Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование международных финансовых институтов и роль России в их функционировании.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История отношений России с международными финансовыми организациями 5
1.1 Бреттон-Вудская конференция. Предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк 5
1.2 Присоединение России к МВФ и Всемирному Банку 7
1.3 Устранение всех препятствий к вступлению в международные финансовые организации 8
Глава 2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе 12
2.1 Взаимоотношений России с МВФ 12
2.2 Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка 15
2.3 Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами 17
2.4 Взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития 20
Глава 3. Перспективы развития отношений России с международными валютно-финансовыми организациями 24
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями 24
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными валютно-финансовыми организациями 28
Заключение 32
Приложения 34
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Международные валютно-кредитные  отношения

На тему:

Участие России в деятельности международных  валютно-финансовых организаций

 

 

 

 

Выполнила: Балдоржиева Д.Е.

 гр.560

Проверила: Курбатова В.А.

 

 

 

Улан-Удэ

2013

Содержание

Введение

Глава 1. История отношений России с международными финансовыми организациями                                                                                                        5

1.1 Бреттон-Вудская конференция. Предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк                                                                                     5

1.2 Присоединение  России к МВФ и Всемирному  Банку                                  7

1.3 Устранение всех препятствий к вступлению в международные финансовые организации                                                                                       8

Глава 2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе                                                                       12

2.1 Взаимоотношений России с МВФ                                                                 12

2.2 Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка                                                            15

2.3 Особенности взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами                                                                                                                   17

2.4 Взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития      20

Глава 3. Перспективы развития отношений России с международными валютно-финансовыми организациями                                                               24

3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями                                                                              24

3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными валютно-финансовыми организациями                                                               28

Заключение                                                                                                             32

Приложения                                                                                                           34

Список литературы                                                                                                39

 

 

 

 

Введение

 

По мере развития и усложнения валютно-финансовых отношений  государства все чаще прибегают  к созданию специализированных международных  организаций. Одни из них осуществляют регулирование международных валютно-кредитных  и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного  обсуждения, выработки консенсуса и  рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. То есть, каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

Международные финансовые институты  возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка  международных расчетов (1930 году), в  целях послевоенного восстановления экономики многих стран, для развития сотрудничества и обеспечения целостности  и стабилизации всемирного хозяйства. Степень участия и влияния  отдельных стран в международных  финансовых институтах определяется величиной  их взноса в капитал (система «взвешенных  голосов»).

В данной работе речь пойдет о международных  финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации.

Важность  и актуальность этой темы состоит  в том, что после кризисных  явлений последнего пятнадцатилетия  Россия выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области  мировых финансов.

Цель данной работы – исследование международных  финансовых институтов и роль России в их функционировании.

Актуальность  и цель работы предопределили необходимость  решения следующих задач: определить сущность международных финансовых институтов, их цели и функции; рассмотреть структуру и характеристику международных финансовых организаций; проанализировать становление отношений России с международными финансовыми институтами и рассмотреть их взаимосвязь на современном этапе; выявить существующие проблемы в отношениях России с международными финансовыми организациями и рассмотреть перспективы дальнейшего их сотрудничества.

Объектом  исследования является международные  финансовые институты как часть  международных экономических отношений.

Предмет исследования – финансовые отношения России с  международными финансовыми организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История отношений России с международными финансовыми организациями

    1. Бреттон-Вудская конференция. Предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк

 

Советский Cоюз принимал участие в Бреттон-Вудской конференции 1944 года и в выработке соглашений о Международном валютном фонде (МВФ) и Международном банке реконструкции и развития (МБРР). Однако он их не ратифицировал и не вступил в МВФ и МБРР. Позднее вопрос о присоединении стал предметом длительной дискуссии среди экономистов и в правительственных кругах. Его решение тормозилось субъективными и объективными обстоятельствами. Главное препятствие – догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР.

Политика перестройки, провозглашенная М. С. Горбачевым, создала предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк (ВБ). Необходимость такого шага была обусловлена всем ходом мирового развития.

Отдельные информационные и технические контакты между СССР и МВФ начались с конца 1988 года. В сентябре 1989 года на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз первые официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным банком.

Когда Советский Союз попытался войти в эти организации, выяснилось реальное препятствие – сомнения и колебания руководителей западных стран, которые определяли политику МВФ и ВБ. Они опасались, что СССР будет руководствоваться идеологическими и политическими мотивами и его действия могут приобрести обструкционистский характер. Их не устраивал слишком высокий, с точки зрения НАТО, уровень советских военных расходов, а также поддержка Кубы и КНДР, в которых западные страны, прежде всего США, видели политических противников.

В сфере экономики в ход шли такие аргументы: централизованная внешняя торговля СССР создаст внешнеторговый дефицит, валютные кредиты МВФ будут использоваться для финансирования экономического развития, что противоречит официальному назначению Фонда[1].

На встрече «большой семерки» на высшем уровне в Хьюстоне в июле 1990 года были отмечены ускорение и радикализация перемен в экономике и политике СССР. Было решено, что МВФ совместно с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) проведет исследование состояния советской экономики и подготовит предложения по объему, формам и характеру помощи Запада Советскому Союзу в ее реформировании.

В результате этой договоренности в июле 1990 года СССР посетил директор-распорядитель МВФ М. Камдессю (впервые за все время существования этой организации). В время визита обсуждались в общем виде перспективы и условия вступления СССР в бреттон-вудские организации.

В декабре 1990 года МВФ и другие названные международные организации обнародовали совместный доклад «Экономика СССР». Основная его идея состояла в том, что Советскому Союзу следует взять курс на радикальную реформу, предполагавшую «драматический» переход от плановой к рыночной экономике, а международное сообщество должно оказать техническую, проектную и продовольственную помощь.

Договоренность о предоставлении СССР статуса «специальной ассоциации» при МВФ была достигнута в итоге встречи М. С. Горбачева с участниками очередного ежегодного совещания глав семи ведущих промышленно развитых стран в Лондоне 15–17 июля 1991 года. Официально соглашение об этом было подписано Горбачевым и Камдессю в Москве 5 октября 1991 года. Была обещана масштабная техническая и экспертная помощь не только СССР, но и отдельным республикам – по их просьбе[2].

Еще одним чрезвычайно важным для  СССР – а после его распада и для России – мотивом к сотрудничеству с международными финансовыми организациями было резко возросшее бремя внешнего долга. В 1991 году этот долг оценивался в 65,3 млрд долларов и превышал уровень 1985 года в 2,3 раза. По величине долга СССР находился на втором месте в мире после Бразилии. В то же время западные кредиторы, опасаясь за судьбу советского долга, надеялись использовать для его возврата возможности международных финансовых институтов.

 

1.2 Начало  присоединения России к МВФ  и Всемирному Банку

 

22 июля 1991 года была направлена официальная заявка СССР с просьбой о приеме в МВФ в качестве полноправного члена. Так, уже 24 июля сенат США одобрил поправку к американскому закону о помощи иностранным государствам на очередной год, которая обязала администрацию США противодействовать вступлению СССР в бреттон-вудские организации до тех пор, пока в нем не будут проведены радикальные экономические и политические реформы.

11–12 октября 1991 года в Бангкоке (Таиланд) состоялось очередное совещание министров финансов и управляющих центральными банками стран «семерки», 14–17 октября – ежегодная совместная сессия МВФ и Всемирного банка. На эти встречи была приглашена официальная советская делегация. В Бангкоке обсуждался вопрос о том, как Запад мог бы содействовать интеграции СССР в мировую экономику и помочь в проведении экономической реформы.

Позиция Запада кардинально изменилась во второй половине 1991 года, когда реальная власть в стране перешла в руки реформистских сил. Другим аспектом названных событий стал распад СССР и образование на его развалинах достаточно рыхлого формирования в виде СНГ, в которое вошли не все бывшие советские республики. Эти обстоятельства положили конец колебаниям руководителей западных государств, побудили их принять принципиальное политическое решение о поддержке суверенных республик и допущении их в МВФ и Всемирный банк.

На общественное мнение в США и других западных странах повлияла пропагандистская кампания, инспирированная экс-президентом США Р. Никсоном. Никсон призвал предоставить России и другим бывшим советским республикам более значительную по объему гуманитарную помощь, отсрочить до того времени, пока не начнет функционировать рыночная экономика, «как сделали Соединенные Штаты, когда приступили после Второй мировой войны к восстановлению Западной Европы». Выступления Никсона и других влиятельных политиков достигли цели[3].

Белый дом 1 апреля 1992 года внес в Конгресс «Билль о поддержке свободы в России – 1992», который предусматривал оказание Соединенными Штатами помощи России и другим бывшим советским республикам.

Вслед за США и в других странах Запада прозвучали призывы оказать помощь новому российскому руководству. Так, министр финансов Великобритании Н. Лэмонт в телевизионном интервью Би-би-си в апреле 1992 года сказал: «Если мы упустим нынешние возможности, то потом все будем сожалеть об этом. Процесс реформ в России надо сделать необратимым»[4].

 

1.3 Устранение всех препятствий к вступлению в международные финансовые организации

 

Коренной  поворот в отношении Запада к Востоку был зафиксирован в итоговой политической декларации «Сотрудничество во имя роста благосостояния и безопасности в мире», принятой ежегодным совещанием глав государств и правительств «большой семерки» в Мюнхене 6–8 июля 1992 года. Его участники поддержали «демократические революции» в Центральной и Восточной Европе, подчеркнув тесную взаимосвязь между политической и экономической свободой новых независимых государств.

Такой пересмотр  политики США и Западной Европы по отношению к бывшим советским республикам устранил все препятствия к вступлению в МВФ и Всемирный банк. В сентябре 1991 года заявки в МВФ подали три прибалтийских государства, в конце декабря – Украина, 7 января 1992 года – Россия. Последними, в начале марта 1992 года, заявки направили Таджикистан, Узбекистан и Грузия.

Подача российской заявки в МВФ сопровождалась разработкой Меморандума об экономической политике РФ, который был утвержден правительством 27 февраля 1992 года. В нем впервые подробно была изложена экономическая политика правительства Ельцина-Гайдара на 1992 год, намечены ориентиры на более длительный период, перечислены меры по осуществлению экономической стабилизационной программы.

Основные  положения Меморандума формулировались  с учетом требований МВФ и отразили договоренности, достигнутые между ним и российскими властями. Цель «экспортного исполнения» данного документа состояла в том, чтобы убедить Запад в готовности и способности руководства страны привести свою экономическую политику в соответствие с основными требованиями МВФ.

Информация о работе Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций