Шпаргалка по "Международной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международная экономика".

Файлы: 1 файл

MEO.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Цены на зерновые пока держатся на относительно невысоком уровне и оставляют в среднем 150 долл. за тонну. Мировой рынок зерна характеризуется олигополией частных фирм: 80% мировой торговли зерном контролирует менее 10 ТНК. Большинство из них основано еще в прошлом веке - Карджил, Эндри, Континентал Грейн и др. (все компании США).

Торговля грубыми зерновыми - кукуруза, саго, рожь, овес, просо -ведется  в основном экспортерами - Аргентиной, Австралией, Канадой, США, ЮАР и импортерами - ЕС, Центральной Европой, Японией, Мексикой, Южной Кореей, Тайванем.

Всемирная торговля рисом  имеет еще более четкую локализацию. 53% мирового производства риса приходится на Китай, Индонезию. Вьетнам и Таиланд. Основные экспортеры - Таиланд, Вьетнам, США.

Мировой рынок  сахара

Рынок в последние  годы характеризуется избыточным предложением, связанным с перепроизводством сахара и с резким снижением мирового спроса на него. Основные экспортеры - Бразилия (25% мирового экспорта), страны ЕС, Австралия, Куба. Крупными импортерами сахара являются Россия (11% мирового импорта), лраны ЕС, США. Япония, Корея. Около 30% произведенного сахара сбывается по каналам международной торговли. Основной проблемой последних лет на данном рынке является: либо увеличение экспорта по низким ценам, либо увеличение затрат на поддержание растущих запасов сахара в условиях роста мирового производства.

 

 

24. Характеристика рынков сырья

РЫНКИ СЫРЬЯ включают в себя рынки руд и металлов (черных, цветных и драгоценных), рынки топлива (уголь, кокс и брикеты, нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия) и рынки сельскохозяйственного сырья, в первую очередь каучук, лесные товары и текстильные волокна.

-    Рынки сырья  в целом имеют следующие особенности:

 Большая часть минерально-сырьевых  товаров не участвует в международном  торговом обороте;

-    Основными  участниками рынка являются страны, обладающие запасами полезных  ископаемых мирового значения, а  это в основном развивающиеся  страны.

- Цены на сырьевые  товары, в отличие от цен на  промышленные товары, ниже и растут  медленнее. Это образует так называемые «ножницы цен», когда цена на сырье ниже, чем на тот товар, который из него сделан. Тем самым прибыль от выхода на мировой рынок развивающихся стран гораздо ниже,    чем   у   стран    высокоразвитых,    которые    являются   основными участниками рынка промышленной продукции.

Рассмотрим некоторые  наиболее важные сырьевые рынки. Мировой  рынок нефти и нефтепродуктов

Размещение нефтяных ресурсов в мире крайне неравномерно: 84% мировых доказанных запасов нефти  сосредоточено в 13 странах мкра. 66,4% сосредоточено на Ближнем Востоке, 15% - на Западное полушария, 7% -Африка, 6% - страны СНГ, около 2% - Западная Европа. Крупнейшим продуцентом нефти в мире является Саудовская Аравия, являющаяся центром ОПЕК. Сегодня в мире потребляется ежедневно 72 млн. баррелей нефти, к 2010 году спрос на нефть увеличится на 1/3 за счет роста населения в странах Южной и Восточной Азии. Рынок нефти является одним из самых неустойчивых. В 1996 г. средняя цена на нефть поддерживалась на уровне 146 долл./т, в 1997 - 134 долл./т. В 1998 цены резко поползли вниз -предложение превысило спрос на 125 млн. тонн (для дестабилизации достаточно 30-40 тонн). В течение 1999 г. странам ОПЕК удалось придержать поступление излишних объемов нефти на мировой рынок и одновременно заставить импортирующие страны откачать из своих коммерческих запасов макс-но возможные объемы нефти. Цены наметили тенденцию к повышению. Начало 2000 г. ознаменовалось острейшим конфликтом между США и ОПЕК вокруг путей ликвидации дефицита нефти и предотвращения дальнейшего роста цен. Было принято решение о введении ценового коридора - от 20 до 25 долл. за баррель. Он просуществовал до 2005 г. В результате войны в Ираке, террористических актов в США, ценовой политики России и других факторов мировой рынок нефти стал одним из самых нестабильных. Цены на нефть отличались рекордными темпами роста - за 8 месяцев подскочили с 25 до 75 долл. за баррель. Это может стать причиной второго энергетического кризиса в истории. Мировой рынок угля Мировая добыча угля имеет незначительную тенденцию к сокращению и достигла 3,7 млрд. т. Основными экспортерами каменного угля являются Австралия, США, Канада, ЮАР, где добыча ведется открытым способом. ,

Мировая торговля углем  составляла в последние годы примерно 470 млн. т., причем снизилась торговля коксующимся углем из-за падения спроса и возросла торговля энергетическими углями.

За последние годы продолжается усиливаться концентрация капитала, снижение цен на уголь  — по сравнению с 1996 г. на 15-18%.

Мировой рынок  металлов С 1999 г. наблюдалось улучшение конъюнктуры на мировом рынке черных металлов, что обусловлено экономическим подъемом в странах Юго-Восточной Азии и восстановлением спроса .на продукцию на рынках данного региона после кризиса 1998 г. Несмотря на снижение потребления стали в Западной Европе и США. они остаются крупнейшими импортерами стальной продукции. Ведущим регионом мира по производству стали является Азия

(38% мирового производства), мировым лидером по производству  стали является Китай, затем  следуют США и Япония. Положение на мировом рынке черных металлов в целом характеризуется повышением спроса по мере улучшения конъюнктуры в отраслях-потребителях, прежде всего, в машиностроении. На рынке цветных металлов принимают участие, прежде всего, развитые страны

 

 

25.Международный рынок туруслуг, его организационные формы.  В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной  торговли услугами. Туризм-деятельность лиц, кот пребывают за пределами страны проживания не более 1 года и их деят-ть не оплачив-ся принимаемой страной. В основе развития международного туризма лежат следующие факторы: 1.Экономический рост  и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.2 Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки. 3.Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня. 4.Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков. 5.Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов. 6.Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций. 7.Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций: 1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости. 2.Международный туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны. 3.Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма. 4.С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации. Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает. Международный туризм в мире крайне неравномерен. Под туристической индустрией понимается совокупность производс-ных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих тур услуги и товары тур-го спроса. С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма. Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающие туруслуги турагентов и лишённых зачастую юридической и хоз-ной независимости. Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив - туров. В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туруслуг клиентам. Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между ТФ и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. ТА либо организуют туры, предлагаемыми ТФ, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Большинство ТА находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм. ТФ -  это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и ТА. Они реализуют туры от своего имени через ТА либо непосредственно клиентам. Туристические корпорации — это крупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туруслуг. Они включают предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и ТА в разных странах. Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

 

 

26.Междун-я  биржевая деятельность. Биржа — наиболее развитая форма регулярно функцион-го оптового рынка заменимых товаров, продающихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам, а также рынка ценных бумаг (акций и облигаций) и иностранной валюты. Биржевая торговля имеет следующие особенности: биржевая деятельность концентрируется в местах произ-ва и потребления товаров; проводится по специфическим видам товаров (так называемым биржевым товаром) крупными партиями; проводится в отсутствии товара по образцам, описаниям; ведется контрактами и договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем; проводится регулярно, учитывается концентрация спроса и предложения, а также покупателей и продавцов; свободное ценообразование, цены чувствительны и реагируют на конъюнктуру рынка; проводится биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени производителей и потребителей товара; отсутствие прямого воздействия государства на процесс биржевого торга. Биржа имеет организационную, экономическую и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, — это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, т. е. профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценными бумагами, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юр. лицом, обладающим обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде. Все биржи представляют собой частные организации, учреждаемые и руководимые их членами. Правила, регулирующие членство на бирже, лимитируют его различными требованиями, в частности, в отношении величины оплаченного капитала, наличия банковской гарантии, финансового состояния фирмы и т.д. На бирже можно торговать, не становясь ее членом, а поручая заключение сделок членам биржи. Но в этом случае возрастает размер уплачиваемой комиссии, что при большом объеме операций может быть невыгодным. Важнейшее же преимущество члена биржи заключается в его участии в руководстве данной организацией, что позволяет быть более осведомленным о ситуации на рынке, быстрее получать необходимую информацию, а также участвовать в разработке правил и принятии решений. В определенных рыночных ситуациях это может оказать решающее влияние на результаты деятельности фирмы. Торговля на бирже сосредоточена в операционном зале, в котором брокеры заключают сделки. Большая часть зала отведена для срочной торговли, остальная для наличных сделок. Сделки на срок заключаются в так называемых ямах (лигах), или кольцах (рингах), которые предназначены для торговли одним товаром. Яма представляет собой ступенчатый шести- или восьмиугольник. Участники торгов располагаются на ступеньках, что облегчает визуальный контакт.  
Время торговли, т.е. длительность биржевых сессий, устанавливается руководством биржи. На одних биржах заключение сделок на всех ямах начинается и заканчивается одновременно; на других - торговля разными товарами с разными сроками поставки проходит в разное время. Возле каждой ямы находится огражденное возвышение, где располагаются наблюдатели, являющиеся работниками биржи. Каждое изменение цен регистрируется ими, вводится в компьютеры и сообщается работникам, обслужив-щим таблицу цен в операционном зале. Заключение сделок происходит при посредничестве брокеров, которые действуют в соответствия с инструкциями, полученными от клиентов. Цена в инструкции определяется путем установления ее верхней или нижней границы либо заключения сделки в наиболее выгодный момент. Сделка фиксируется дважды — после заключения сделки каждый брокер записывает в своей карточке цену, количество, месяц поставки, тип товара, название фирмы, инициалы второго брокера, участвующего в сделке. Существует несколько видов биржевых операций, которые подразделяются: •По результату осуществления сделки - действительные (реальные), спекулятивные сделки и страховые операции, объединяющие оба вида; • По сроку реализации сделки - наличные и срочные.  

 

 

27. Содержание  фьючерсной сделки. Сделки за наличный расчет и форвардные сделки представляют собой сделки с реальным товаром, в то время как все срочные сделки спекулятивного характера именуются фьючерсными, которые заключаются не с целью реальной поставки товара, а для получения прибыли посредством игры на разнице цен. Существует несколько разновидностей фьючерсных сделок. Сделки с опционами. Особой разновидностью сделок с премией являются сделки с опционами, при которых покупается опцион, т. е. стандартный контракт по сделкам этого вида, на продажу или покупку данного количества товара в определенный срок в будущем по цене, установленной в день заключения сделки. Причем покупатель опциона принимает на себя только обязательство выплатить определенную премию продавцу, и не обязан покупать или поставлять товар. Различают следующие типы сделок с опционами: - опцион «колл». Покупатель опциона получает право до наступления срока ликвидации сделки объявить либо о покупке товара, либо об отказе от покупки; - опцион «пут». Покупатель опциона получает право до наступления срока ликвидации сделки объявить либо о продаже товара, либо об отказе от продажи; - двойной опцион. Покупатель опциона получает право до наступления срока ликвидации сделки объявить, осуществит ли он покупку или продажу товара. Решение принимается в зависимости от направления и размеров изменения цен и от типа опциона. Покупатель опциона «колл» ожидает повышения цен до уровня, обеспечивающего ему получение прибыли после выплаты премии и комиссионных. Покупатель опциона «пут» ожидает падения цен. Покупатель двойного опциона, будучи не в состоянии определить направление изменения цен рассчитывает на такой значительный масштаб изменений, который перекроет его затраты, связанные с выплатой двойной премии за данный опцион. Ограничение возможных потерь только выплатой премии является главным преимуществом для покупателя опциона. Разрешена перепродажа опционов третьим лицам. Онкольные сделки. ОС заключаются на поставку товаров в будущем и с расчетом по котировкам будущего периода. В момент заключения ОС четко устанавливается предмет контракта (товар, его сорт, количество, срок поставки, условия оплаты и т.д.). Что же касается цены, то в контракте определяется, что она установлена на уровне биржевых котировок в произвольно выбранный одной из сторон рабочий день, предшествующий дню поставки.  
В контракте также оговаривается крайний срок объявления цены. Как правило, цена определяется по котировкам фьючерских сделок, возможно и использование цены «спот». Право объявления цены может получить любой из контрагентов в зависимости от результата переговоров. Покупатель стремится получить это право, когда ожидает падения цен, а продавец когда ожидает их повышения. Хеджирование

Информация о работе Шпаргалка по "Международной экономике"