Сущность и формы валютной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Валютная политика – это совокупность всех мероприятий, проводимых государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной валюты, т.е. валютная политика – не цель, а средство проведения экономических реформ. Валютная политика выполняет роль переходного моста на стыке национальной и мировой экономики. Валютная политика – относительно самостоятельная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики страны. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса.

Файлы: 1 файл

валютная политика.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

В числе мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации валют, способствующая улучшению конкурентных позиций  национального промышленного капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются  у стран, где наблюдается высокая  доля внутреннего накопления, имеется  в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом  режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного  воздействия на финансовое состояние  многих развитых стран.

Валютная политика СНГ. Валютная политика постсоциалистических стран. Построение многими странами развивающегося мира новой рыночной модели развития сопровождается определенной спешкой, хаотичностью и бесконтрольностью самого процесса перехода. Причем инфляция, практически проявляющаяся во всех этих странах и достигающая сотни и тысяч процентов, изменила традиционность представления людей о доходности, методах хранения денег, содержательности ссудного процента.

Страны Восточной Европы так же, как и Латинской Америки, цели стабилизации экономики строили  в основном на базе обменных курсов. Аналогично по этому пути шли страны Центральной и Восточной Европы, где диапазон обменных режимов был  многообразен. Так, в частности, в  бывшей Чехословакии использован фиксированный  режим, а курс кроны фиксировался к целому набору валют, что обеспечило самый низкий уровень инфляции в  регионе. В отличие от этого в  Венгрии и Польше использовалась гибкая система валютного курса, однако эти страны вынуждены были периодически регулировать фиксированную  систему, тем самым они сумели в определенной мере контролировать обесценение валютного курса.

Говоря о выбранном  обменном режиме, можно отметить, что  в вышеприведенных трех государствах обменные режимы к началу 1995 года выглядели  следующим образом: чешская крона  развивалась в условиях фиксированной  привязки, преимущественно к немецкой марке, а затем к доллару; венгерский форинт развивался в условиях регулирования  привязки на паритетном соотношении к доллару и немецкой марке. Отличием польской злотой было то, что она формировалось в условиях привязки к валютам, соотношение которых по убыванию выглядело так: доллар, фунт стерлинга, швейцарский франк, французский франк. Румынский лей, словенский толар, болгарский лев функционировали в условиях свободного плавающего курса. По праву, Польшу называют лидером среди стран Восточной Европы, поскольку в течение последних лет экономическое положение ее остается стабильным и прирост ВВП достигает 6%.

Новая европейская валюта – Евро. Развитие экономической  интеграции и создание прочной экономической  базы позволили западноевропейским странам ввести единую для ЕС расчетную  денежную единицу - ЭКЮ. Она функционировала  длительное время, достаточное для  накопления опыта и выработки  концепции следующего шага к объединению  Европы - созданию Валютного союза, становление которого началось в 1990 г., после завершения многих интеграционных процессов. Вторым этапом было появление  в 1994 г. Европейского валютного института - предшественника Европейского центрального банка. Третий, завершающий этап складывается из трех фаз: создание европейского Центробанка  в 1998 г.; фиксирование обменных курсов национальных валют, которые остаются законным платежным средством; переход  на взаиморасчеты в евро (в электронной  форме) в 1999 г. и введение в оборот евро - денежной единицы, которая станет единственно законным средством  платежа в 2002 г.

Маастрихтский договор содержит в себе концепцию евро, а также  ряд макроэкономических критериев, которые необходимо соблюдать странам, чтобы участвовать в создании единой европейской валюты. Движимые желанием как можно скорее вступить в “евроландию”, 11 стран адаптировали свою валютную и фискальную политику к этим критериям. Сегодня евро существует на деле и актуален для тех стран, которые имеют такой же уровень процентной ставки, что и немецкая марка.

На примере таких стран, как Испания и Италия, ясно видно, в чем состоит польза от замены слабой национальной денежной единицы  валютой более высокого качества. Еще пять лет назад обе страны имели процентные ставки, которые  вдвое превышали германские. Новейший опыт Европы позволяет предсказать  интересную взаимодополняющую связь  между эмиссионными банками и  общими валютами, которая в качестве институциональной меры могла бы привести к улучшению качества национальных валют. Если в какой-то потенциальной  валютной области уже существует валюта более высокого качества, первый шаг на пути к общей денежной единице состоял бы в создании эмиссионных банков для каждой национальной валюты, которая ориентируется на деньги более высокого качества.

Грядущая трансформация  международной валютной системы  будет определяться стремлением  различных стран к качественным валютам. Существует мнение, что “emerging markets” (новые индустриальные государства) в поисках высококачественной валюты решатся на отказ от независимой валютной политики. Следствием этого решения станет сокращение количества валют в глобальной экономике.

5. Валютная политика  РФ.

Валютная политика в России в зависимости от еѐ целей и форм

имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление 

стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном

валютном механизме, другой - повседневное, оперативное регулирование

текущей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной  политики России состоит в формировании цельной валютной системы, которая  должна

соответствовать, с одной  стороны, условиям рыночной экономики, а с

другой - структурным принципам  мировой валютной системы,

зафиксированным в уставе Международного Валютного Фонда. Это

предполагает:

1. образование полномасштабного  внутреннего валютного рынка;

2. формирование рынка  золота и других драгоценных  металлов;3. введение свободной конвертируемости  рубля по текущим

международным операциям;

4. установление единого  курса рубля по отношению к  иностранным

валютам;

5. преодоление долларизации экономики;

6. интегрирование национального  валютного механизма в мировую 

валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых 

финансовых организаций.

Текущая валютная политика России оказывает воздействие на объем,

характер и структуру  рыночных операций с иностранной  валютой.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013–

2014 годов является последовательное  сокращение прямого вмешательства 

Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к

режиму плавающего валютного  курса. Банк России продолжит политику,

направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит

подготовить участников рынка  к переходу к плавающему курсу, облегчая

процесс их адаптации к  значительным колебаниям валютного  курса,

вызванным внешними шоками.

В течение переходного  периода курсовая политика будет  направлена

на сглаживание колебаний  курса рубля к основным мировым  валютам, а 

также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения  на

внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики

будут определяться с учетом основных факторов формирования

платежного баланса, показателей  бюджетной системы и конъюнктуры 

российского денежного рынка  и согласовываться с целями единой

денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет 

устанавливать каких-либо целевых  значений или фиксированных 

ограничений на уровень курса  национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся  значительный профицит счета 

текущих операций создает  фундаментальные предпосылки для  укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового  баланса 

вследствие быстрого роста  импорта приведет к снижению роли данного 

фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния  счета 

операций с капиталом  и финансовыми инструментами. Трансграничные

потоки капитала могут  быть подвержены резким колебаниям вслед  за

изменением настроений участников российского и мировых финансовых

рынков. Следствием этого, а  также результатом сокращения участия  Банка 

России в операциях  на валютном рынке станет рост неопределенности

динамики курса рубля  в среднесрочной перспективе. В  данных условиях

возрастет значение управления курсовым риском экономическими

агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

Основной предпосылкой реформирования валютной политики стал

обозначенный ЦБ курс на выбор режима инфляционного таргетирования в

качестве главного приоритета. При данном режиме денежной политики

Банк России обозначает целевой  показатель по инфляции и при помощи

различных денежных инструментов (как прямого, так и косвенного

воздействия) пытается достичь  его. В России традиционно инфляция

удерживается на неприлично высоком уровне, однако ее причины в

экспертной среде до сих  пор вызывают споры. В частности, Я.М. Миркин

указывает на немонетарный характер инфляции в России, обусловленный 

монополистической структурой экономики. В этой связи возникают 

обоснованные сомнения в  способности ЦБ достичь обозначенных в

основных направлениях ДКП  показателей инфляции, не опираясь на

помощь правительства  в сдерживании роста тарифов  естественных

монополий.

Реальная практика деятельности Банка России в 2010 г. подтвердила 

тенденции снижения интенсивности  присутствия ЦБ РФ на валютном

рынке как покупателя валюты. По данным за период с января по июль

2011, интервенции (по покупке  валюты) были значительными, однако  с

августа и до конца года Центробанк почти не вмешивался в  работу рынка. Хотя в это время  растет объем интервенций по продаже  валюты. Их

пришлось увеличить в  целях компенсации оттока частного капитала из

страны.

Вместе с тем, повышающийся вклад в формирование курсовых

тенденций динамики потоков  капитала, которые зависят от трудно

прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и 

характеризуются высокой  волатильностью, формирует значительную

неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной  перспективе.

Однако в данном документе  несколько ранее написано: в то же время 

стабильный курс рубля  будет способствовать росту спроса на

национальную валюту как  средство сбережения.

Из приведенных цитат  следует, что Банк России указанном

документе одновременно прогнозирует две противоположные тенденции:

«стабильный курс рубля» и  «неопределенность его динамики», что 

свидетельствует о непредсказуемости  регулятора валютной политики в

среднесрочной перспективе  для экономических агентов, а  также о 

возможной дифференциации в  предпочтениях тех, кто готовил  документ,

и/или о их желании угодить разным политическим силам

Таким образом, Банк России будет пытаться применять более 

гибкую валютную политику, однако в случае ужесточения внешних

условий ЦБ РФ, скорее всего, вернется к политике серьезных интервенций 

на валютном рынке. Укрепление реального курса рубля (через рост цен

или номинальное укрепление) отрицательно скажется на

конкурентоспособности российских предприятий.

Базовыми рисками для  планов денежной политики ЦБ РФ остаются

внешний факторы. В основном Банк России строит свою политику,

отталкиваясь от цены на нефть и прогнозов притоков/оттоков  капитала

частного сектора и  сектора гос. управления. При этом в прогнозах и самой 

денежной политике мало внимания уделяется развитию сегментов 

национальной экономики  и возможным форсмажорным обстоятельствам на внешних рынках. Неустойчивые темпы экономического роста, высокие

бюджетные расходы и относительная  слабость российской экономики и 

банковского сектора не позволяют  ЦБ перейти на полноценный режим 

таргетирования инфляции.

Проанализировав основные направления  денежно-кредитной

политики, можно сделать  вывод, что Банк России выбрал курс на

постепенный и медленный  переход к режиму инфляционного

таргетирования, то есть переход от воздействия на валютный курс путѐм

интервенций на валютном рынке  к контролю над ставками денежного

рынка посредством инструментов предоставления ликвидности.

В целом денежная политика, как и раньше, остается пассивной 

(реакционной). Банк России  по-прежнему не формирует макроусловия и

стимулы развития российской экономики, а реагирует на изменение 

прежде всего внешних факторов (цены на нефть и потоки капитала).

У выбранного консервативного  монетарного курса есть и вполне

определенные минусы. В  частности, настоящий, а не формальный переход 

к режиму таргетирования инфляции сулит усиление международной

конкуренции для российской легкой и тяжелой промышленности,

снижение общего уровня жизни  в моногородах и целых регионах, не

обладающих возможностями диверсификации экономики. Поэтому важна

компенсационная таможенная, тарифная и бюджетная политика

правительства для поддержания  стратегических инициатив Банка  России

по переходу на новый режим  денежной политики.

В целом, действия Банка России на валютном рынке направлены на

укрепление курса рубля, при этом он будет последовательно  сокращать 

прямое вмешательство  в процессы курсообразования. Также, ЦБ ставит

приоритет на таргетирование инфляции.

 

 

6. Список литературы.

1. Миклашевская Н.А. Международная экономика. Учебник/Н.А. Миклашевская, А.В. Сидорович.–М.: Дело и Сервис, 1998. – 272с.

2. Райзберг Б.А. Курс экономики. Учебник/Б.А.Райзберг. – М.: ИНФА-М, 2000. – 716 с.

3. Булатов А.С. Экономика. Учебник.3-е изд., перераб. и доп./Под ред д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. – М.:Юристъ, 2001. – 896с.

4. Булатов А.С. Экономика. Учебник/ Под ред проф. А.С.Булатова. – М.:Юристъ, 1999. – 734с.

5.        Учебно-практическое пособие Экономическая политика Ускенбаева А. Р. для дистанционного обучения студентов всех специальностей.

Информация о работе Сущность и формы валютной политики