Шпаргалки по "Международным экономическим отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни. Вследствие этого углубление и развитие МЭО зависят от тех же причин, что и развитие МРТ, а именно: от естественных (природных, географических, демографических и т.п.), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

      Очевидно, что от такой либерализации  выиграли прежде всего предприниматели  тех отраслей, которые и до  этого могли экспортировать конкурентоспособные  товары за границу. Такими товарами  были, главным образом, сырьевые  товары и энергоносители: нефть,  газ, древесина, удобрения, металлы.  Таким образом, либерализация  внешней торговли практически  мгновенно создала мощную финансовую  и политическую поддержку новой  власти и стала мощным фактором  первоначального накопления капитала.

      Необходимо отметить и некоторые  общие позитивные результаты  либерализации внешнеэкономической  деятельности в переходной экономике.  Позитивные для российской экономики  результаты от политики либерализации  внешнеэкономической деятельности  получились практически сразу.

      Во-первых, только благодаря этой  либерализации, несмотря на высокую  цену такого прогресса, очень  быстро был ликвидирован тотальный  дефицит товаров, характерный  для последнего периода существования  советской социалистической экономики.

      Во-вторых, появление на отечественном  рынке зарубежных товаров в  массовом количестве оказалось  единственным и мощным фактором  частичного преодоления всеобщей  монополизации, также характерной  для советской социалистической  экономики.

      В-третьих, благодаря такой политике  миллионы российских граждан  ("челноки", численность которых  доходила до 15 млн. человек) оказались  вовлеченными во внешнеторговую  деятельность, которая стала для  большинства из них источником  пусть и небольших, но относительно  устойчивых доходов в трудные  годы первой фазы трансформационных  преобразований - перехода к рынку.  Вместе с тем, что было весьма  важным для страны в тот  период, это массовое явление  позволило снизить социальную  напряженность в стране.

      В-четвертых, уже с 1993 г. внешнеторговый  оборот страны стал расти, и  хотя в течение первой, понижательной  фазы трансформационных преобразований  не достиг предкризисного уровня, он оставался все это время  (с 1992 г.) положительным.

      В проведении внешнеэкономической  реформы, как и во всем трансформационном  процессе, вполне можно выделить  два этапа.

      Выраженной особенностью первого  этапа реформ в этой сфере  можно считать слабое воздействие  государства на выработку и  реализацию активной политики  стимулирования внутреннего экономического  роста и повышения эффективности  российской экономики с помощью  нового внешнеэкономического механизма.  Однако государственное регулирование  в этой сфере начало нарастать  не в конце понижательной фазы  трансформационного процесса. а  почти сразу после одноактной  либерализации внешнеэкономической  деятельности - уже с 1993 г. государство  стало проводить противоречиво  выраженную, но частично протекционистскую  политику.

      Тем не менее, в реализации  этой политики можно выделить  период, начиная примерно с 2000 г., совпадающий с повышательной  фазой трансформационных преобразований.

 

12. Внешнеэкономическая деятельность – понятие, виды. Виды внешнеэкономических операций и основных внешнеэкономических торговых сделок.

 

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Виды внешнеэкономической деятельности:

– внешнеторговая деятельность;

– производственная кооперация;

– международное инвестиционное сотрудничество;

– валютные и финансово-кредитные операции.

классификации внешнеторговых операций:

    • По направлениям торговли. (импортная, экспортная, реимпортная - приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну импортера с целью последующей перепродажи его, без переработки, иностранному покупателю; реэкспортная - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.)
    • По видам товаров и услуг. (продукция промышленного назначения (машинотехническая продукция); сырьевые товары; продовольственные и потребительские товары; научно-техническая продукция; услуги: консалтинговые, ижиниринговые, финансовые, туристические,)
    • По степени готовности товара. (Различают сделки: с готовой продукцией, с продукцией в разобранном виде, и комплектном оборудовании.)
    • По методам торговли товарами и услугами. (Различают прямой (direct selling) и косвенный (indirect selling) методы торговли.

Прямой – основан на использовании  нулевого канала распределения товара, когда между контрагентами устанавливаются  непосредственные связи без посредников. Косвенный метод предполагает использование  посредников в международной  торговле. Это повышает оперативность  внешнеторговых операций, ускоряет торговый оборот. )

    • По формам организации торговли.

 

13 Классификация участников ВЭД. Основные предпосылки выхода предприятий на мировой рынок.

Участниками внешнеэкономической деятельности могут быть:

– российские юридические лица;

– российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

– иностранные юридические лица и организации в иной форме;

– иностранные физические лица;

– Российская Федерация;

– субъекты Российской Федерации;

муниципальные образования.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участников внешнеэкономической деятельности делят на:

– экспортеров;

– импортеров, обеспечивающих многоканальных импортные поставки;

– специализированных посредников.

В составе группы экспортеров выступают:

– производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке;

– отраслевые внешнеэкономические объединения;

– другие участники внешнеэкономической деятельности.

Группа импортеров включает:

? государственные организации  федерального уровня, обеспечивающие  по решению правительства закупки  критического импорта (медицинских  препаратов и оборудования, отдельных  видов пищевого сырья, продуктов  питания) за счет государственных  валютных средств и кредитов;

? региональные органы  самоуправления, имеющие возможность  за счет местных валютных фондов  обеспечить импортные закупки  потребительских товаров с целью  пополнения внутреннего рынка  и развития социальной сферы  региона;

? коммерческие структуры  в числе крупные торгово-посреднические  фирмы и торговые дома, занимающиеся  исключительно импортными закупками  и вытесняющие полугосударственный  дотационный импорт;

? различные хозяйственные  организации, расположенные в  регионах приграничной и прибрежной  торговли, которые способствуют  увеличению импортных поставок  товаров массового спроса за  счет валютной выручки в результате  экспортных операций с использованием  возможностей местных ресурсов.

Специализированные посредники в сфере ВЭД выступают как комиссионеры, оформляя свои отношения с зарубежными партнерами, а также производителями экспортной продукции или заказчиками импортных товаров договорами комиссии или поручений.

14 Внешнеторговая  политика России

Внешнеторговая политика государства – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений. Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. Внешнеторговая политика государства тесно связана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.

Внешнеторговая политика государства складывается:

– из стратегии;

– совокупности конкретных методов и средств реализации данной стратегии (тактический аспект внешнеторговой политики).

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит  в обеспечении благоприятных  условий для эффективного бизнеса  в сфере внешней торговли.

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет.

В настоящее время методы регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями делятся на 8 основных групп:

– тарифные методы;

– паратарифные методы;

– меры контроля за ценами;

– финансовые меры;

– методы количественного контроля;

– автоматическое лицензирование;

– монополистические меры;

– технические барьеры.

 

15. Основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономические связи как любая экономическая  категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются  различными директивно-законодательными актами.

  Регулирование внешнеэкономических  связей производится на основании  двухсторонних правительственных  соглашений и законодательных  актов по внешнеторговой деятельности  Российской Федерации.

  Основными принципами государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  в РФ являются:

внешнеторговая  политика – составная часть внешней  политики РФ;

единство  системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

единство  политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных  задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических  и военных интересов, а также  выполнение международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового  уничтожения и иных наиболее опасных  видов оружия;

единство  таможенной территории РФ;

приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

защита  государством прав и законных интересов  участников внешнеторговой деятельности;

исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Регулирование внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного  сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных  операций осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми  актами РФ.

 

17. Полномочия субъектов  Российской Федерации в области  внешнеторговой деятельности

 

Субъекты Российской Федерации  в пределах своей компетенции  имеют право:

 

1) проводить переговоры  и заключать соглашения об  осуществлении внешнеэкономических  связей с субъектами иностранных  федеративных государств, административно-территориальными  образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства  Российской Федерации с органами  государственной власти иностранных  государств;

 

2) содержать своих представителей  при торговых представительствах  Российской Федерации в иностранных  государствах за счет средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации по согласованию с  федеральным органом исполнительной  власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, и Министерством иностранных  дел Российской Федерации;

 

3) открывать представительства  в иностранных государствах в  целях реализации соглашений  об осуществлении внешнеэкономических  связей в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

 

4) осуществлять формирование  и реализацию региональных программ  внешнеторговой деятельности.

 

 

18 Методы государственного  регулирования и поддержки внешнеэкономической  деятельности.

 Современной практике известно множество методов государственного регулирования – долгосрочное прогнозирование и среднесрочное индикативное планирование, краткосрочное оперативное, которые обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции.

Долгосрочное государственное  регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решения социальных проблем. Долгосрочное регулирование характерно для стран с развитой экономикой.

Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3-5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плановых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объединяются в общую государственную программу.

Информация о работе Шпаргалки по "Международным экономическим отношениям"