Шпаргалки по "Международным экономическим отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни. Вследствие этого углубление и развитие МЭО зависят от тех же причин, что и развитие МРТ, а именно: от естественных (природных, географических, демографических и т.п.), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

           Третий этап, наиболее драматичный из-за последствий первой мировой войны, выразившийся в кризисах (1920-1921гг., 1929-1933гг.). Начало формироваться две мировые системы хозяйствования. В процессах наблюдалось долгое и глубокое нарушение торговых связей, резкие колебания объемов товарооборотов, преобладание сырьевой структуры экспорта и импорта. Регулирование ознаменовалось с одной стороны, усилением таможенного протекционизма, с другой, крахом международной валютной системы и образование валютных блоков.

           Четвертый этап, где мы наблюдали распад мировой колониальной системы, формирование региональных образований, появление мировых международных организаций, усиление двух мировых систем хозяйствования, стал ключевым в процессах изменения товарной структуры экспорта. Увеличение темпов роста мирового товарооборота с учетом ослабление позиций стран, которые развиваются, привело усилению позиций Японии, ФРГ, Канады и Италии с одновременным снижением удельного веса США, Великобритании и Франции в мировом экспорте.

 

9 Постклассические теории международной торговли (Теория Хекшера–Олина, парадокс Леонтьева).

Теория соотношения факторов производства Хекшера—Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и  импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный  недостаток факторов производства. Необходимые  условия существования:

у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к  вывозу тех товаров и услуг, для  изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

развитие международной  торговли приводит к выравниванию «факторных»  цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

существует возможность  при достаточной международной  мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

В соответствии с теорией  соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру внешней  торговли отдельных групп стран. В странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие  товары,,а в импорте — трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом  российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней  торговли США в 1947 г. и 1951 г.

Экономика США после Второй мировой войны характеризовалась  высокой насыщенностью капиталом  и относительно более высокой  по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с  теорией соотношения факторов производства Соединенные Штаты Америки должны были экспортировать преимущественно  капиталоемкие, а импортировать  преимущественно трудоемкие товары.

В. Леонтьев определил соотношение  затрат капитала и труда, необходимых  для производства экспортной продукции  на 1 млн долл. и такого же по стоимости  объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что  американский импорт оказался на 30% более  капиталоемким, чем экспорт. Этот результат  стал известен как «парадокс Леонтьева».

В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса  Леонтьева. Наиболее убедительное из них  состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран  достигли значительных преимуществ  в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую  силу, а в импорте преобладали  товары, требовавшие относительно больших  затрат капитала, включая и различные  виды сырьевых товаров.

Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного  использования выводов теории Хекшера— Олина в практических целях.

 

 

10. История становления внешнеэкономической политики

Основой внешнеэкономической  политики (ВЭП) страны является ее законодательная  база, т.е. система законодательных  актов, определяющих правила осуществления  внешнеэкономической деятельности. Основополагающие документы по этому  вопросу в России были приняты  в 90-е годы ХХ столетия.

Распад Советского Союза (1991 г.) и образование на его  территории большой группы суверенных государств поставили перед Россией  актуальную задачу создания современной  системы регулирования внешнеэкономических  связей. Дело в том, что в течение  более чем 70 лет все экономические  контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной  монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые  не подразумевали использование  рыночных рычагов регулирования  внешнеэкономической деятельности.1

В существовавших в то время условиях число участников ВЭД не превышало нескольких десятков (экспортно-импортные объединения  Министерства внешней торговли и  Государственного комитета по внешнеэкономическим  связям), а управление ими осуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обусловливало  незаинтересованность непосредственных производителей в экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто  расходовались нерационально.

Первым серьезным  шагом на пути создания новой системы  регулирования внешнеэкономической  деятельность в России стал Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.). В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях.

В течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд законодательных  актов, призванных создать систему  регулирования внешнеэкономических  связей России. Федеральным Собранием  РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и  валютном контроле» (1992 г.), «Об иностранных  инвестициях в РСФСР» (1991 г.); «О налоге на добавленную стоимость» (1991 г.), «Об  акцизах» (1991 г.); федеральные законы «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности (1995г.), «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении  торговли товарами» (1998 г.), «Об экспортном контроле» (1999 г.) и ряд других.

В связи с  принятием перечисленных выше законов  необходимо отметить два момента. Во-первых, абсолютное большинство этих законодательных  актов не являлись законами прямого  действия. В результате для их практического  использования потребовалось издание  целого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственных  органов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирную  торговую организацию (ВТО) выявили  многочисленные несоответствия, нестыковки и просто противоречия с действующими в ней правилами.

В результате проведенной Правительством РФ и  Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая  редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности», «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята  новая редакция Закона «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации».

Характеризуя  сегодняшнее состояние внешнеэкономической  политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной  частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТ Д). В  этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 С. г.), в котором изложены правила осуществления ВТД. Можно  сделать вывод, что значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют  за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.

 

11. Либерализация ВЭД

      Простой акт об отмене государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими  направлениями внешнеэкономической  реформы были следующие:

Отмена  государственной монополии внешней  торговли.

Вместо  специализированных и по сути государственных  предприятий, осуществлявших торговлю с внешними миром, право осуществления  этих операций получили сначала практически  все предприятия, многие из которых  еще не были акционированы.

Были  отменены практически все ограничения  и на импорт.

Наконец, была осуществлена частичная, но тем  не менее радикальная либерализация  валютного курса с некоторыми оговорками и ограничениями.

Все это было сделано в самом конце 1991 г. и в 1992 г. при очень неблагоприятных  условиях: резкая либерализация цен  при существовавшем остром дефиците фактически всех товаров и кризисе  государственных финансов.

      Такая всеобщая либерализация  внешнеэкономической деятельности  почти сразу показала свои  отрицательные черты. Прежде всего,  она привела к острой конкуренции  российских экспортеров друг  с другом и общему ухудшению  условий экспорта. Объемы экспорта  резко упали, а в условиях  острого дефицита многих товаров  на внутреннем рынке выручки  от экспорта не хватало для  необходимого импорта товаров.  В результате либерализации внешней  торговли внешнеторговый оборот  России в 1992 г. уменьшился более  чем вдвое по сравнению с  1990 г.

      Поэтому со второй половины 1992 г. начался процесс усиления  государственного контроля за  экспортом товаров, то есть  процесс частичной делиберализации  внешней торговли. Он проявился  не только в восстановлении  контроля за экспортом, но и  во введении сначала временных,  а чуть позже постоянных импортных  таможенных тарифов. Постепенно, эмпирически, практически на ощупь  формировалась система регулирования  внешнеэкономической деятельности  нового типа, характерная для  рыночной экономики.

      Чтобы быстро насытить хоть  в каких-то объемах опустевший  внутренний потребительский рынок,  импортируемые предметы потребления  до середины 1992 г. вообще не  облагались импортными пошлинами.  Чтобы не допустить сверхбыстрого  скачка внутренних цен на энергоносители (которые в советской экономике  были в десятки раз ниже  мировых цен), что неизбежно привело  бы к моментному банкротству  подавляющего большинства предприятий  обрабатывающей промышленности, пришлось  сразу ввести экспортные тарифы. Чтобы пополнить почти опустевшую  к концу 1991 г. казну, с начала 1992 г. была введена обязательная  продажа 40% валютной выручки по  специальному курсу и 10% по  рыночному курсу.

      В результате практически мгновенного  открытия российского рынка экономика  страны оказалась почти беззащитной  перед массированной экспансией  зарубежных товаропроизводителей. При низкой конкурентоспособности  большинства отечественных товаров,  производимых обрабатывающей промышленностью  и сельским хозяйством, это привело  большинство российских предприятий  на грань банкротства. Устояли  лишь те предприятия, которые  производили топливно-сырьевые товары  или такие товары, издержки на  производство которых (при приемлемом  для мирового уровня качестве) в России были заметно меньшими. Последнее обеспечивалось низкой  заработной платой и энергосырьевой  составляющей этих издержек.

      Другим спасительным для нашей  экономики обстоятельством оказалась,  как ни парадоксально это звучит, ее слабость. Дело в том, что  массированный импорт зарубежных  товаров ограничивался объемом  валютной выручки, которая была  производной от объема нашего  экспорта. По мере снижения экспорта  уменьшалась и валютная выручка,  что сдерживало покупательные  возможности отечественных импортеров.

      Кроме того, начавшийся сразу  отток капитала за рубеж также  снижал объемы валютной выручки,  которую можно было использовать  для импорта товаров. Вот это  начавшееся стихийно саморегулирование  внешнеэкономической деятельности  привело к тому, что практически  сразу, начиная уже с 1991 г., сальдо  торгового баланса страны стало  положительным. Положительный внешнеторговый  баланс нарастал год от года  при его естественных колебаниях.

      В то же время фактическая  свобода валютных операций, явившаяся  следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства  в тот период, привели к другому  характерному для российской  переходной экономики явлению  - отрицательному платежному балансу. Главной причиной этого является массированный отток российского капитала за рубеж.

      Огромный, доходивший по отдельным  товарам до ста крат, разрыв  в уровнях цен на подавляющее  большинство товаров внутри страны  и на мировых рынках стал  источником колоссальных накоплений, присвоенных высшим менеджментом  все еще бывших государственными  предприятий. Финансовые потоки  переводились на специально создаваемые  предприятия, уже бывшие частными, которые организовывались менеджментом  специально на эти цели. Политика  была проста: издержки - госпредприятиям,  прибыли - своим частным фирмам. Начался отток капитала за  рубеж. Для этого валютная выручка  просто оставалась там, поскольку  еще не было ясно, как долго  будет продолжаться эта вольница  и чем она может закончиться.

Информация о работе Шпаргалки по "Международным экономическим отношениям"