Современные тенденции в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
Актуальность данной темы заключается в увеличении значимости сферы услуг для мировой экономики в целом.
Целью работы является определение современных тенденций в развитие данной сферы, а также выявление основных соглашений, регулирующих ее.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава I Международная торговля услугами: сущность, классификация, факторы, влияющие на международные операции с услугами……………………………4
Глава II Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и его тенденции……………………………………………………………………...12
Заключение...............................................................................................................18
Список литературы..................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

   Например, услуги, базирующиеся  на информации, такие как финансовые  услуги, связанные с базой данных  или программным обеспечением, могут  быть  легко  поставлены через  границу. 

   Инструменты, которые  влияют на трансграничные поставки  услуг, ниже классифицируются  как относящиеся к «доступу  к рынку» и затрагивающие «национальный  режим», а также как «другие  меры», которые не обязательно  имеют в виду непосредственное  влияние на этот вид поставки  услуг,  но косвенно влияют  на него.

   Факторы  в области  «доступа к рынку», вследствие  трудности обращения к механизму  на основе цены для защиты  от импортируемых услуг  через  границу, обычно принимают форму  количественных      ограничений,  которые: 

- лимитируют количество  или стоимость импорта специфических  продуктов, воплощающих услуги.

- лимитируют долю иностранного  поставщика услуг, разрешаемую  использовать на внутреннем рынке.

Данные количественные ограничения  применяются для защиты транспортных услуг  и в отраслях тесно связанных  с информацией.

Мерами в области «национального режима» являются таможенные тарифы, субсидии, которые дают поставщикам  услуг преимущество в ценах  по отношению к иностранным поставщикам. Тарифы могут применяются к продуктам, воплощающим услуги или к продуктам, необходимым для предоставления услуги.

«Другими мерами», влияющими  на трансграничную поставку услуг, являются общественные закупки и меры, определяющие доступ к распределительным сетям.

Для того, чтобы поставлять услуги поставщикам требуется создание собственной распределительной  системы и коммуникационной структуры  или доступ к существующим соответствующим  системам и структурам.

Следует отметить, что в  настоящее время чисто трансграничная торговля услугами становится сравнительно менее важным видом международной  поставки услуг — ее заменяют другие виды.

Перемещение потребителя  — в ряде случаев услуги могут  быть поставлены за границу только путем перемещения потребителя  в страну производителя услуг. В  этом случае услуга предоставляется  потребителю вне страны, в которой  находится товар, подлежащий обслуживанию.

В сфере «доступа к рынку»меры, применяемые страной происхождения  потребителя зависят от его способности  покидать страну происхождения, перемещаться  и выезжать в страну назначения и  оставаться в этой стране.

В сфере «национального режима»  среди мер, принимаемых страной  происхождения потребителя можно  отметить такие, как ограничения  суммы иностранной валюты, которую  путешествующий потребитель может  вывезти из страны  для совершения сделок и покупок; сборы на поездки. В свою очередь, мерами, применяемыми страной назначения могут быть :

- ограничения на приобретение  в собственность земли или  другой недвижимости

- ценовая дискриминация

Коммерческое присутствие  на территории другого участника- предоставление подавляющего большинства услуг  требует присутствия поставщика услуг в стране их потребления. Таким  образом, основным способом международной  торговли услугами является торговля через коммерческое присутствие, т.е  через создание на территории другого  участника структуры, через которую  осуществляется поставка услуги.

Присутствие может принимать  форму любого типа делового или профессионального  предприятия, в том числе с  использованием прямых иностранных  инвестиций. Оно может варьироваться  от находящихся в полной собственности  дочерних компаний до совместных предприятий  и отделений, представительств и  других договоренностей, не связанных  с имущественными правами. Последние  могут принимать форму партнерства, как, например, между аудиторскими и  юридическими фирмами.

 

                           

ГлаваII Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и его тенденции.

Толчком к динамичному  развитию сферы услуг послужило  несколько факторов, а именно: начавшийся в наиболее развитых государствах переход  от  постиндустриального общества к обществу потребления с очевидной  переориентацией на разнообразные  и все возрастающие потребности  потребителей. Развитие информационно-коммуникационных технологий и научно-технический  прогресс, которые способствовали созданию современных информационных и телекоммуникационных технологий, универсальных по своей  сути.    Новые технологии не только распространились на сферу услуг, но и стали основой для  производства многих видов нематериальных продуктов, значительно сократили аспекты  времени и пространства, оказали  решающее значение в скорости передачи информации, принятия решений, возможности  кооперации и торговли.

 Стремление ТНК развитых  стран к экспансии за пределы  страны базирования сопровождалось  активным ростом ПИИ в сферу  услуг и расширением финансовой, страховой, образовательной, телекоммуникационной, информационной  и других инфраструктур.  Подобная стратегия ТНК спровоцировала  опережающие темпы развития такого  способа оказания услуг, как  «коммерческое присутствие», в современной  экономике около 50% услуг поставляется  посредством этого способа, еще  35% через «трансграничную торговлю»,  около 10-15% приходится на «потребление  за рубежом», и лишь 1-2% оказывается  через «присутствие физических  лиц».2

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре  ВВП обозначилась в некоторых  странах уже в 60-70-е годы ХХ века. В настоящее время, по оценкам  Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП. Уровень развития сферы услуг в странах весьма различен.  Различия в этом показателе и темпах его роста за последние 30 лет позволяют разделить все страны на четыре группы:3

К первой группе относятся  страны с наиболее высокой- свыше 70%- долей в ВВП доходов от сферы  услуг. Сюда входят страны, в которых  этот показатель в 70-х годах уже  был достаточно высок (например, США  и Дания, где уже в 1975г он составлял  соответственно 62.7 и 76.5%), так и страны, где за этот период произошел  его  существенный рост (например, в Бельгии  — с 56.4 до 73.2%, во Франции — с 59.5 до 72.0%, Люксембурге- с 59.3 до 80.1, в Великобритании — с 56.7 до 72.7% ).

Страны второй группы приближаются к первой по величине доли доходов  от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести  Австрию, Финляндию (66%), Италию (69.6%) и  Испанию (67.3%) . Примечательно, что в 70-е годы доля доходов от сферы  услуг в ВВП этих стран не превышала 55%.

В третьей группе доля доходов  от сферы услуг составляет 50-65%. среди  стран этой группы  - Норвегия (59%), Коста-Рика (62.6%), Колумбия (57.8%), Зимбабве (59.5%), Марокко (53.8%), Чили (51.6%). 30 лет назад  анализируемый показатель  в большинстве  стран равнялся 40-48%.

К четвертой группе относятся  страны с относительно низкой, менее 50%, долей доходов от сферы услуг  в ВВП. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали. Надо отметить, что практически  во всех странах этой группы наблюдается  рост рассматриваемого показателя.

Соотношение экспорта и импорта  услуг по странам мира существенно  различаются. Некоторые  данные по торговле коммерческими услугами, в которые  входят транспорт, строительство, туризм, страхование, лицензионные выплаты, а  также финансовые, коммуникационные, компьютерные и информационные услуги.

Следует отметить, что вначале  ХХI в. не только растет доля экспорта услуг  в мировом экспорте  товаров  и услуг, но  наблюдается изменения  в структуре мирового экспорта услуг:

  • постепенно снижается  доля транспортных услуг
  • растет доля международных туристических услуг
  • все более широкое распространение получают информационные услуги, в частности телекоммуникационные услуги, доля которых выросла в этот период в 2 раза.

 На мировом рынке  услуг доминируют восемь ведущих  стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и  более половины импорта. Доля  первой пятерки  составляет  более 50% экспорта, при этом на  четыре страны - США, Великобританию,ФРГ  и Францию — приходится 44% всего  мирового экспорта услуг. Для  многих компаний  из этих стран  большое значение имеет производство  услуг в их зарубежных филиалах.

Положение развивающихся  стран в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, укреплялось  по мере их экономического развития и  притока капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Сингапур, Тайвань, Республика Корея. Однако достигнутые  совокупные показатели для всей группы  остаются не сопоставимыми с масштабом  экспорта услуг развитыми странами.

 Однако лишь сравнительно  недавно пришло понимание того, какую важную роль могут играть  услуги в процессе вовлечения  страны в глобальную экономику  и международное разделение труда.  Так, Индия стала признанным  лидером в области офшорного  программирования и информационных  услуг; Дубай превратился в  туристический и растущий финансовый  хаб; Сингапур расширяет сеть  клиник для обслуживания пациентов  из всех стран Азии; Филиппины  активно развивают колл-центры.

Конечно же, как и многие другие секторы экономики, сектор мировой  торговли услугами также сильно пострадал  от кризиса. Так, экспорт всех видов  коммерческих услуг сократился в 2009 году в целом по миру на 12% – до 3350 млрд. долл. При этом низшая точка  падения была пройдена уже во втором квартале прошлого года, после чего начался некоторый рост, продолжавшийся в первом квартале 2010 года. 

Выше средних оказались  в 2009 году темпы сокращения экспорта коммерческих услуг из стран СНГ  и Европейского союза – на 17 и 14% соответственно. Различные масштабы сокращения наблюдались и по отдельным  видам услуг. Так, в связи с  резким сокращением мирового товарооборота  значительное падение наблюдалось  на транспорте – на 23%, причем экспорт  транспортных услуг из Китая, Республики Корея и Японии упал соответственно на 39, 35 и 32%, тогда как из США, ЕС и  России он уменьшился примерно на 20%. 4

В зарубежном строительстве  бум 2008 года сменился сокращением на 12%. Экспорт туристических услуг  сократился по стоимости на 9%, хотя число иностранных туристов в  мире уменьшилось в 2009 году лишь на 4%. Относительно более устойчивым к  кризису оказался сектор компьютерных и информационных услуг, мировой  экспорт которых после рекордного роста на 23% в 2008 году сейчас сократился «всего» на 6%.

Среди части экономистов  существуют предубеждения, связанные  с низкими заработками, неквалифицированной  рабочей силой  и другими чертами, якобы присущими сфере услуг. Однако в действительности на такие  сегменты приходится меньшая часть  занятости в этом секторе. Даже в  США, с их, как считают многие, гипертрофированной сферой услуг, низкоквалифицированных работников не более 22% от общего числа  занятых. Большую же часть сектора  составляют такие ключевые для экономического роста и высокооплачиваемые услуги, как транспортные, телекоммуникационные, финансовые, бухгалтерские и др

Как только страна достигает  среднего уровня благосостояния, услуги начинают играть в создании рабочих  мест более важную роль, чем обрабатывающая промышленность. Чем динамичнее и  конкурентоспособнее сектор услуг, тем больше новых рабочих мест и тем выше темпы роста ВНП. Начиная с середины 90-х годов  прошлого века занятость в производственном секторе большей части развитых и многих развивающихся стран  стабильно снижалась, а новые  рабочие места создавались в  основном в сфере услуг.

В большинстве стран происходили  сокращение занятости в промышленности и значительный рост рабочих мест в сфере услуг, оказавшийся наибольшим на Тайване, в Великобритании и США. В развитых странах в сфере  услуг в настоящее время сосредоточено  в среднем 62% всего экономически активного населения. Чем выше уровень  душевого дохода населения, тем выше доля занятых в сфере услуг.

  Несколько неожиданным  выглядит тот факт, что в сфере  услуг сегодня создается больше  высококвалифицированных рабочих  мест, чем в обрабатывающей промышленности. В США, например, на долю первых  приходится 30% новых рабочих мест, в то время как на долю  вторых – только 12%. Кроме того, в сфере услуг существует достаточно  много хорошо оплачиваемых «синих  воротничков» – таких как электрики,  сантехники, автослесари и др.

  Степень доступности  высококачественных услуг воздействует  на темпы роста во всех других  секторах экономики, поскольку  каждое предприятие или компания  в той или иной степени пользуется  такими услугами.

  Сфера услуг все  больше вовлекается в производство  промежуточного продукта. Особенно  это характерно для бизнес-услуг  – таких как финансовое посредничество, транспорт и хранение, почтовые  и телекоммуникационные услуги; в меньшей степени для оптовой  и розничной торговли. В среднем  по странам ОЭСР около 45% валового  продукта данной сферы используется  в качестве промежуточной продукции  в других отраслях экономики,  а на транспорте и в телекоммуникациях  этот показатель превышает 50%

Географическое распределение  торговли услугами в настоящее время  отличается крайней неравномерностью: около 75% стоимостного объема услуг  экспортируется экономически развитыми  странами, 24% - развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% - международными организациями.

Кроме того, имеет место  региональная специализация на отдельных  видах услуг. Если рассматривать  экспорт коммерческих услуг за вычетом  поездок и транспортных услуг (на которые в общей сложности  приходится чуть менее 50% всего стоимостного объема), то  в странах Северной Америки  28% от общего экспорта прочих коммерческих услуг составляют роялти и лицензионные платежи, 10% финансовые услуги, по 5% приходится на страхование  и персональные культурные и рекреационные услуги.5

Информация о работе Современные тенденции в международной торговле услугами