Шпаргалка по "Международной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международная экономика".

Файлы: 1 файл

MEO.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим механизм действия импортных пошлин (рис. 1) Допустим, что в какой-либо стране А осуществляются производство и потребление какого-либо товара, например, яблок. На рис. RS означает предложение яблок, RD - спрос, Ро - цена внутреннего рынка .(цена равновесия).

При этой цене произведенное и потребленное количество яблок будет равно Qo. Эта ситуация характерна- для автаркической экономики. Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Pw Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яблок.

 

Рис. 1. Механизм действия импортных тарифов

в стране А сократится с Qo до Q1- а потребление возрастет с Qo до Q2 Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2 – Q1)

Защищая интересы национальных производителей яблок, правительство страны А вводит импортную пошлину Т. Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рт, тогда Т = Рт_Pw.В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3 Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию. Вследствие этого производители, считавшие для себя невыгодным производство и реализацию яблок по цене Pw, в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой цене Рт

В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сократится с Q2 доQ4, что в свою очередь приведет к сокращению импорта.

Таким образом, введение импортной пошлины, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национального товаропроизводителя.

 

 

17. Методика определения индекса человеческого развития стран.

 

18.Понятие межд-й  спец-ии произ-ва. МСП-такая форма разделения труда между странами при кот рост концентрации 1-го произ-ва и обобществления труда в мире происходит на основе процесса дифференциации нац-х приз-в, выделения в самос-е технол-е процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления все более однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей, что вызывает все большее взаимное допол-е дифферен-х нац-х комплексов. Международное разделение труда имеет свою внутреннюю структуру и соответствующие методы своего развития. Неотъемлемыми чертами МРТ являются международная специализация производства. Международная специализация производства (МСП) развивается по двум направлениям производственному и территориальному. В свою очередь, производственное направление подразделяется на: межотраслевую специа-ю; внутриотраслевую спец-ю; специализацию отдельных предприятий. Территориальная МСП включает специализацию на производстве определенных товаров и их частей для мирового рынка: отдельных стран; группы стран; регионов. К числу основных видов МСП относятся: предметная (производство готовых изделий) спец-я; подетальная (произ-во частей и компонентов изделий) спец-я; технологическая или стадийная спец-я (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технол-х процессов). Наибольшее распространение среди видов предметной спец-ии в мирохозяйственных связях получила спец-я по про-ву ГП. Характерные черты МСП: 1 динамичность протекания процессов; 2 непрерывное изменение их видов и направлений; 3 переход к более сложным формам вследствие изменений в общест-м произ-ве, сдвигами в стр-ре мировых потребностей, воздействием НТР.

 

19.Междун-е  произ-е кооперорование. Международное кооперирование труда – основанный на МРТ устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. МПК помогает фирмам сократить затраты на производство и обращение, а следовательно, себестоимость выпускаемой ими продукции, снижение издержек производства, усиление конкурентоспособности продукции, выпускаемой на условиях МПК. МПК служит средством увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда.  МПК способствует реализации принципиально новых задач, которые очень трудно или невозможно решить без объединения усилий производителей нескольких стран. Функции МПК: 1 служит средством увеличения производимых матер-х благ при более высокой производ-ти труда; 2 реализация принципиально новых задач, кот-е очень трудно решить без объединения усилий производителей нескольких стран. Основные признаки МПК: предварительное согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности; координация хоз-й деят-ти пред-й-партнерство из разных стран в определенной, взаимосогласованной сфере этой деят-ти в качестве главного метода сотрудничества; наличие в качестве непосредственных субъектов произ-го коопер-я промыш-х пред-й из разных стран; закрепление в договорном порядке в качестве глав-х объектов коопер-я готовых изделий, компонентов, других частных продуктов и соответст-й технологии; распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними произ-й спец-ии, исходя из основных целей коопер-х соглашений. Класс-я МПК в соответ-ии с его основными признаками: 1 по видам: экон-я коопер-я промыш-е сотрудничество; произ-е копер-е (научно-техническое, в области проектирования и строит-ва, в сфере сбыта); кооперацион-е сотрудн-во в др-х областях хоз-й деят-ти. 2 по стадиям: предпроиз-я, произ-я, коммерческая. 3 по использованным методам: выполнение совместных программ, договорная спец-я, создание совместных пред-й. 4 по территориальному охвату: между 2-мя и более странами, в рамках региона, межрегиональное, всемирное. 5 по числу субъектов: двухсторонняя, многосторонняя. 6 по числу объектов: однопредметная, многопредметная.        Формы МПК: договорная специа-я, подрядное копер-е, создание совместных пред-й.

20.Условия,  факторы и формы МРТ. МРТ-высшая ступень развития общест-го разделения труда между странами, кот опирается на стойкую, экон-ки выгодную спец-ю произ-ва отдельных на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену между ними в значительных колич-х и кач-х соотношениях. Основные аспекты сущности МРТ: вовлечение всех стран, безотносительно к уровню развития их экономики и общест-го строя; важнейшая материальная предпосылка налаживания эффек-го экон-го взаимодействия стран в масштабах мирового хоз-ва; создает предпосылки для более полного проявления общих экон-х законов мирового хоз-ва; особенности современного этапа МРТ-динамичность, непрерывное изменение его видов, направлений, усложнения организ-х форм.  Факторы МРТ:1. Объем внутреннего рынка страны. У крупных стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребит-ские товары. И, следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый рыночный спрос в стране побуждает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.2. Уровень экономического развития страны. Необходимость участия страны в МРТ тем больше, чем меньше экономический потенциал страны. 3. Обеспеченность страны природными ресурсами. Высокая степень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызывает необходимость активного участия в МРТ. 4. Удельный вес е структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.). Чем выше удельный вес базовых отраслей, тем, как правило, меньше ее включение в систему МРТ. Главное в процессе развития МРТ — это то, что каждый его участник ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в МРТ. Реализация преимуществ МРТ в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта. Предполагается, что производство ПРС во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а  внутренний спрос - на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное расширение внутреннего рынка. Формы МРТ: 1.Дополнение производственных мощностей партнера; 2.Простая и сложная специализация производства; 3.Совместное производство на основе специализации; 4.Разделение производственных программ; 5.Специализация  и кооперация на уровне научно-исследовательских работ проектирования и строительства; 6.Субконтракты (выполнение контрактных обязательств); 7.Подрядная кооперация; 8.Организация совместных предприятий; 9.Предоставление лицензии с оплатой продукцией, поставки оборудования.

 

21. Мировой рынок товаров. Термин «мировой рынок» означает любые процессы товарообмена между странами, связанные с куплей-продажей товаров и услуг. По сути, он является местом осуществления международной торговли и заключения международных сделок. Основные черты мирового рынка: -Является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки. -Проявляется в межгос-ном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения. -Оптимизирует использование факторов производства, подсказывая, в каких отраслях и регионах они могут применяться с наибольшей эффективностью. -Выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и их производителей, которые не могут обеспечить международные стандарты качества при конкурентных ценах. По сравнению с нац-м рынком мировой рынок имеет ряд особенностей:  -Развивается стихийно в острой конкурентной борьбе между странами; -На его развитие оказывает влияние внешнеэк-кая политика отдел-х государств; -Не все товары, производимые отдельными странами, поступают на мировой рынок; -Мировой рынок имеет особую систему цен – мировые цены, складывающиеся под влиянием закона стоимости как одного из законов развития мирового хозяйства. Сегментация мирового рынка достаточно сложна. Среди прочих в нем выделяются сектора, направленные на определенный вид товара – мировые товарные рынки. Рынок определенного вида товара принято называть мировым, если он имеет следующие признаки: -Участие многих стран;-Крупномасштабность соглашений; -Регулярность операций товарообмена; -Ведение торговых расчетов в свободно конвертируемой валюте. Таким образом, мировой товарный рынок – это совокупность устойчивых, повторяющихся операций товарной купли-продажи, имеющих определенные организационные формы (биржи, аукционы, торги и др.) и выраж-хся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм поставщиков и покупателей. Сущ-ет несколько классификаций мировых рынков товаров в зависимости от различных критериев. По срокам использования выделяют: -Рынок товаров длительного пользования; -Рынок товаров среднего срока пользования (эти две группы сложно разграничить); -Рынок краткосрочных (одноразовых) товаров. Наиболее распространена классификация рынков товаров в зависимости от характера конечного использования товаров: -Рынки товаров произв-ного назначения; -Рынки товаров потребительского назначения (народного потребления). С учетом вышесказанного, структуру товарного рынка можно выразить след образом. Рынок товаров промыш произ-ва – один из наиболее сложных товарных рынков. На нем обращается значительное количество самых разнообразных товаров. Выделяют рынок продукции металлургии, машиностроения, рынок хим продукции, продукции деревообработки, легкой промыш-ти. Наиболее развитые мировые рынки: МР промышленного оборудования; МР судостроения; МР вооружения и военной техники; МР автомобилей; Рынок сырья (включает в себя рынки руд и металлов (черных, цветных и драгоценных), рынки топлива (уголь, кокс и брикеты, нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия) и рынки сельскохозяйственного сырья, в первую очередь каучук, лесные товары и текстильные волокна); МР нефти и нефтепродуктов; МР угля; МР металлов; Мировой рынок зерновых; Мировой рынок сахара.

 

 

 

22.Рынки товаров  промышленного производства - особенности  и основные участники. одни из наиболее сложных товарных рынков. Здесь обращается значительное количество самых разнообразных товаров. Выделяют рынок продукции металлургии, машиностроения (в первую очередь автомобилей), рынок химической продукции, продукции деревообработки, легкой промышленности.

Рассмотрим некоторые  наиболее развитые мировые рынки.

Мировой рынок  промышленного оборудования.

Он является одним  из старейших мировых товарных рынков, успешно развивается под влиянием НТП. В экспорте и импорте многих стран мира промышленное оборудование занимает одно ич первых мест. Ведущее  место в экспорте промышленного оборудования занимает США, Германия, Япония, Доля промышленного оборудования в экспорте отдельных стран составляет от 35 до 60%. Это страны Центральной Европы (Болгария, Чехия), Украина. Россия, Китай, Израиль и др. Мировой рынок судостроения Рост объема торговли, увеличение количества внешнеторговых операций стали одной из причин повышения спроса на торговые'суда'.. Также сказалась необходимость замены значительной части действующего' тоннажа новым. Начиная с середины 90-х гг. конъюнктура  мирового рынка судостроения характеризуется увеличением объемов производства и торговли при относительной стабильности цен с некоторой тенденцией к снижению. Традиционно борьба за лидерство разворачивается между Японией"' и'Южной Кореей, которая проводит политику расширения мощностей 'и демпинга. В пятерку ведущих производителей входят также Китай, Германия, Италия. Основную часть мировых заказов составляют танкеры (27%), контейнеровозы (18%), паромы и пассажирские суда - 11%. Мировой рынок вооружения и военной техники

Доля экспорта вооружения и услуг военного назначения в  мировом экспорте составляет 2%. На этом рынке представлены 50 стран- экспортеров и 120 импортеров. На 10 основных стран-экспортеров приходится около 90% всех продаж, а на 30 основных стран-импортеров - около 85% покупок вооружения и военной техники. Рынок оружия сложился давно, и в нем утвердились признанные лидеры: производители пушек - Швеция. Швейцария; самолетов-истреби гелей - США, Франция, Россия; радиолокационные средства - Голландия. Наиболее крупным экспортером оружия1 является США — 52% мирового объема, а также Россия, Франция, Великобритания, Китай и Германия. На данном рынке существует монополия - единственным потребителем выступает государство. Традиционно более привлекательным рынком для продавцов оружия являются страны Ближнего и Среднего Востока. Основными покупателями американского оружия были Израиль. Саудовская Аравия и Египет, российского - Кувейт, Алжир. Египет и ОАЭ. западноевропейских -Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар.

Саудовская Аравия является крупнейшим в мире потребителем оружия,   на   втором   месте   ОАЭ.   Ведущее   место   на   мировом   рынке

принадлежит авиационно-космической  технике - 51%. техника военно-морского флота - 25%. бронетанковая техника - 1!%, артиллерийское вооружение - 2%.Мировой рынок автомобилей Один из интереснейших на сегодняшний день товарных рынков, он является отличной иллюстрацией к одной из важнейших тенденций в мировой экономике —глобализации. Кроме этого, он является одним из важнейших индикаторов процессов, происходящих в экономике страны, -изменение объемов и структура спроса говорит об изменении благосостояния населения, динамике экономического роста и др.

Исторически сложилось, что единого мирового автомобильного рынка не существует, несмотря на то, что число автопроизводителей невелико. Разделение обусловлено различиями культур, климата, даже антропометрических показателей. Выделяются три наиболее крупных региона - Европа, Северная Америка и Дальний Восток (Япония и Корея).

К основным тенденциям рынка  можно отнести укрупнение компаний-производителей и уменьшение их количества. За последние 10 лет число автопроизводителей сократилось вдвое. Считается, что  на сегодняшний день только 6 крупнейших концернов набрали критическую  массу, что позволит им удержаться на плаву в течение ближайших 10-15 лет - это Даймблер-Крайслер, Дженерал Моторс, Рено, Ниссан, Тойота и Фольксваген Групп.

 

 

23. Особенности рынка продовольствия РЫНКИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ реализуют продукцию земледелия, животноводства, рыболовства и морского промысла, а также полуфабрикаты и готовые изделия. В его пределах выделяются рынки продукции животноводства, основными товарами на котором являются мясо и субпродукты, молочные продукты и яйца; рынки продукции земледелия -зерновые, овощи и фрукты, сахар, пищевкусовые товары, маслосемена, растительные масла.

Основными тенденциями  рынка продовольствия являются:

■    Более быстрый  рост торговли продовольствием, готовым  к употреблению;

■    Возрастает удельный вес поставок охлажденного и замороженного мяса;

■    Более широкое  вовлечение молочных товаров в международный  оборот в связи с совершенствованием технологии их приготовления;

■    Наиболее динамично  развивающийся рынок продовольственных  товаров -рынок яиц;

■    Большинство  товаров земледелия реализовывается посредством бирж.

Мировой рынок  зерновых

Основными зерновыми  культурами мирового значения являются пшеница, рожь, овес, кукуруза и рис. В настоящее время производится ежегодно около 2 млрд. т. различного рода зерновых и сохраняется в среднем до 300 млн. тонн резерва. Мировой торговлей охвачена лишь небольшая часть производства зерна - 250 млн. тонн по всем культурам. Основными производителями пшеницы в мире являются Китай, страны ЕС, США, Россия, Канада и Австралия. Самым крупным экспортером и импортером пшеницы является ЕС, а также США, Канада, Австралия и Аргентина. Из стран СНГ крупнейшим экспортером остается Казахстан. Самыми крупными импортерами пшеницы являются Бразилия, Пакистан, Китай и Россия.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной экономике"