Сущность и формы валютной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Валютная политика – это совокупность всех мероприятий, проводимых государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной валюты, т.е. валютная политика – не цель, а средство проведения экономических реформ. Валютная политика выполняет роль переходного моста на стыке национальной и мировой экономики. Валютная политика – относительно самостоятельная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики страны. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса.

Файлы: 1 файл

валютная политика.docx

— 74.82 Кб (Скачать файл)

Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она  обладает несомненным достоинством: гибкие валютные курсы автоматически  корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты платежных балансов.

Однако возможно появление  ряда проблем:

1) неопределенность в  изменении валютного курса ведет  к сокращению торговли и свертыванию  внешнеэкономической деятельности;

2) условия торговли страны  могут ухудшаться при падении  международной котировки ее валюты;

3) свободное колебание  валютных курсов может оказывать  депрессивное воздействие на  отрасли, производящие товары  на экспорт.

Сравнительная эффективность  режимов гибкого и фиксированного валютного курсов представлена в таблице:

Фиксированный курс

Гибкий курс

1. Эффективен при значительных валютных резервах ЦБ

1. Эффективен в стабильных экономиках с многосторонними внешнеторговыми отношениями, с предсказуемой фискальной и монетарной политикой

2. Эффективен как номинальный «якорь» при отсутствии неожиданных ценовых шоков (в целях сближения темпов инфляции и двух странах)

2. Эффективен в условиях гиперинфляции

3. Эффективен в случае «привязки» к СДР или евро

3. Эффективен в системе управляемого                плавания

4. Неэффективен при кризисе платёжного    баланса, поскольку неизбежна макроэкономическая корректировка

4. Эффективен для урегулирования кризиса платёжного баланса

5. В режиме фиксированного  валютного курса эффективность  фискальной политики относительно  выше, чем монетарной, так как  весь эффект от изменения денежной  массы уходит на цели поддержания  валютного курса и не затрагивает  уровней занятости и выпуска

5. В режиме гибкого  курса эффективность монетарной  политики относительно выше, чем  фискальной, поскольку свободные  колебания валютного курса могут  усиливать эффект вытеснения  и инфляционное давление, сопровождающие  фискальную экспансию


Измененный в 1978 г. Устав МВФ предоставил странам-членам свободу выбора режима установления валютного курса, что привело к возникновению различных модификаций систем регулирования обменных курсов.

В целом, учитывая степень  вмешательства государства (в лице центрального банка) в механизм регулирования  плавающего валютного курса, выделяют:

 

1) "чистое плавание" - формирование валютного курса  в стране без вмешательства центрального банка;

2) "грязное плавание" - формирование валютного курса  при активном участии центрального банка.

В 80 странах был установлен фиксированный режим денежных единиц.

Ряд стран фиксировали  свои валюты к одной из иностранных  валют, например валюты 21 страны привязаны  к доллару США, у 14 франкоязычных  африканских стран курс их валют  был зафиксирован к французскому франку (Камерун, Бенин и др.). У  отдельных стран для фиксации валютного курса выбран курс валюты стран, являющихся главными торговыми  партнерами, например у Бутана - индийская  рупия, у Лесото и Намибии - южноафриканский  ранд. Некоторые страны фиксировали  свои валюты по отношению к валютной корзине, например к СДР (Ливия, Мьянма, Сейшельские острова). 19 стран - к  различным валютным корзинам, составленным по усмотрению самих стран: Бангладеш, Бурунди, Кипр, Исландия, Непал, Таиланд, Чехия и др.

Страна, установившая фиксированный  паритет своей валюты, может в  любое время вернуться к плавающему курсу.

Разновидностью ограниченно  гибкого курса является установленная  временная целевая зона, т. е. параметр, к которому необходимо стремиться. В отдельных случаях правительство  может считать целесообразным временное  поддержание несколько заниженного  курса национальной валюты в интересах  стимулирования экспорта и выравнивания диспропорций платежного баланса.

Модификацией стратегии  целевой зоны является установление пределов колебания валютного курса, т. е. валютного коридора. Такой режим  поддерживался в Чили с 1986 по 1992 г. по отношению к доллару, в Израиле  с 1986 г. - по отношению к корзине валют, состоящей из валют стран - основных торговых партнеров. Как правило, введение валютного коридора оправдано, если в стране достигнута стабилизация основных макроэкономических параметров, но уровень инфляции продолжает оставаться высоким, и это не позволяет осуществить переход либо к фиксации валютного курса, либо к свободному плавающему валютному курсу.

Иногда валютный коридор  устанавливается по отношению к  центральному паритету, который может  пересматриваться через определенный период времени в связи с истощением валютных резервов или их увеличением. Поскольку центральный паритет  как бы ползает, то такой механизм установления валютного курса называется ползучей фиксацией. Ползучая фиксация валютного курса придает валютному  рынку некоторую определенность, позволяет избежать резких спекулятивных  атак на валютный курс и вносит элемент  дисциплины в денежное хозяйство. Однако данная политика неприемлема, если макроэкономические показатели требуют изменений валютного  курса, например, в случае необходимости  оказания поддержки национальным экспортерам.

Вероятность кризисов в мировой  финансовой системе заставляет искать способы и формы коллективного  регулирования и повышения прозрачности мировых финансовых рынков, обеспечения  открытости информации о состоянии  валютного регулирования и банковского  надзора. Политика государства в  области регулирования валютного  рынка характеризуется различной  степенью участия. В связи с этим существуют две противоположные  системы организации валютного  рынка:

- косвенное регулирование  валютного курса (в рамках режимов  гибких или плавающих валютных курсов);

- прямое сильное государственное  вмешательство в функционирование  валютного рынка и регулирования  курса.

 

 

 

 

 

4. Валютная политика  отдельных стран.

Валютная политика латиноамериканских государств. Реформирование внешней и внутренней политики Чили представляет собой смену зачастую полярных парадигм. В процессе осуществления валютной политики можно отметить ту или иную методику использования разных инструментов на том или ином историческом промежутке времени. Так, один из этапов реформы сопровождался изменением ориентиров в экономической политике, поскольку заниженный обменный курс чилийского песо наряду с высокими процентными ставками и либерализацией внешней торговли вызвал массовое банкротство предпринимателей. В такой ситуации правительство Чили использует тактические приемы валютной политики, рассчитанные на краткосрочные периоды, т.е. лишь девальвацию. Понимая необходимость предотвращения новой волны банкротств, оно объектом своего контроля определило и финансовое состояние коммерческих банков. Протекционистский режим в основных экспортопроизводящих отраслях нормализует состояние внешнеторгового платежного баланса.

С точки зрения овладения  методами валютной политики, интерес  представляют для нас стратегические и тактические подходы политики Бразилии. Практика хозяйствования Бразилии отмечает последовательное осуществление  антиинфляционных программ. Ставку на инфляционные методы финансирования правительство  вынуждено было сделать из-за нехватки ресурсов. Темпы инфляции в 1970 году выражались двухзначными цифрами, но в 1989 году инфляция вышла из под контроля и уровень ее достиг 1763%. Внешние долги 1980-1990 годов выросли в два с лишним раза, а ежегодный платеж поглощал 33% экспортных доходов страны. В 1986 году в целях преодоления инфляции и упорядочения финансов страны была введена новая денежная единица и установлен твердый ее курс к доллару США. Такое финансовое положение страны требовало сокращения социальных расходов и фиксации различных цен. Следует признать, что это позволило на непродолжительный период времени обуздать темпы инфляции. Кроме вышеназванных факторов, а также и таких, как снижение банковских процентных ставок, вынудило население резко увеличить свой потребительский спрос, что и дало толчок к импульсу роста производства. Валютная реформа упразднила официальный фиксированный курс и политику минидевальвации. В конечном счете была создана конкурентоспособная экономика, позволившая новой Бразилии войти в мир как жизнеспособный субъект международных отношений и получившая название "бразильское чудо".

Валютная политика развитых стран. Признание Вашингтоном в 1971 году запрета на размен долларов на золото окончательно подтвердило его непригодность как мировой валюты. А тем временем мировое хозяйство постепенно переходило к плавающим валютным курсам. Таким образом, второй этап валютной политики на мировой арене противоположную ситуацию обеспечил Японии и Западной Европе, накопившим к тому времени активы торгового, платежного, инвестиционного баланса. Следует признать, что к концу 60-х годов страны Западной Европы из-за нестабильности доллара испытывали неудобства, что заставляло их не раз девальвировать или ревальвировать свою валюту. Этим и объясняется создание экономического и валютного союза (ВС) с собственной европейской валютой (ЭКЮ), которая используется в расчетах между его участниками. Перед ЭКЮ ставится задача превращения ее в реальное, платежное, резервное средство, свободно конвертируемое с основными валютами.

Стабилизация положения  Японии позволила ей укрепить независимость  цены от внешних факторов и обеспечить себе место как самого крупного международного кредитора. Но с вступлением мирового финансового хозяйства на новый  этап (1980-1985 гг.) в определенной мере вновь изменился баланс сил в  пользу США. За 5 лет по отношению  к корзине десяти основных валют  он повысился на 60%. Падение спроса и мировых цен на нефть при  росте импорта стран ОПЕК превратило страны в получателей долларовых займов. В этот период США резко  увеличивают банковские учетные  и процентные ставки, и это сделало  кредитный рынок США одним  из привлекательных рынков. Соединенные  штаты Америки используют и другие рычаги, для чего в целях снижения темпов инфляции неоднократно поднимают  учетную ставку центрального банка, которая ведет к повышению  процентных ставок коммерческих банков, а в 1984 году отменяют 30%-ный налог на доходы иностранных владельцев американских ценных бумаг.

Все это не могло не сказаться  на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как  ухудшился торговый и платежный  баланс. Последнее требовало оживления  экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых систем. Федеральная резервная система  вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся  схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.

Валютная политика государств АТР. Финансовый кризис, охвативший страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), безусловно, будет иметь далеко идущие последствий, особенно во внешнеэкономической политике стран, и окажет воздействие на внутреннюю политику государств. Как показала практика, многие субъекты рынка - компании, банки - стали жертвами этой финансовой дестабилизации. Причины финансового кризиса в АТР можно свести к следующему:

• - высокая доля запредельных инвестиций в недвижимость на территории иностранных государств;

• - установление тесных связей правительств с отечественными компаниями за рубежом;

• - наличие субсидирования, часть из которого в завуалированной форме обеспечивает ключевым отраслям промышленности элемент иждивенчества;

• - неограниченное расширение промышленности, то есть экстенсивного развития и обеспечение роста экономики не за счет роста промышленности, внедрения новых технологий и качественного улучшения менеджмента;

• - "бегство" капитала на фондовых биржах;

• - снижение курса национальной валюты;

• - нерациональное распределение между долгосрочными и краткосрочными кредитами, превышение доли последних.

Обязательным элементом, составляющим стратегию догоняющего  роста, как правило, служил низкий курс валюты, который способствовал росту  сбережений и наращиванию инвестиционного  потенциала. Данная стратегия, использованная "азиатскими тиграми", и поныне продолжает иметь место в ряде этих стран. В частности, официальный  курс юаня находится на уровне в  пять раз ниже, чем паритет покупательской способности, и на рынке китайские  товары продаются по ценам в пять раз ниже американских. Безусловно, накопление валюты позволяло центральным  банкам занижать курс собственных валют.

Начавшийся кризис в Юго-Восточной  Азии обусловил необходимость проведения девальвации валют - за три месяца на 15-30%. Как показывает практика, в случаях таких валютных кризисов наряду с девальвацией можно использовать и традиционные инструменты: операции с ГКО, нормы резервирования, ставки рефинансирования центрального банка. Однако последствия девальвации значительно шире ~ ведь от ее проведения проблемы будут испытывать все валютные должники. Это последствие целесообразно использовать для нормализации финансового сектора. Однако следует помнить, что, если девальвация будет достаточно масштабной, инвесторы не покинут национальный рынок и, увеличивая доходы, справятся с долговыми обязательствами. Достаточная прочность национального банковского сектора может выдержать "бегство" капитала из страны, если же нет, то следует ограничивать иностранные краткосрочные инвестиции, поскольку снятие контроля за движением капитала сделает страну открытой для широкомасштабных валютных спекуляций.

Финансовый кризис, развившийся в Юго-Восточной Азии, берет свое начало с экономики Таиланда, который финансировал свои капвложения за счет внешнего заимствования. Особенностью экономики этой страны явилась мягкость денежной политики, и объемы денежной массы увеличивались с одновременным увеличением масштабов кредитов. Коммерческие банки страны преимущественно направляли их для инвестирования и осуществления спекулятивных операций на рынках недвижимости и земли. С начала 1997 года международные финансовые организации осуществили ряд крупномасштабных спекулятивных операций с таиландским батом к середине года, и отечественные предприятия усилили давление на обменный курс, поскольку огромные валютные обязательства ставили под угрозу возможность выплаты долгов. При этом попытки правительства затормозить падение бата путем подключения международных резервов не дали существенных результатов. В конечном счете произошло резкое обесценение бата по отношению к доллару. В такой ситуации процесс инвестирования в экономику стал рискованным, а многие инвесторы прекратили кредитование. Аналогичным образом обострилась ситуация на финансовых рынках Южной Кореи и Сингапура, Тайваня, Малайзии и Индонезии. Очередная волна кризисных явлений затронула Гонконг и распространилась на территорию Латинской Америки, Россию, приобрела масштабы глобальной угрозы, поскольку в большинстве стран развивающегося мира происходило снижение обменного курса, росли процентные ставки по долговым обязательствам, наблюдалось падение биржевых индексов. Эта ситуация предопределила в процессе урегулирования необходимое вмешательство МВФ и взятие обязательств по уменьшению дефицита бюджета, ужесточение денежно-кредитной политики, а также урегулирование банковских систем. Финансовая паника на мировом фондовом рынке постепенно продвигалась на рынки Европы, однако реакция правительств многих государств на данную ситуацию была различной и, как показал опыт, чем быстрее правительство принимало ряд мер, тем быстрее шла адаптация к внешнему шоку.

Информация о работе Сущность и формы валютной политики