Современные тенденции в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
Актуальность данной темы заключается в увеличении значимости сферы услуг для мировой экономики в целом.
Целью работы является определение современных тенденций в развитие данной сферы, а также выявление основных соглашений, регулирующих ее.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава I Международная торговля услугами: сущность, классификация, факторы, влияющие на международные операции с услугами……………………………4
Глава II Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и его тенденции……………………………………………………………………...12
Заключение...............................................................................................................18
Список литературы..................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет мировой экономики  и торговли

Курс 2

Группа 23

 

Реферат

по дисциплине “Международная торговля” на тему:

«Современные тенденции  в международной торговле услугами»

 

 

 

Москва

2011г

Содержание:

Введение...................................................................................................................3

Глава I Международная торговля услугами: сущность, классификация, факторы, влияющие на международные операции с услугами……………………………4

Глава II Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и его тенденции……………………………………………………………………...12

Заключение...............................................................................................................18

Список литературы..................................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей  силы, существует и взаимодействует  с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.

В конце XX в. 35-40% экономически активного населения переместилось  из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу  национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации  и глобализации мирохозяйственных  связей все больше дополняются и  опосредуются торговлей многообразными услугами

Толчком  к динамичному  развитию сферы услуг послужило  несколько факторов, а именно: начавшийся в наиболее развитых государствах переход  от  постиндустриального общества к обществу потребления с очевидной  переориентацией на разнообразные  и все возрастающие потребности  потребителей. Развитие информационно-коммуникационных технологий и научно-технический  прогресс, которые способствовали созданию современных информационных и телекоммуникационных технологий, универсальных по своей  сути. Новые технологии не только распространились на сферу услуг, но и стали основой  для  производства многих видов нематериальных продуктов, значительно сократили  аспекты времени и пространства, оказали решающее значение в скорости передачи информации, принятия решений, возможности кооперации и торговли.

Актуальность данной темы заключается в увеличении значимости сферы услуг для мировой экономики  в целом.

Целью работы является определение  современных тенденций в развитие данной сферы, а также выявление  основных соглашений, регулирующих ее.

ГлаваI Международная торговля услугами: сущность, классификация, факторы, влияющие на международные операции с услугами

Услуги — это нематериальные блага, одной из характерных черт которых является их потребление  в месте производства. Это означает, что услуги не имеют вещественной формы, как любые другие товары.

Услуги, как правило, не могут  «передаваться другим лицам», что  исключает арбитражную операцию. Таким образом, услуга не может быть приобретена, а затем перепродана  по другой цене.

Торговля услугами также  широко развита, как и международная  торговле товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная  торговля услугами имеет свою специфику:

  • неосязаемость
  • невидимость
  • неразрывность производства и потребления
  • неоднородность и изменчивость качества
  • неспособность услуг к хранению

  Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют  невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует  много исключений. Обычно услуги  не имеют овеществленной формы,  хотя ряд услуг приобретает  ее в виде компьютерных программ  на магнитных носителях, кинолент, различной документации.  В отличие  от товаров услуги производятся  и потребляются в основном  одновременно и не подлежат  хранению.

  В связи с этим  требуется присутствие за рубежом  непосредственных производителей  услуг или иностранных потребителей  в стране производства услуг.  В отличие от операций с  товарами они не подлежат таможенному  контролю. Услуги могут быть капиталоемкими  и наукоемкими, иметь промышленный  характер либо удовлетворять  личные потребности, могут быть  неквалифицированными или требовать  очень высокого уровня квалификации  исполнителей. Не все виды услуг  в отличие от товаров пригодны  для широкого вовлечения в  международный оборот, например  коммунальные услуги. Сфера услуг,  как правило, в большей степени  защищена государством от иностранной  конкуренции, чем сфера материального  производства.

 Несмотря на всю  условность определения понятия,  многие услуги особенно в последние  десятилетия прошлого века являются  предметом международной торговли, находят свое отражение на  счете текущих операций платежного  баланса страны.

Развитие материального  производства, являющееся фундаментальной  основой прогресса сферы услуг, а также международное разделение труда в сфере услуг привели  к значительному разнообразию видов  услуг.

 Во время международных  переговоров о либерализации  торговли используется классификация  ГАТС, включающая более 160 видов  услуг, разделенных на 12 основных  разделов:1

Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.

Услуги связи – 25 видов.

Строительные и сопутствующие  им услуги – 4 вида.

Дистрибьюторские услуги – 5 видов.

Общеобразовательные услуги – 5 видов.

Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.

Финансовые услуги, включая  страхование – 17 видов.

Услуги по охране здоровья – 4 вида.

Туризм и путешествия  – 4 вида.

Услуги в области организации  досуга, культуры и спорта – 5 видов.

Транспортные услуги – 33 вида.

Прочие услуги.

Классификация услуг основана на Международной стандартизированной  промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и  признаваемой в большинстве стран  мира.

Существует и классификация  услуг, в соответствии с которой  услуги подразделяются на:

-не торгуемые;

-торгуемые.

Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в  национальных рамках, то есть с точки  зрения международной экономики  является не торгуемой. В эту классификацию  входят коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и  личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д.

Все эти разнообразные  виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они по своей природе участвуют  в международной торговле; другими  словами их можно определить как  платежи по не товарным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран  и отражаемых в платежных балансах.

В аналитических целях  огромное разнообразие торгуемых услуг  может быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного  подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на:

-факторные услуги –  платежи, возникающие в связи  с международным движением факторов  производства, прежде всего, капитала  и рабочей силы (доходы на инвестиции,  и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная не резидентам);

-не факторные услуги  – остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие не финансовые  услуги).

При всем многообразии видов  услуг выделяются две группы сделок купли продажи услуг: основные и  обслуживающие куплю-продажу товаров.

Американские специалисты  считают, что услуги отличаются от обычного товара и представляют собой деятельность, направленную на получение выгоды или  удовлетворение потребности, причем  услуги продаются отдельно  или  предоставляются чаще всего с  продажей товара.

Некоторые экономисты высказывают  мнение, что основное значение имеют  не сами по себе товары, а оказываемые  товарами услуги, которые и требуются  только потому, что могут выполнять  определенные услуги. В качестве специфической  черты услуг выделяется  непосредственное присутствие покупателя — потребителя  услуг. Однако есть услуги, которые  могут быть оказаны и без участия  покупателя, т.е присутствие покупателя не является обязательным атрибутом  данной операции.

Следует заметить, что для  производства услуг, необходимы такие  же средства труда, как и для производства товаров. Но для производства услуг  не требуется сырье, так как услуга — невещественна. Следовательно, в  ее цене нет статьи, отражающей расходы  на сырье и материалы.

В современной экономике  трудно определить степень значимости товаров и услуг. Зачастую они  так взаимно связаны, что одно не может существовать без другого. Например, экспорт  комплектного оборудования, сопровождается  целым комплексом сопутствующих инжиниринговых услуг. В тоже время международная торговля  услугами активно содействует развитию торговли товарами.

Услуги создают хотя не видимый, но необходимый фундамент  экономики как для функционирования производства, так и  повседневной человеческой жизни, они удовлетворяют  производственные, личные, социальные потребности.

Экономика любой  страны требует обеспечения всем комплексом услуг: 

  • энергетическими
  • информационными
  • транспортными
  • научно-исследовательскими

Однако ряд услуг, особенно социального назначения, предоставляются  и обеспечиваются государством. Рост государственных расходов на развитие сферы услуг увеличивает темпы  экономического роста.

Таким образом, услуги представляют собой целесообразную деятельность людей, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий те или иные потребности.

В отличие от торговли товарами, где защита внутреннего рынка  осуществляется через применение различного рода ограничений на таможенной границе, при торговле услугами такая защита осуществляется преимущественно через  принятие специальных мер, ограничивающих деятельность иностранных поставщиков  услуг  или продажу иностранных  услуг на внутреннем рынке.  В  связи с этим, необходимо остановится  на анализе таких мер, тем более  что в каждом секторе услуг  меры регулирования  международного обмена услуг существенно различаются  в зависимости от способа поставки.

При поставке большинства  услуг требуется непосредственное взаимодействие между поставщиком  и потребителем. Часто бывает необходимым  присутствие продуцента или потребителя  на месте потребления  или производства услуг, что в значительной мере определяет форму, которую принимает в большинстве  случаев торговлю услугами. В некоторых  случаях услуги могут быть переданы по телекоммуникациям или воплощены  в товары, как, например инженерно-техническое  обоснование, программное обеспечение  на дискете.

  Таким образом, продажа  услуг потребителям другой страны  часто влечет  за собой поездку  потребителей в страну продуцента  или перемещение факторов производства  в форме создания благоприятных  условий или перемещения поставщика  в другую страну.

В основном, факторы, влияющие на международные операции с услугами, могут быть классифицированы по двум большим категориям:

  • те, которые влияют на доступ к рынку
  • те, которые влияют на национальный режим.

Имеются некоторые другие факторы, влияющие на торговлю услугами, которые не совсем подходят под каждую из этих двух основных групп. Однако, говоря в общем, существуют две категории  мер торговой политики — на основе количества и на основе цены.

Трансграничные операции- услуги могут быть предоставлены  иностранному потребителю через  границу. В этом случае торговля происходит с территории одной страны на территорию другой — только услуга пересекает границу, а не поставщик или потребитель. К данным услугам относятся:

- услуги, воплощенные в  товары.

- услуги, объединенные  с  трансграничной передачей данных  в форме голоса, изображения или  цифр.

Информация о работе Современные тенденции в международной торговле услугами