Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История отношений России с международными финансовыми организациями 5
1.1 Бреттон-Вудская конференция. Предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк 5
1.2 Присоединение России к МВФ и Всемирному Банку 7
1.3 Устранение всех препятствий к вступлению в международные финансовые организации 8
Глава 2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе 12
2.1 Взаимоотношений России с МВФ 12
2.2 Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка 15
2.3 Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами 17
2.4 Взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития 20
Глава 3. Перспективы развития отношений России с международными валютно-финансовыми организациями 24
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями 24
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными валютно-финансовыми организациями 28
Заключение 32
Приложения 34
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

С сентября 1991 года по март 1992 года миссии экспертов Фонда посетили все бывшие советские республики, подготовили Исполнительному совету МВФ доклады о состоянии их экономик и усилиях правительств по реализации экономических реформ. После длительного изучения экономической ситуации и согласования обычных для таких случаев вопросов в середине апреля 1992 года были даны рекомендации принять в МВФ все 15 государств и подготовлены проекты «резолюций о членстве», которые фиксировали размеры квот, способы оплаты подписного взноса в капитал и т. п.

Министры  финансов и управляющие центральных банков стран «семерки» пригласили первого вице-премьера российского правительства Е. Т. Гайдара на свое очередное заседание 26 апреля 1992 года в Вашингтоне и были удовлетворены его разъяснениями. После этой встречи было окончательно получено «добро» на вступление России в МВФ и Всемирный банк. Уже 27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за прием в состав МВФ 13 республик бывшего СССР. В тот же день президент МБРР Л. Престон проинформировал о решении Совета управляющих Всемирного банка одобрить их заявки на вступление в эту организацию. Голосование по заявке Азербайджана состоялось 4 мая, Туркменистана – 15 мая 1992 года[5].

Процесс вступления страны в МВФ и Всемирный банк считается завершенным после того, как ее парламент одобрит присоединение. Верховный Совет РФ принял соответствующее постановление 22 мая 1992 года. Официально Россия поставила свою подпись под Статьями соглашения (уставами) МВФ и МБРР 1 июня 1992 года.

Для взаимодействия с новыми членами в МВФ был образован Европейский департамент II, состоявший из пяти отделов: Балтийский – три страны Балтии; Восточный – государства Средней Азии и Казахстан; Западный – Беларусь и Украина; Центральный – Российская Федерация и межреспубликанские учреждения; Южный – республики Закавказья и Молдова.

Членство  в МВФ и Всемирном банке имело политические, социально-экономические и идеологические аспекты, по-разному оценивалось общественно-политическими силами. Политические силы правого и правоцентристского толка, считавшие рыночные отношения главным стимулом хозяйственной деятельности, видели в МВФ своего естественного союзника: «Международный валютный фонд предоставление кредитов России напрямую увязывает с выполнением известных условий. Однако толковать это как ущемление национальных интересов так же бессмысленно, как упрекать врача, прописавшего напряженный курс лечения от смертельной болезни, в том, что он хочет на этом деле больше подзаработать. Ведь финансовое оздоровление экономики выгодно и российским промышленникам и торговцам, и иностранным». Движения и политики левой ориентации, которые благосклонно относились к прямому вмешательству государства в экономику, к государственной собственности на предприятия, во главу угла ставили социальные цели, воспринимали бреттон-вудскиеорганизации настороженно. Поляризация оценок МВФ и Всемирного банка отражала поляризацию представлений о будущем социально-экономическом укладе России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе

2.1 Взаимоотношений России с МВФ.

 

В 2012 году исполнилось 20 лет с момента вступления России в Международный валютный фонд. Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, страны-члены  не должны прибегать к практике множественности валютных курсов.

Согласно  этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

В-третьих, непременным  условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п.

Что касается кредитов, то кредиты МВФ России обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.

Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.

Первая категория  требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране.

Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике.

Третья группа условий кредитов, предоставляемых МВФ России, - либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы.

Сегодня в  России мало кто вспоминает хронику  середины 90-х годов, когда кредиты  МВФ и ВБ были единственной надеждой правительства на исполнение бюджета. В конце прошлого десятилетия, после  финансового кризиса 1998 года, задолженность  России по внешним долгам в 1,1 раза превышала  ВВП страны. Тогда российские переговорщики  наведывались в штаб-квартиру МВФ  лишь с одной целью - добиться реструктуризации наших долгов перед иностранными кредиторами.

В 2010 году ситуация иная. Как следует из доклада комитета по развитию Всемирного банка и Международного валютного фонда, серьезных рисков для макроэкономической ситуации в России не существует, даже несмотря на возможность увеличения расходов бюджета в предвыборный период и рост внешних заимствований российских банков. Общая сумма внешнего долга страны на 1 января 2010 года составляла $52 млрд, или 5,1% ВВП. В 2009 году Россия досрочно рассчиталась по долгам перед МВФ[6].

В 2009 г. Россия не пользовалась правом на получение льготного кредита МВФ. Всего страна могла рассчитывать на получение 8,840 млрд долларов. Более того, Россия  отказалась от денежных вливаний в программу специальных прав заимствований (SDR), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.

SDR используется  в качестве единицы расчетов  МВФ с другими международными  организациями. Стоимость SDR определяется  на основе корзины 4 мировых  валют: доллара США, евро, фунта  стерлингов и иены. SDR распределены  между странами в соответствии  с их квотами в фонде. Фактически SDR − это записи на счетах  акционеров в МВФ. Страны в  случае необходимости могут бесплатно  получать у фонда валютные  средства, эквивалентные объему SDR на  своих счетах.

По мнению экспертов, у России в ближайшее  время нет необходимости пользоваться правом привлечения этого кредита  МВФ[7].

Итак, роль России в отношениях с международными финансовыми  институтами в 2009 – 2012 годах кардинально поменялась. Досрочно расплатившись со значительной частью своих долгов, сегодня она с полным правом выступает за повышение эффективности работы этих организаций. В самом МВФ видят свою задачу в формировании кредитного фонда для поддержания платежного баланса развивающихся стран и государств, не обладающих серьезными золотовалютными резервами.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ современного состояния сотрудничества России с системой Всемирного банка

 

Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г

В целом на этом этапе сотрудничества в отношениях России и ВБ обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов.

Эти проекты  охватывают практически все сектора. Портфель реализованных проектов Банка  весьма диверсифицирован. В настоящее  время в этом портфеле 31% принадлежит  энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому  сектору, 11%-городской инфраструктуре[8].

Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись на  стадии реализации и реструктуризации проектов. Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил  предоставление Российской Федерации  около 11 млрд. долл. США на осуществление 50 проектов.

Российская  Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ — ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков — позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

За десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый  в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и предоставляет маркетинговые услуги[9].

В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную  финансовую корпорацию (МФК), которая  также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила  более  двух десятков проектов, которые  затрагивают  широкий спектр секторов экономики, на сумму I 255.8 млн. долл. из собственных средств плюс  60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.

ВБ проводит диагностические исследования российской экономики и публикует  доклады с рекомендациями, оказывалась  техническая помощь в области  реформы госслужбы и др.   18 февраля 2013 г. в интервью "Россия 24" президент Всемирного банка Джим Ён Ким отметил, что Россия  становится одной из ведущих стран мира[10]. 

 

2.3 Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами.

 

Россия сейчас имеет дело с двумя  группами кредиторов: официальные кредиторы, в основном входящие в Парижский клуб; коммерческие банки или Лондонский клуб.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные  правительствами развитых стран  «под перестройку», продолжали действовать, продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время  как обслуживание накопленного долга  осуществлялась только за счет средств  Российской Федерации. В рамках базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18-ю странами-членами Парижского клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк[11].

Сам факт  вступления России в Парижский  клуб — явление для нас и  для Запада положительное. Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку  Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях.

У стран, не поддерживающих отношения  с Парижским клубом, долги более  крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно. 

Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота).

Информация о работе Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций