Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История отношений России с международными финансовыми организациями 5
1.1 Бреттон-Вудская конференция. Предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк 5
1.2 Присоединение России к МВФ и Всемирному Банку 7
1.3 Устранение всех препятствий к вступлению в международные финансовые организации 8
Глава 2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе 12
2.1 Взаимоотношений России с МВФ 12
2.2 Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка 15
2.3 Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами 17
2.4 Взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития 20
Глава 3. Перспективы развития отношений России с международными валютно-финансовыми организациями 24
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями 24
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными валютно-финансовыми организациями 28
Заключение 32
Приложения 34
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

Результаты  взаимоотношений России с МВФ  неоднозначны. Оценки этих результатов  различаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций, отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и  другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся  в зависимости от кредитов МВФ, его  воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и  социальной политики.

В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные  учреждения, такие как Международный  валютный фонд, Всемирный банк и  Европейский банк реконструкции  и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в  организации международных кредитных  отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом  бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить  форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического  противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных  валютно-финансовых организаций в  сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Построение взаимоотношений  России с МФО определяется конкретными  историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного  сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных  отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и  условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство  – заемщики, с другой – руководство  и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и  использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли[18].

Немаловажной  причиной малой эффективности сотрудничества России с МФО являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003 г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под МФО понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации-МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с МФО доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.

 

 

 

 

3.2 Перспективы  дальнейшего сотрудничества России  с международными финансовыми  институтами

 

На современном  этапе наибольший интерес в сотрудничестве с международными финансовыми организациями  представляет не столько привлечение  кредитных ресурсов, сколько использование  наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности  федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных  финансовых институтов без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации.

Россия отошла от практики заимствований в целях  поддержки платежного баланса, когда  займы предоставлялись в поддержку  осуществления ключевых реформ на федеральном  уровне (налоговая служба, казначейство, таможенная служба, кадастр). В то же время во многих сферах перед страной  по-прежнему стоят важные задачи. Некоторые  из них, например реформа жилищно-коммунального  хозяйства, связаны с переходным периодом; другие, например развитие частно-государственных партнерств, направлены на создание новых движущих факторов экономической диверсификации и роста. Процесс адаптации к рыночной экономике в такой большой стране, как Россия, по понятным причинам происходит неравномерно, поэтому внимание необходимо уделять, прежде всего, преодолению растущего разрыва между процветающими и отстающими регионами. Ограниченность возможностей и финансовых ресурсов замедляет реализацию на местах хорошо разработанных реформ – полномасштабное преодоление указанных ограничений требует всех ресурсов, какие Россия способна мобилизовать и внутри страны, и за ее пределами[19].

Деятельность  по управлению портфелем проектов должна быть сосредоточена на закрытии старых проектов, совершенствовании отчетности и мониторинга, отказа от сложных  соглашений о субзаймах. К числу новых направлений сотрудничества можно отнести развитие регионов, содействие в создании частно-государственных партнерств и помощь России в решении вопросов глобального и регионального значения.

Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки  международных финансовых организаций  в виде гибкого набора аналитических  и консультационных услуг и отдельных  приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные  финансовые институты должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и  технический опыт, а также опыт управления проектами.

Россия заинтересована в выработке такого партнерства  с Всемирным банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство  было бы аналогом деятельности Банка  в других странах со средним уровнем доходов.

Анализ участия  России в МФО позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать  полезными с точки зрения совершенствования  отношений с ними:

- сотрудничество  с МФО должно осуществляться  на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих  его цели, способствовать реализации  среднесрочных программ социально-экономического  развития, при этом должен применяться  системный подход, базирующийся  на принципе максимального использования  сравнительных преимуществ сотрудничества  с каждой МФО в качестве  ее члена или на договорной  основе;

- фундаментом  сотрудничества должны стать  четкое определение роли каждой  из сторон и контроль за  использование заимствованных средств,  нужно разграничить ответственность  и функции МФО и государственных  ведомств, отвечающих за осуществление  сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

- концепция  сотрудничества должна быть ориентирована  на сокращение неэффективно используемых  займов, а заемные ресурсы –  сконцентрированы на реализации  крупных инвестиционных проектов  общегосударственного значения;

- информация  о характере и рамках соглашений  о сотрудничестве должна быть  доступной как для государственных  ведомств, так и для широкой  общественности; министерства и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;

- государственная  политика сотрудничества России  с МФО, на современном этапе  должна быть ориентирована на  минимизацию заимствований, а  на эффективное использование  возможностей и преимуществ, которое  предоставляет членство в МФО,  ведь сотрудничество в них  заключается не только в получении  займов для финансирования некоторых  программ и проектов внутреннего  значения, а представляет собой  комплекс взаимодополняющих функций,  нацеленных на реализацию национальных  интересов в мировой экономике  и политике.

Каждое из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать  решению актуальных социально-экономических  задач, в частности, стимулировать  развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским[20].

Сотрудничество  с ведущими финансовыми организациями  способствует осуществлению социально-экономических реформ в Российской Федерации. Взаимодействие Российской Федерации с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами, Европейским банком реконструкции и развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные  учреждения, такие как Международный  валютный фонд, Всемирный банк и  Европейский банк реконструкции  и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в  организации международных кредитных  отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом  бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить  форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического  противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных  валютно-финансовых организаций в  сфере изучения, анализа и обобщения  информации о тенденциях развития и  выработки рекомендаций по важнейшим  проблемам всемирного хозяйства.

В настоящее время Российская Федерация является членом различных  международных валютно-кредитных  и финансовых институтов, а также  развивает сотрудничество с    некоторыми  из них на договорной основе.

Построение взаимоотношений  России с МФО определяется конкретными  историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного  сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных  отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и  условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство  – заемщики, с другой – руководство  и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

В целом проведенный  анализ позволяет выделить ряд проблем  сложившегося  сотрудничества  России с МФО, которые необходимо учитывать  в перспективе, в частности, при  совершенствовании отношений с  международными региональными банками  развития.

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные  для реализации инвестиционных проектов  МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины  этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной  базы, регламентирующей использования  кредитов.

   Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их  сравнительно невысокой договорной  стоимости связаны со значительными  косвенными расходами, а также  требуют выполнения ряда условий  до начала реализации кредитуемых  проектов.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует  ее доли в уставном капитале этих организаций  и требует пересмотра государственной  политики в отношении сотрудничества с ними.

Каждое из направлений сотрудничества характеризуется  соответствующими функциями, которые  реализуются во взаимодействии с  той или иной международной финансовой организацией. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность  прогнозировать благоприятные, неблагоприятные  или нейтральные последствия, которые  могут обусловить изменения в  политике сотрудничества.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1.

Классификация международных экономических  организаций по организационному признаку[21]

Международные экономические организации  системы ООН

Международные экономические организации, не входящие в систему ООН

Региональные экономические организации

Генеральная Ассамблея

ОЭСР

стран Западной Европы

Экономический и социальный совет

Центр исследования и нововведений в  области образования

стран Центральной и Восточной  Азии

Специализированные учреждения ООН  и межправительственные организации, связанные с ООН

Эврика

стран Америки

Секретариат ООН

Международные организации общей  компетенции

стран Азии и Тихого океана

 

Совет Европы

Арабские страны

Лига арабских стран

стран Африки

Содружество

 

Организация по безопасности

 и сотрудничеству в  Европе

Информация о работе Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций