Шпаргалки по "Международным экономическим отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни. Вследствие этого углубление и развитие МЭО зависят от тех же причин, что и развитие МРТ, а именно: от естественных (природных, географических, демографических и т.п.), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

Индикативный план носит рекомендательный характер, но предусматривает для участвующих в его выполнении предпринимательских структур различные привилегии – льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др.

Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Инструментами краткосрочного регулирования: налоги, цены, квоты, лицензии и тарифы.

Экономические методы предполагают косвенное воздействие (рыночное) на внутрихозяйственные экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются через финансово-кредитную и банковские сферы экономики посредством изменения ставки процента, скидок и субсидий, а также налоговую систему, ценового механизма, таможенных инструментов, системы страхования и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государственного регулирования базируются на законодательной основе.

Международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах правительства или управленческих решениях.

В странах с переходной экономикой имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. В основе его – использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, в том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.

К организационно-правовым методам относится антимонопольное регулирование, построенное на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских структур и устанавливающей правила конкуренции.

Механизм антимонопольного регулирования выступает важнейшим  средством защиты национальных интересов  малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды.

 

19 Методы нетарифного регулирования ВЭД. Лицензирование и квотирование.

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

В международной практике мероприятия по нетарифным ограничениям делят на пять групп:

I – отражает участие государства во внешнеторговых операциях;

II – объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов;

III – состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;

IV – количественные и валютные ограничения импорта и экспорта;

V – ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.

Вышеуказанные мероприятия  реализуются путем финансового  воздействия и использования  инструментов административного регламентирования.

Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин (помимо таможенных), которые взимаются при ввозе товара. Общая сумма таких сборов значительно превосходит размеры установленных таможенных тарифов, они не имеют вид фиксированной ставки, изменяются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства. Все это лишает экспортера возможности прогнозировать предстоящие расходы по оформлению груза в импортирующей стране.

Меры финансового воздействия  называют паратарифными мерами, которые используются в регулировании внешней торговли, оказывая существенное влияние и создавая препятствия на пути импортных потоков.

Фиксированные сборы, налоги и пошлины носят комбинированный  характер, повышая в основном внутреннюю цену импортного товара, при этом индикативная оценка не прогнозируется. К ним  относятся внутренние специальные  налоги и переменные пошлины на импорт, антидемпинговые и компенсационные  пошлины по отношению к товарам  конкретных импортеров и для компенсации  льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям, а также пограничные налоги и  сборы по оформлению и перемещению  груза через границу.

Методы административного регламентирования импорта – различные количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Указанные методы включают разнообразные виды запретов, квотирование, лицензирование, контингентироваение, предписания таможенных органов, технические нормы и правила безопасности, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.

Административные инструменты рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами. используемые государствами, очень разнообразны.

Нормативная база внешней  торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются  в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.

К мерам нетарифного регулирования  относятся также экспортный контроль и участие в выполнении международных  экономических санкций.

Основными методами количественного  нетарифного ограничения в международной  торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование.

Квотирование – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений.

Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода предоставляют неконкретизированные квоты.

Квотирование вводится для  сбалансирования развития внешней  торговли и платежных балансов, регулирования  спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

Лицензирование – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз или вывоз определенного объема товара. Лицензирование является временной мерой, осуществляемой на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков.

Лицензирование применяется  при следующих обстоятельствах:

– при необходимости рационального использования иностранной валюты;

– при отсутствии таможенных пошлин или их неэффективного использования;

– для выторговывания встречных уступок;

– в качестве дискриминационных действий.

Виды лицензий :

? Генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости;

? Индивидуальная лицензия – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара, содержит сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара, является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (до 1 года);

? Открытые индивидуальные лицензии – разрешение на ввоз неограниченного объема товара;

? Автоматические лицензии с упрощенным процессом выдачи;

? Неавтоматические лицензии – свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены.

Квотирование – это установление и распределение объема продукции, подлежащей вывозу, выраженного в процентной доле (квота), между экспортерами.

Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного  ограничения российского экспорта.

В настоящее время квотируются  и лицензируются несколько экспортных позиций:

1) товары, экспорт которых  осуществляется в размере установленных  квот в соответствии с международными  обязательствами России;

2) товары, в отношении которых  сохраняется особый порядок экспорта, в целях препятствования вывозу  ценных видов ресурсов животного  и растительного происхождения,  отдельных видов сельскохозяйственного  сырья, драгоценных металлов и  камней и изделий из них,  а также отдельных видов военной  техники, вооружений, видов информации  и т.п.

3) товары, поставляемые для  комплектных объектов в рамках  инвестиционного сотрудничества  за рубежом.

В России установлен единый порядок лицензирования и квотирования экспорта для всех субъектов ВЭД, за исключением совместных предприятий, которые имеют более 30% иностранных  инвестиций в уставном фонде или  полностью принадлежат иностранным  инвесторам. Они вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства, подтвердив ее сертификатом, выданным Союзом экспертизы Торгово-промышленной палаты России.

 

21. ВТО - история становления,проблемы  вступления России

 Всемирная  торговая организация (далее - ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального  соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после  Второй мировой войны.

 

 В 1998 году  в Женеве отмечался золотой  юбилей ГАТТ. Эта система, призванная  регулировать мировую торговлю  через механизм сдерживания односторонних  действий, просуществовала почти  50 лет и доказала свою действенность  в качестве правовой основы  многостороннего товарообмена.

 

 Система  развивалась в процессе проведения  в рамках ГАТТ серий торговых  переговоров (раундов). На первых  раундах в основном обсуждались  вопросы сокращения тарифов, но  позднее переговоры охватили  другие области, такие как антидемпинг  и нетарифные меры. Последний  раунд - 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский  раунд”, - привел к созданию ВТО,  которая значительно расширила  сферу действия ГАТТ, распространив  ее на торговлю услугами и  торговые аспекты прав интеллектуальной  собственности. Таким образом,  механизм ГАТТ был усовершенствован  и адаптирован к современному  этапу развития торговли. Кроме  того, система ГАТТ, фактически, будучи  международной организацией, формально  таковой не являлась. ВТО же  получила юридический статус  специализированного учреждения  системы ООН.

 

 ВТО - это  и организация, и одновременно  комплекс правовых документов, своего  рода многосторонний торговый  договор, определяющий права и  обязанности правительств в сфере  международной торговли товарами  и услугами. Главные задачи ВТО  - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

 

 Что же  касается России, то наша страна  в 1993 году обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии  с действующими процедурами была  создана Рабочая группа по  присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения  в 1995 г. Всемирной торговой  организации (ВТО) в Рабочую  группу по присоединению Российской  Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена  мандатом на изучение торгового  режима России и выработку  условий ее участия в ВТО.

 

 Переговорный  процесс по присоединению России  к ВТО начался в 1995 году. На  первом этапе он был сконцентрирован  на рассмотрении на многостороннем  уровне в рамках РГ торгово-политического  режима России на предмет его  соответствия нормам ВТО.

 

 После  представления в 1998 году Россией  первоначальных предложений по  доступу на рынок товаров и  по уровню поддержки сельского  хозяйства начались переговоры  на двустороннем уровне. В 1999 году  членам ВТО была передана первая  редакция Перечня специфических  обязательств по доступу на  рынок услуг и проект Списка  изъятий из режима наибольшего  благоприятствования (РНБ). Начиная  с 2000 года, переговоры стали носить  полномасштабный характер, то есть  охватывать все аспекты процесса  присоединения России к ВТО.

 

 Согласно  установленным процедурам переговоры  по системным вопросам на многостороннем  уровне проходят в Секретариате  ВТО в Женеве. Речь идет об  официальных и неофициальных  заседаниях РГ, переговорах по  сельскому хозяйству и ряду  других актуальных проблем, неофициальных  консультациях с участием заинтересованных  членов РГ. Переговоры на двустороннем  уровне по доступу на рынки  товаров и услуг проводятся  в Женеве, Москве или соответствующих  столицах наших партнеров. 

Информация о работе Шпаргалки по "Международным экономическим отношениям"