Создание и функционирование предприятий с иностранными инвестициями в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является изучение понятия иностранных инвестиций и этапов создания предприятий с иностранными инвестициями в России. Достижение целей привело к необходимости решения следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность инвестиций, их классификацию;
2. Исследовать роль и место иностранных инвестиций в экономике России;
3. Рассмотреть процесс создания совместных предприятий в России

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Экономическая сущность инвестиционной политики РФ…………4
1.1. Экономическая сущность инвестиций……………………………………...4
1.2. Роль и место иностранных инвестиций в экономике России……………10
1.3. Нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций……….17
ГЛАВА 2.Характеристика совместных предприятий…………………………20
2.1.Введение понятия совместное предприятия……………………….………20
2.2. Создание совместного предприятия………………………..……………..24
2.3.Состояние и развитие СП в РФ……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….32
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая МЭО.docx

— 73.11 Кб (Скачать файл)

1.2 Роль и место  иностранных инвестиций в экономике  России

Использование иностранных  инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия  экономики страны в международном  разделении труда и притоком капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные  инвестиции, создавая благоприятный  инвестиционный климат. В то же время  существуют и другие мнения о нежелательности  широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.

Вместе с тем Россия не может стоять в стороне от активного  привлечения и использования  иностранных инвестиций.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные  национальные хозяйства не могут  эффективно функционировать без  притока капитала в международном  масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость  и одна из важнейших отличительных  черт современного мирового хозяйства  и международных экономических  отношений.

Россия, являясь крупнейшей страной с переходной экономикой, относится экспертами Всемирного банка  к «возникающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических реформ, наша страна активно привлекает иностранный  капитал. За прошедший период отмечаются принципиальные изменения в масштабах и формах участия страны в международном движении капитала: устранены ограничения на привлечение зарубежных капиталов, созданы правовая и законодательная основы иностранного инвестирования, определен механизм регулирования иностранных капиталовложений на федеральном и региональном уровнях.

Любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению  национального дохода, столкнется с  неразрешимыми трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.

«Значение иностранных капиталовложений и для России, безусловно, значительно. Подобно другим странам, Россия рассматривает  иностранные инвестиции как фактор:

1) ускорения экономического  и технического прогресса;

2) обновления и модернизации  производственного аппарата;

3) овладения передовыми  методами организации производства;

4) обеспечения занятости,  подготовки кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики.

В России привлечение иностранных  инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. На фоне сложившейся ситуации с внутренними инвестициями доля зарубежных капиталовложений возрастает. Отмечается значительное увеличение притока иноинвестиций за период 2000-2007 гг. почти в 4 раза, но в 2008 году немного снизился в связи с мировым экономическим кризисом. (Приложение 2)[12]Для перевода всего хозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить всех инвестиционных проблем в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.

         

Обрабатывающие производства являются самой крупной сферой иностранных  инвестиций, привлекшие за 2006 г.- 33,5%, за 2007 г. - 26,4 % и за 2008 г. -32,8 %.

Стабильный интерес иностранцев  вызывает отрасль обработки древесины  и производства изделий из дерева, что не удивительно, учитывая колоссальные запасы древесины, которыми обладает наша страна. За 2006 г. в данную отрасль  поступило 535 млн. долл. США, а 2007 г. 528 млн. долл, за 2008 год 812 млн. долл. США «Отдельно хотелось бы отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет неохотно, но где назрела острая необходимость в модернизации и реконструкции как в связи с необходимостью повышения общего уровня международной конкурентоспособности российской экономики, так и для решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, производство электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, производство измерительных и оптических приборов, медицинской техники - все эти сферы лишены внимания иностранных инвесторов во многом по тем же причинам, что и сельское хозяйство. Зарубежным партнерам гораздо выгоднее импортировать в нашу страну готовое оборудование с высокой долей добавленной стоимости, чем организовать современные производства аналогичной продукции, технологии которых могли бы потенциально помочь нашей стране повысить свою конкурентоспособность. Еще одним ярким примером можно назвать положение с участием иностранных инвестиций в финансировании российского производства судов, летательных и космических аппаратов.» [5]

Крайне неудовлетворительно  положение дел с инвестированием  машиностроительного комплекса  и отраслей высоких технологий.

Заметно проявляется интерес  иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.

«Рассматривая секторальное распределение иностранных инвестиций в России, необходимо отметить их несоответствие общемировым тенденциям. В России в первичном секторе (добывающие отрасли, сельское, лесное и рыбное хозяйство) сконцентрировано 24,8 % инвестиций; во вторичном секторе (обрабатывающая промышленность) 32,7 %; в третичном секторе (сфера услуг и наукоемкие технологии) - около 42 %.» [9]Таким образом, доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых в первичный сектор экономики, остается значительно выше, а во вторичный и третичный - заметно ниже среднемировых показателей.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли РФ, для выхода на устойчивую траекторию роста в ближайшие 10 лет России необходимо 150 млрд. долл. Но даже при  идеальных условиях за счет всех имеющихся  внутренних источников привлечения  иностранного капитала реально, видимо, может быть аккумулировано не более 120 млрд. долл.» [9]Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации (возвращение на родину) «убежавшего» из России капитала. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. Как свидетельствует мировой опыт продуманная политика привлечения иностранного капитала самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, к которым можно отнести следующие: приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только нерациональному использованию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии (увеличение объема) добывающих отраслей; государственное регулирование процесса привлечения иностранного капитала слабо, отсутствует жесткий экологический контроль за действием ряда предприятий с иностранным капиталом; участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов.

Хозяйственная практика подтверждает, что иностранные инвестиции нужны  и важны. Среди существующих в  России основных форм собственности  видное место занимают смешанная (с  иностранным участием) и чисто  иностранная. На их долю приходится свыше 20% основного капитала промышленности.

Исследования показывают, что на совместных и иностранных  предприятиях показатели эффективности  производства - производительность труда, фондоотдача - выше, чем на предприятиях других форм собственности. Это связано  с использованием более современной  технологии и оборудования, методов  управления, подбора и расстановки  кадров, с финансовой «прозрачностью»  и, соответственно, со значительно более  низким уровнем коррупции и злоупотреблений, чем в среднем в промышленности. Поэтому при оценке роли и места  иностранных инвестиций важно использовать не только количественные, стоимостные, но и качественные показатели.

Россия существенно отличается от других государств по масштабам  экономики и специализации, по сложности  решаемых проблем. Это влияет на объемы, динамику и структуру привлекаемых инвестиций. Для России характерна четко выраженная неравномерность  в динамике отраслевой и региональной направленности иностранных инвестиций. За последние годы отмечается существенный рост притока прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) по сравнению с низким уровнем предыдущих лет. В результате Россия опередила другие страны Центральной  и Восточной Европы по годовым  притокам ПИИ и догнала ведущие  из них по их накопленному объему. Однако современное положение России показывает существенное отставание от других «возникающих рынков», и особенно от Китая. Пока приток иностранного капитала в Россию не соответствует потребностям национальной экономики, потенциал страны в области  привлечения ПИИ остается нереализованным. Согласно оценкам ЮНКТАД, Россия относится  к группе стран с высоким потенциалом  привлечения ПИИ и их низким притоком.

Но нынешняя доля в годовом  притоке иностранного капитала прямых иностранных инвестиций очень низка. Так, в 2010 г. она составила 23 %, в 2011 -26 %.

Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные  корпорации (ТНК). Они проявляют интерес  к тем отраслям, где они имеют  по сравнению с национальными  компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых  можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квалифицированной рабочей  силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации  всех внутрифирменных операций. Наивысший  эффект эти преимущества дают в услугах  и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.

По состоянию на конец сентября 2010г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).

Основные страны-инвесторы. - Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Можно с уверенностью сказать, что иностранные инвестиции являются неотъемлемой частью экономики любой  развивающейся станы, в том числе  и России. Их роль очень велика. С  их помощью можно усовершенствовать  технологии, развивать отрасль, куда поступают инвестиции.

Но существует мнение о  недостатках широкого поступления  иностранного капитала в российскую экономику.

Также необходимо обеспечить эффективное использование привлеченных иностранных инвестиций.

Поэтому необходим контроль со стороны государства и проведение продуманной инвестиционной политики.

Хотелось бы отметить, что  Россия рассматривает иностранные  инвестиции как фактор; ускорения  и технического прогресса; обновления и модернизации производственного  аппарата; обеспечение занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

В России привлечение иностранных  инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ.

1.3 Нормативно-правовое  регулирование иностранных инвестиций

Правовое регулирование  инвестиционной деятельности состоит  в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка  и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и  форм государственного воздействия  на инвестиционные процессы.

Инвестирование может  происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем  приобретения патента или прав пользования  по лицензионному договору, приобретением  товарного знака и т.д.

25 февраля 1999г. года  был принят закон "Об инвестиционной  деятельности в РФ" № 39-ФЗ, а  9 июля 1999 года - закон "Об иностранных  инвестициях в РФ" № 160-ФЗ. Согласно  этим законам инвестицией называются  денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе  имущественные права, иные права,  имеющие денежную оценку, вкладываемые  в объекты предпринимательской  и (или) иной деятельности в  целях получения прибыли и  (или) достижения иного полезного  эффекта.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется субъект осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено в договоре с инвестором.

Инвестиционный договор  определяет взаимоотношения собственников  или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской  деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей  эксплуатации проекта, а также устанавливает  право на объект.

Инвестор, как главная  фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться  результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть:

1. вновь создаваемые и  модернизируемые основные и оборотные  средства;

2. целевые денежные вклады;

3. научно-техническая продукция;

4. права на интеллектуальную  собственность;

5. имущественные права;

6. другие субъекты собственности

В соответствии с законом "Об иностранных инвестициях в  РФ" иностранными инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для иностранного инвестирования не ограничены - любые объекты за исключением запрещенных законодательством. Кроме того, в отдельных случаях предусматриваются дополнительные требования к учредительным документам и порядку регистрации и проведения независимой экспертизы. 
Важнейшим фактором влияющим на объем инвестиций является рыночная процентная ставка. Она зависит от характера спроса на инвестиционные средства.

Информация о работе Создание и функционирование предприятий с иностранными инвестициями в России