Сравнительный анализ стратегий США, РФ и европейской стратегии безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:14, практическая работа

Описание работы

Стратегия национальной безопасности США. В документе, вышедшем в свет в 2010 г. выделяются четыре аспекта:
• безопасность;
• экономическое процветание;
• продвижение «универсальных ценностей»;
• укрепление миропорядка под американским руководством.
Стратегия европейской безопасности выделяет следующие задачи:
Международная идентичность ЕС . Политическая сплоченность, солидарность и преемственность, и те же элементы, которые гарантируют актуальность ЕС в глазах своих граждан, являются основными строительными блоками для внешнего проекции Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Стратегии национальной безопасности Российской федерации до 2020г.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ Стратегии  национальной безопасности Российской федерации до 2020г., Стратегии национальной безопасности США (The National Security Strategy of the USA) и Европейской стратегии безопасности (The European Security Strategy  2003-2008. Building on common interests).

  1. The National Security Strategy of the USA.

Стратегия национальной безопасности США. В документе, вышедшем в свет в 2010 г. выделяются четыре аспекта:

    • безопасность;
    • экономическое процветание;
    • продвижение «универсальных ценностей»;
    • укрепление миропорядка под американским руководством.

«Стратегия национальной безопасности» Обамы сохраняет  упор на поддержание американского  лидерства в мире. Вместе с тем  подход нынешнего руководства США  содержит ряд важных нововведений не только тактического, но и стратегического  характера.

Впервые в стратегии предлагается интегрировать основные инструменты  американской мощи: дипломатию, военную  силу, экономические инструменты, разведку; силы обеспечения внутренней безопасности.

Стратегия Обамы представляет собой попытку интегрировать  внутренние и международные аспекты  национальной безопасности.

Экономическая безопасность. Проблема внутренней безопасности в  новом документе больше не сводится к защите от террористической угрозы.  Первостепенное значение в стратегии  уделяется вопросам восстановления американской экономики. Особый упор делается на развитие образования, здравоохранения, науки и техники, а также решения  проблемы дефицита государственного бюджета. Это необходимо для того, чтобы  восстановить способность к инновациям и конкурентоспособность экономики США.Особое внимание при этом уделяется необходимости реформы системы здравоохранения, что позволит сократить темпы роста расходов на медицинское обслуживание.

Белый дом обещает предоставить «полное образование всем американцам» и выйти к 2020 году на 1-е место  по доле лиц с высшим образованием в населении страны. Упор предлагается сделать на математику и технические  науки. Это должно обеспечить наращивание  человеческого капитала в США.

Вместе с тем заявляется, что НИОКР играют «центральную роль в развитии нашего национального потенциала». Объявляется, что «инновации – это основа американского могущества».

На первое место ставится задача обеспечить лидерство США  в создании «чистых энергетических технологий». В новой стратегии  говорится, что «страна, которая  возглавит мир в создании экономики, основанной на чистой энергетике, получит  значительные преимущества».

Кроме того, в документе  подчеркивается необходимость сохранить  американское преимущество в космических  исследованиях и инвестировать  в создание нового поколения космических  технологий.

В стратегии довольно много  говорится об обеспечении безопасности киберпространства. При этом отмечается, что информационные технологии обеспечивают военное превосходство США, но делают американскую гражданскую экономику  чрезвычайно уязвимой. В этой связи  предлагается ликвидировать «цифровую  безграмотность» и активизировать государственно-частное партнерство.

Роль военного фактора.  Администрация Обамы, как известно, продолжает наращивать военный бюджет. Однако в документе предлагается сократить «ненужные расходы». При  этом отмечается, что это имеет  особое значение для Пентагона, на долю которого приходится 70% всех федеральных  закупок. Но пока о сокращении военных  расходов речь не идет, хотя дается обещание «сократить или реструктурировать  устаревшие, дублирующие, неэффективные  и ненужные программы».

В документе провозглашается, что США намерены сохранять военное  превосходства и способность  «возобладать» над любыми потенциальными противниками. Поэтому «Стратегия национальной безопасности» всячески подчеркивает, что США намерены сохранять подавляющее  «военное превосходство в обычных  вооружениях» (превосходство в ядерных  вооружениях не упоминается) и будут  оставаться единственной державой, способной  применять военную силу по всему  миру. Вместе с тем новая стратегия отказывается от бушевского тезиса о «глобальной войне против терроризма». Вместо этого ставится гораздо более узкая задача – борьба против «Аль-Каиды» и сети ее союзников. Подчеркивается также, что США не ведут войну против ислама как религии. Основное внимание в борьбе с террористами уделяется Афганистану и Пакистану, которые объявлены «эпицентром насильственного экстремизма».

Однако в то же время  фиксируется цель ядерного разоружения, хотя заявляется, что «эта цель не будет достигнута во время пребывания у власти нынешней администрации». Кроме того, подчеркивается значение нового Договора СНВ с Россией. Но самой главной угрозой американскому народу объявляется «террористическая атака с использованием ядерного оружия».

Права человека. Во-первых, отмечается, что Вашингтон сам должен на деле защищать права человека у себя дома. То есть признается, что ситуация с  правами человека в США не идеальна и надо исправлять «прошлую несправедливость»  и имеющиеся «недостатки». Во-вторых, впервые отмечается важное значение экономических прав и свобод, избавление от бедности. В-третьих, утверждается, что США не будут навязывать свою модель демократии, а опираться на «силу примера» и вести диалог по вопросам прав человека даже с «недемократическими режимами».

США в полицентрической системе  международных отношений. Вместе с  тем в документе провозглашается  приоритет коллективных действий мирового сообщества в рамках международного права, подчеркивается необходимость  укрепления международных институтов. Особое внимание уделяется взаимодействию с американскими союзниками –  странами НАТО (особенно с Великобританией, Францией, Германией), а также Японией, Южной Кореей, Австралией и др. Стоит  отметить, что в документе вообще не упоминается расширение Североатлантического альянса и придание НАТО глобальных функций.

К числу глобальных вызовов, с которыми предлагается бороться коллективными  усилиями, относятся: изменения климата; пандемии; транснациональная преступность и т.п.

Особый интерес вызывает оценка отношений США с «новыми  центрами влияния», с которыми администрация  Обамы намерена развивать «партнерство».

 

Подход к Китаю характеризуется, с одной стороны, призывом к Пекину взять на себя часть ответственности  за поддержание стабильности мировой  финансовой и экономической системы, «сотрудничая с США».

С другой стороны, отмечается наличие проблем, например, в сфере  прав человека или в связи с  модернизацией китайских вооруженных  сил.

Иным является подход к  Индии. Здесь подчеркивается общность ценностей и интересов «двух  самых больших демократий в мире». В новой стратегии обходится  вопрос о ядерном оружии Индии  и необходимости присоединения  этой страны к ДНЯО. Из этого следует, что американо-индийское сотрудничество рассматривается как способ сдерживания  растущей мощи Китая.

Что касается России, то признается, что она «вернулась на международную  арену и говорит сильным голосом». Главный упор в американо-российских отношениях делается на сокращения ядерных  арсеналов и укрепление режима нераспространения. Провозглашается, что США намерены «строить стабильные, существенные, многомерные  отношения с Россией, основанные на общих интересах». Вместе с тем  в тексте документа содержатся неоднозначные  положения. Утверждается, что администрация  Обамы «поддерживает усилия в  России, чтобы развивать правление  закона, подотчетное правительство  и универсальные ценности». В  заключении «Стратегии национальной безопасности» говорится о необходимости тесного сотрудничества исполнительной и законодательной ветвей власти, а также необходимости двухпартийного сотрудничества в этой сфере.

  1. The European Security Strategy  2003-2008. Building on common interests

Стратегия европейской безопасности выделяет следующие задачи:

Международная идентичность ЕС . Политическая сплоченность, солидарность и преемственность, и те же элементы, которые гарантируют актуальность ЕС в глазах своих граждан, являются основными строительными блоками для внешнего проекции Европейского Союза. Мягкая сила ЕС, является важным компонентом международных действий ЕС. Это делает Союз желаемым актором, в некоторых случаях даже в случае военного вмешательства. ЕС нуждается в улучшении координации и согласованности политики, в том числе между ее внутренней и внешней политики. Преодоление разрыва между секторальной политики и ведомств должны также быть приоритетом для Союза в формировании многосторонней системы в целом.

Стратегическое партнерство  согласуются с правами человека. ЕС должен последовательно проводить свои интересы и продвигать свои универсальные ценности в проведении внешней политики. ЕС должен устанавливать стратегические партнерства с другими глобальными игроками и региональными державами.

Безопасность человека. Концепция безопасности человека, где акцент ставится на гражданине, в отличие от государства, является наиболее совместимой с ценностями и интересами ЕС. Защита прав человека должна таким образом быть основополагающим компонентом всех миссий ЕПБО (Европейская безопасность и оборона).

ЕПБО является элементом  внешней политики ЕС. Успех миссий ЕПБО зависит не только от их военной составляющей, но, прежде всего, от внешнеполитической инициативы, в возможности решения политический проблем дипломатическим путем.

Построение более мощной ЕПБО . Почти 10 лет после запуска ЕПБО и развертывания более 20 миссий, следует признать, что существует необходимость, чтобы поддержать свои возможности и структуры для того, чтобы адекватно отражать роль, которую ЕПБО играет в международной безопасности. Небольшие группы стран должны более тесно сотрудничать по конкретным проектам и делиться возможностями, и более высокая доля оборонных бюджетов должна быть потрачена на оборудование. Концепция «постоянного структурированного сотрудничества», содержащейся в Лиссабонском договоре (в случае ратификации всеми государствами-членами) может помочь более тесное сотрудничество между национальными министерствами обороны.

Дефицит когерентности . Реализация стратегии ЕС страдает от институциональной слабости относительно проведения внешней политики. ЕС должен эффективно работать с другими организациями и странами. Например, в Афганистане он должен работать с НАТО и США. Одна из основных проблем является то, что структуры ЕС не предназначены, чтобы иметь единую цепочку инстанций. Контекст сотрудничества между ЕС и НАТО изменился, США принимает ЕПБО.Тем не менее, все еще ​​существуют некоторые проблемы в отношениях, такие как отсутствие военного потенциала, отсутствием форума ЕС-США по стратегическому диалогу. В целом сотрудничество между ЕС и НАТО слишком специально и требует более системного подхода для выработки общих стратегических. ЕС и НАТО также должны пересмотреть свой ​​подход к борьбе с терроризмом, так как «войны с терроризмом» не удалось. И ЕС должен разработать общую позицию в отношении будущего развития НАТО, а также воздействие потенциального расширения НАТО на политику безопасности и обороны ЕС.

Существует явная необходимость  установления политики равновесия между Востоком и Югом, для того, чтобы построить общую внешнюю политику и политику безопасности, способной интегрировать конкретные интересы государств-членов. Существуют перспективы переговоров о торговых соглашениях с Марокко и Украиной, так как это согласуется с общей целью проекта политических конвергенции. Это означает, что Европа должна быть в состоянии выполнить свои принципы, в том числе свободного передвижения людей.

Особое внимание в концепции  уделяется борьбе с сепаратизмом, а также с предотвращением  конфликтов на территории Европы.

В центре внимания и дебатов  в 2008 году перешла от таких типов проблем, выделенных в 2003 году, как терроризм, распространение наркотиков и организованной преступности - на глобальные вызовы, которые относятся к безопасности, такие как изменения климата и энергетики, который рассматривается как основной долгосрочной перспективе проблемы, и новые виды проблем, связанных с разворачивающимся финансовым кризисом. Работа с новой американской администрацией . Даже в условиях все более многополярного мира, нет никаких сомнений в том, что США останутся мощным и ключевым партнером для Европы. ЕС должен быть ясно, на своих приоритетов для сотрудничества с новой администрацией США, сосредоточив внимание на эффективной многосторонности, на Большом Ближнем Востоке и в России. Кроме того, смена администрации в США предоставила возможность для ЕС, создать возможности для более глубокого американского участия в ратификации и осуществлении Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.

Глобальное управление имеет  первостепенное значение для эффективной  многосторонности, и из-за этого  она должна быть первостепенным стратегическим приоритетом для Союза.

  1. Стратегия национальной безопасности РФ.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности. Она сохраняет преемственность принятых политических установок в области национальной безопасности, в первую очередь Концепции национальной безопасности Российской Федерации, и уточняет государственную политику в области обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу, увязанную по целям и задачам с социально-экономическим развитием Российской Федерации. Особенность Стратегии - ее социальная и социально-политическая направленность, которая состоит в том, что национальная безопасность обеспечивается исходя из принципа «безопасность - через приоритеты устойчивого развития», то есть - через достижение стратегических национальных приоритетов, в числе которых - национальная оборона, государственная и общественная безопасность, а также приоритеты устойчивого социально-экономического развития государства - повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.

Стратегическими целями обеспечения  национальной безопасности являются вхождение  России в среднесрочной перспективе  в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в  экономической и технологической сферах.

Информация о работе Сравнительный анализ стратегий США, РФ и европейской стратегии безопасности