ходе многосторонних торговых переговоров, являются неотъемлемой частью Генерального Соглашения - а, следовательно, и ВТО - и страны, участвующие в Соглашении, принимают на себя все содержащиеся в нем обязательства.

Система ВТО призвана выполнять следующие функции:

- она действует как  комплекс согласованных на многосторонней  основе правил, регулирующих поведение  правительств стран-членов в торговле. По существу, это правила поведения государств и их торгующих субъектов на мировых рынках;

- она выполняет роль форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости либо путем открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих правил;

- она выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам стран-членов ВТО разрешать споры между собой.

До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия и Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей ГАТТ, сейчас добивается восстановления своего членства в этой организации. Кроме того примерно 25 стран, по разным причинам оказавшихся в стороне, также ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.18

Подводя итог, следует подчеркнуть, что система ГАТТ/ВТО занимает центральное место в регулировании системы международных экономических отношений, а устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.Механизм вступления государств в ВТО

 

     Всемирная торговая организация(ВТО) – прямая преемлиница Генерального соглашения по тарифам и торговле(ГАТТ), действовавшего с 1947г.

         Сегодня 157 государств – члены  ВТО, ~30 государств ведут переговоры о присоединении.

        Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего  форума государств – членов  для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние  торговые отношения, а так же  для контроля за реализацией соглашений и договоренностей так называемого уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.

      Главная  задача ВТО – постепенная либерализация  мировой торговли путем последовательного  сокращения импортных тарифов, устранения  различных нетарифных барьеров  и других препятствий в мировом  обмене товарами и услугами.

    Принципы и  правила ВТО:

   -предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе ;

   -предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

    -регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

    -отказ от использования количественных ограничений;

    -транспарентность торговой политики и т. д.

      Все страны  – члены ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двух  десятков основных многосторонних  соглашений и юридических инструментов, устанавливающих единые правила  и процедуры регулирования торговли  товарами и услугами, связанных  с этим прав интеллектуальной  собственности, разрешения торговых  споров. Некоторые соглашения, например по торговле гражданской авиатехникой или по закупкам для правительственных нужд, не является на данном этапе обязательными для всех членов организации.

       Процедура  присоединения к ВТО сложна, этот  процесс занимает несколько лет (Китай более 12 лет): в рамках специальных  рабочих групп, состоящих из всех  заинтересованных членов ВТО, происходит  детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяемой страны. После этого начинаются переговоры об условиях членства данной страны в этой организации. Они проводятся на двухстороннем уровне со всеми заинтересованными членами ВТО и касаются уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить этим членам по доступу на её рынок товаров и услуг (в обмен на благоприятный режим доступа своих товаров и услуг на рынки партнеров), а так же по срокам принятия на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать выход из обособленного положения страны – экспортера на внешних рынках, чреватого дискриминационными мерами в отношении её продукции.

      Решение  о присоединении к ВТО новых  членов принимается на основе  консенсуса, т. е. при согласии всех  её участников необходимо урегулировать имеющиеся проблемы со всеми партнерами на двусторонней основе.19

   Членство в ВТО предполагает баланс прав и обязанностей всех стран-участниц соглашения. Присоединиться к этой организации может любое государство или таможенный союз на определенных условиях. Например, членами ВТО являются Евросоюз в целом и каждая страна, входящая в него. До начала переговоров о вступлении в ВТО государство может стать наблюдателем при этой организации. Этот этап не является обязательным. Он нужен, чтобы правительство страны-претендента лучше ознакомилось с деятельностью организации и решило, выгодно ли членство государству. Статус наблюдателя предоставляется в течение 5 лет и дает право присутствовать на заседаниях всех органов ВТО, за исключением Комитета по бюджету, финансам и администрации. Наблюдатели могут обращаться за технической помощью в Секретариат и обязаны платить взносы за оказанные им услуги.

 

         Окончательный пакет документов, состоящий из итогового доклада, протокола и списка обязательств, представляется на рассмотрение  Генеральному совету ВТО или  Министерской конференции. Если  за принятие нового члена проголосовало  не менее 2/3 стран-участниц, заявитель  может подписать протокол и  присоединиться к организации. Однако  во многих странах необходима  ратификация этого решения парламентом, чтобы оно вступило в силу.

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Однако выполнение соглашений ВТО приносит не только долгосрочные выгоды, но и некоторые трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу "прогрессирующей либерализации". При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

Информация о работе Влияние членства России в ВТО