Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Толкунова Кристина МЭ-41 курсовая.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Закон о палатах предписывает обязательное членство для всех лиц, занятых собственным  делом, и юридических субъектов, имеющих право руководить бизнесом на относящейся к палате территории, а также регулярный и обязательный взнос в местную палату. Благодаря  этим процедурам государству удается  добиваться прозрачности ведения бизнеса. Потенциальный зарубежный партнер  всегда может получить полную, а  главное достоверную, информацию о  членах палаты.

Другой правовой особенностью континентальной  модели является правило региональной области действия, которое гарантирует, что существует одна палата в каждом большом городе или в районе.

2. Англосаксонская или американская  модель построения торгово-промышленных  палат существует в Англии, США,  Канаде, Бельгии, Австралии, Норвегии, Польше, Швеции, Швейцарии, Дании,  Индии, некоторых странах Латинской  Америки, Африки, Юго-Восточной Азии  и ряде других стран.

В отличие от континентальной модели в англосаксонской модели отсутствует  специальное законодательство, регулирующее деятельность палат. Торгово-промышленные палаты создаются и функционируют  в соответствии с частноправовыми  актами, на основе устава, разрабатываемого его членами, и на условиях, определяемых деловыми кругами того или иного  региона, исходя из потребностей развития торгово-промышленной активности в  регионе.

Палаты, основываясь на нормах гражданского и торгового права, должны придерживаться местных законов объединения, где  они зарегистрированы.

Поскольку палаты по англосаксонской  модели не регулируются специальным  законом и при отсутствии делегированных государственных функций не подлежат специальному государственному контролю, они рассматриваются как палаты частного права.

Сфера деятельности палаты государством не регулируется, палаты пользуются полной независимостью и самостоятельностью.

Другим отличием от континентальной  модели является то, что членство в  палате в соответствии с англосаксонской  моделью является добровольным. Как  следствие, база членства обычно меньше и не обязательно включает все  предприятия в данном районе, но при этом она может охватывать больше различных секторов.

Согласно англосаксонской модели палаты действуют в конкурентной среде. Проблемы, вытекающие из свободы  объединения, могут привести к созданию неограниченного и нерегулируемого  числа палат.

В то же время некоторые округа и регионы могут не иметь палаты, которая представляла бы их интересы.

3. Смешанная модель построения  торгово-промышленных палат использует  признаки как континентальной,  так и англосаксонской модели, совмещая наличие специального  законодательства о палатах, территориальную  принадлежность к своему округу, делегирование части государственных  функций с добровольным членством  для всех или отдельных категорий  предпринимателей.

Такие палаты создаются путем принятия законодательных актов, устанавливающих  их общие цели и задачи, но основные функции палат и их организационные  структуры определяют уставы палат.

Наиболее характерные черты  этой модели представлены в деятельности торгово-промышленных палат Японии, Таиланда, ряда стран Юго-Восточной  Азии.

4. До экономической и политической  реформы в бывших социалистических  странах существовала четвертая  модель – система государственных палат, которую условно можно назвать административной моделью, когда управление палатой осуществляется Министерством внешней торговли, деятельность которого основывается на содействии экспорту государственных предприятий. Сегодня торговые палаты являются государственными органами в Китае, Вьетнаме и ряде других стран.

По составу членов и сфере  влияния на экономическую деятельность среди торговых палат выделяют:

1) Местные торговые палаты, охватывающие  своей деятельностью ограниченные  экономические районы или города.

2) Национальные торговые палаты  распространяют свое влияние  на всю территорию государства  и имеют своими членами наиболее  крупных промышленников, торговцев,  финансистов данного государства,  а также местные торговые палаты.

Крупнейшей национальной торговой палатой является Торговая палата США, поддерживающая контакты с правительственными учреждениями США и с иностранными представительствами, давая им рекомендации по вопросам развития торговли.

Аналогичное значение имеет Ассоциация британских торговых палат в Англии.

Заграничные торговые палаты организуются национальными ассоциациями торгово-промышленных кругов одной страны на территории другой страны. В их задачи входит содействие экспорту товаров, капиталов, лицензий в соответствующие страны, изучение местного рынка, условий торговли и  транспорта, торговой политики, законодательства фирмы страны пребывания и т.д.

Смешанные торговые палаты создаются  национальными организациями двух или нескольких стран в целях  развития и укрепления торговых и  экономических отношений между  ними [1].

Статистика многих развитых стран  мира свидетельствует о том, что  от 50 до 80% доходной части бюджета  государства приносит малый бизнес (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% в Японии, 40% в США). Доля малых  форм предприятий в предпринимательском  секторе экономики непрерывно растет, отражая тенденцию к расширению и децентрализации как наиболее соответствующим потребностям человека в его творческой самореализации, о чем свидетельствует тот  факт, что сегодня в мировой  экономике в секторе малого бизнеса  заняты 60–75% всех работающих, а число  малых и средних предприятий  превышает 80% общего числа предприятий [8].

Защита интересов малого бизнеса  в различных формах входит в сферу  деятельности торговых палат многих стран мира, прежде всего США, Японии и стран Западной Европы. Что касается США, то участие торговых палат в такой деятельности объясняется, прежде всего, тем, что малые предприятия являются основой американской экономики, а местные торговые палаты – это, прежде всего, деловые объединения малого бизнеса. Соответственно, делами малого бизнеса занимаются все без исключения многочисленные торговые палаты. В этом плане характерна позиция Торговой палаты США (ТП США), одной из приоритетных задач которой является изучение проблем и защита интересов малого бизнеса. Достаточно сказать, что почти каждое четвертое обращение президента ТП США по актуальным проблемам национального бизнеса в той или иной степени посвящено вопросам малого предпринимательства.

В начале 1998 г. ТП США вдвое увеличила  число своих лоббистов в Конгрессе  с тем, чтобы ускорить решение  ряда проблем, включая малый бизнес. Усилия ТП США приносят конкретные результаты. Например, под давлением  деловых кругов, мобилизованных Торговой палатой, Администрацией президента Клинтона было принято решение о реорганизации  Налогового Управления, которое постоянно  превышало свои полномочия во взаимоотношениях с предприятиями малого бизнеса [9].

Также интересен опыт работы торговых палат по поддержке малого бизнеса  в Японии. После финансового кризиса 1998 г. правительство Японии приняло  ряд долговременных стратегических решений по повышению конкурентоспособности  и устойчивости национальной экономики  в условиях нарастающей глобализации рыночных отношений. Быстрый научно-технический  прогресс во всех отраслях реальной экономики  потребовал ускоренной реструктуризации промышленности на национальном и региональном уровнях. Это в значительной мере связано с разукрупнением сверхмощных  предприятий и корпораций путём  принудительной продажи крупных  блоков акций другим компаниям на открытых торгах с выделением дочерних производственных и венчурных МСП.

К концу 2006 г. было сформировано около 50 тысяч производственных центров  предпринимательства, объединяющих на технологической и организационной  основе различные группы МСП. Это, в  свою очередь, позволило организовать 19 крупных индустриальных кластеров, деятельность которых в значительной мере способствовала экономическому оздоровлению регионов. На эти цели в бюджете  страны, начиная с 2006 г. ежегодно выделялось около $8,5млрд.

В условиях ужесточения конкурентной борьбы при одновременном усложнении деятельности во всех сферах бизнеса  отмечается тенденция к сокращению выживаемости стартующих МП. Продолжительное  время в японской экономике существует превышение количества закрываемых  МСП над числом вновь создаваемых  предприятий. В этой связи возникла необходимость в дополнительной поддержке стартующих предприятий, и особенно в сфере венчурного бизнеса, где существуют наибольшие деловые риски.

Важную роль здесь играют созданные  так называемые специальные консультационные бюро по предотвращению банкротств, действующие  в рамках местных ТПП. Специалисты, работающие в этих бюро, проводят комплексный анализ деятельности малых предприятий, находящихся в тяжелом положении, и вырабатывают соответствующие рекомендации для предпринимателей. Получение таких рекомендаций, утверждаемых председателем соответствующего отделения ТПП, является необходимым условием для оказания предпринимателю финансовой помощи. Кроме того, если малое предприятие, не имеющее поручителя и залога или испытывающее трудности с получением средств в коммерческих банках, обращается за ссудой, то оно предварительно должно заручиться согласием местного отделения ТПП. Отделение рассматривает обращение предпринимателя и готовит т.н. "рекомендательное письмо", которое является основанием для получения суммы. Ее размер составляет до 5,5 млн. йен, выдаваемой сроком на 6 лет из расчета 3,4% годовых с льготным периодом в 6 месяцев.

Без рекомендаций местной ТПП малые  предприятия, работающие меньше года, не могут получить также беспроцентную  ссуду на модернизацию оборудования в размере 50% от стоимости оборудования, но не более 40 млн. йен, сроком на 5 лет [10].

Значительный интерес представляет разработанная во Франции по инициативе Ассамблеи торгово-промышленных палат Франции программа "Предпринимательство во Франции", в рамках которой во всех торгово-промышленных палатах страны создаются специальные отделы, где начинающий предприниматель может представить свой проект и получить необходимые консультации. При соответствии проекта предъявляемым требованиям его автор получает паспорт Программы, который дает право на бесплатную экспертизу и содействие при оформлении документов для получения банковской гарантии.

Малый бизнес Германии один из самых  активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая  поддержка предприятий малого бизнеса  оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в  ряде развитых стран, предусматривают  приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны  государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

– кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

‒ кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

‒ кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

‒ кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

‒ проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

‒ программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;

‒ программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для  бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю  развития. В частности, еще в эпоху  зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми  объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и  торговли. В современной истории  торгово-промышленные палаты развились  до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель  обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без  одобрения, согласования и утверждения  торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение  торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства  и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние  на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных  органов самоуправления, принимая важнейшие  социально-экономические решения  в области развития страны. Это  целая инфраструктура, в которой  участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии [11].

Информация о работе Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия