Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты, направленная на стимулирование внешнеэкономической активности предприятий.
Предметом исследования является комплекс научных и практических положений, связанных с анализом места и роли БелТПП, в том числе с учетом их особой значимости в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В качестве методологической базы курсовой работы использовались общенаучные методы познания – диалектический, конкретно-исторический и структурно-функциональный. Это позволило рассматривать изучаемые явления в комплексном соотнесении сущности, основных форм и противоречий развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения роли торгово-промышленных палат в организации внешнеэкономической деятельности предприятий 7
1.1 Институциональная характеристика торгово-промышленных палат 7
1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики 9
1.3 Направления деятельности торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры 17
2 Исследование роли торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь 24
2.1 Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий страны 24
2.2 Правовые и организационные особенности функционирования торгово-промышленных палат в Республике Беларусь 27
2.3 Оценка влияния торгово-промышленных палат на организацию и обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий в Республике Беларусь 34
3 Перспективы развития торгово-промышленных палат как элемента внешнеэкономической инфраструктуры в Республике Беларусь 40
Заключение 49
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Толкунова Кристина МЭ-41 курсовая.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Торгово-промышленная палата вправе:

– выступать в качестве учредителя (участника) юридических лиц или собственника имущества в порядке, определенном законодательством;

– создавать представительства и филиалы;

– осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Деятельность торгово-промышленной палаты основывается на следующих принципах:

– законности;

– добровольного объединения членов торгово-промышленной палаты;

– равноправия членов торгово-промышленной палаты;

– невмешательства торгово-промышленной палаты в деятельность ее членов;

– самостоятельности;

– гласности [1].

Основными задачами торгово-промышленной палаты являются:

– содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта товаров (работ, услуг), привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;

– оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, проведении торговых операций на внешних рынках;

– представление и защита интересов членов торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

– развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;

– распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале, о национальном законодательстве в области внешнеэкономической деятельности, об обычаях и правилах международной торговли;

– осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров по внешнеэкономическому сотрудничеству, содействию в установлении контактов с субъектами предпринимательской деятельности;

– совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;

– организация международных и национальных выставок и ярмарок;

– выполнение отдельных функций, возложенных на торгово-промышленную палату законодательством.

Цели ТПП:

– оказывает информационные услуги;

– ведет реестр надежных и ненадежных партнеров;

– занимается официальными переводами документации при осуществлении внешнеторговой деятельности;

– оказывает поддержку в сертификации;

– проводит экспертизу технической документации, договоров;

– может заниматься оценочной деятельностью;

– фиксирует торговые обычаи и свидетельствует в суде;

– свидетельствуют обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РБ, а также торговые и портовые обычаи, принятые в РБ;

– выдает сертификаты происхождения товаров при их вывозе в государства – страны СНГ;

– оценивает и разрабатывает законы и нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей;

– может проводить экспертизу товара и приемку товара;

– выдает разрешения на открытие в РБ представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены ТПП;

– осуществляет сотрудничество с международными Торгово-промышленными палатами, представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью;

– формирует третейские суды, утверждает их регламенты;

– выполняет иные функции в соответствии с законодательством.

Основополагающий принцип образования  торгово-промышленных палат – добровольность объединения их учредителей и входящих в палаты лиц. Минимальное число учредителей, выступающих инициаторами создания торгово-промышленной палаты, не может быть менее пятнадцати.

Торгово-промышленная палата имеет  один учредительный документ – устав, который разрабатывается инициаторами ее образования. Устав должен предусматривать:

– наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;

– наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;

– условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;

– права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;

– порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;

– источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;

– порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.

В уставе могут содержаться и  иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной палаты.

Для принятия устава учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание. Кроме принятия устава, на этом форуме образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты.

Торгово-промышленная палата приобретает  права юридического лица со дня принятия решения о ее государственной  регистрации [2].

 

1.2 Становление торгово-промышленных палат в истории развития мировой экономики

 

 

Первые попытки европейских  предпринимателей создать свои общественные объединения для совместного  отстаивания общих деловых интересов  были сделаны 400 лет назад.

Развитие торговли и промышленности, произошедшее на развалинах средневекового строя, имело своим естественным следствием усиление конкуренции. Промышленная революция дала толчок развитию путей  сообщения и активизации международной  торговли. Осложнение экономических  условий, формирование новых государств и межгосударственных отношений  серьезно сказывались на положении  предпринимателей, ставили их в условия  непрерывных форс-мажорных обстоятельств. Желание снизить риски и как-то упрочить свое положение привело предпринимателей к необходимости объединения для защиты своих интересов и организации системы получения своевременной информации о ситуации на рынках и в экономической политике власти. Под влиянием этого стали возникать различные добровольные организации купечества и промышленников в виде союзов, ассоциаций, корпораций и т. п. Почти одновременно с данным процессом возникло стремление самой власти использовать эти движения предпринимателей для привлечения торгово-промышленного класса к сотрудничеству в правительственных мероприятиях. Для реализации своих интересов правительства разных стран добивались цели различными путями:

– учреждали наряду с добровольными купеческими организациями официальные органы (Германия);

– стремились поглотить возникающие частные организации, заменяя их государственными учреждениями со строго регламентированными правами и обязанностями (Франция);

– не посягая на характер организаций, как свободных обществ, допускали и поощряли посредничество этих организаций между предпринимателями и властью (Англия).

Претензии на первенство в создании первых торговых палат делят между  собой такие европейские государства  как Германия, Бельгия и Франция.

Германия обосновывает свое первенство многовековой историей Ганзейского  союза, когда вольные города Любек, Гамбург, Бремен и другие организовали систему международной торговли от Лондона до Новгорода. В систему  Ганзейского союза входили в  разные периоды от 70 до 170 городов  Европы. Однако по разным причинам Ганзейский союз распался.

Бельгия, претендуя на звание организатора первой палаты в мире, ссылается  на эрцгерцога Максимилиана, который  своим указом основал в 1485 году в  Антверпене первую бельгийскую торговую палату, представлявшую только торговые интересы и просуществовавшую меньше года, не накопив ни опыта, ни практики своей деятельности.

И, наконец, последний претендент – Марсельская торговая палата во Франции, созданная в 1599 году, заложившая основу государственной и континентальной модели торговых палат, ни на один год не прекращавшая свою 400-летнюю деятельность, накопившая огромный опыт и ставшая образцом для образования палат во многих странах.

История разрешила этот спор в пользу Франции, которая, по существу, открыла  миру сам институт торгово-промышленных палат и в течение двух веков  была практически единственным обладателем  этой системы.

Внедрение института торговых палат  было «навязано» странам континентальной  Европы Наполеоном I в начале XIX века, и поэтому их организационно-правовую модель принято называть «континентальной», а по сути – государственной. Модель предполагала обязательное участие в палате всех хозяйствующих субъектов, жесткое ограничение по территории их деятельности, но самое главное, палата была частью государственного аппарата: руководство не избиралось, а назначалось; финансирование палат регулировалось правительством; палате делегировались строго определенные функции, и она была подотчетна государственному аппарату.

В Англии отвергли континентальную  модель, и пошли по пути добровольных объединений предпринимателей и  отсутствия всякого законодательства, регламентирующего торговые палаты. Так родилась англосаксонская модель, которая была поддержана во многих странах, особенно эффективно ее использовали в США, где, по последним данным около 5 000 торговых палат, что составляет половину всех существующих в мире [3].

На сегодняшний день на планете  действуют более 10 000 палат, палаты 130 стран представлены в Международной  торговой палате на правах полноправных членов.

Старейшей американской ТПП является Нью-Йоркская, основанная в 1768 году и  получившая права юридического лица в 1872 году. Это было во времена, когда  Америка еще была английской колонией. Первая городская (местная) торговая палата была образована в г. Чарльстоне в 1773 году. Представительные торговые учреждения в течение двух столетий неоднократно меняли свои наименования и задачи. К первой половине XIX века относится и время основания региональных палат в западных штатах. Так, в Чикаго Board оf Trade была учреждена и 1848 году. Детруа, Мильвокэ, Цинциннати, С.-Луи, Толедо, Миннеаполис и другие имели подобные учреждения уже к середине XIX века.

Несмотря на существенные различия в организации отдельных торговых палат, они схожи в одном: все  они добровольные общественные объединения  предпринимателей, созданные по инициативе торговцев и промышленников без  участия власти. Как многие предприятия  Америки, они получали от государства  права корпораций в форме хартии (Charter).

Chamber of Commerce или Board of Trade имеют столь  же малое отношение к правительству,  как и любой профессиональный  союз. Только в редких случаях палаты исполняли публично-правовые функции. Так, Бостонская торговая палата контролировала сортировку хлеба на элеваторах; Нью-Йоркская торговая палата назначала лоцманов и имела комиссию, которой была подчинена и городская подземная дорога. Однако подобные официальные права палаты получали крайне редко и только в случае высокого рейтинга палат перед органами власти.

Отсутствие исторического опыта, собственных традиций, а также  влияния государства позволяло  вести поиск наилучшей организационной  структуры палаты. В большей своей  части палаты имели названия Chamber of Commerce или Board of Trade. В Нью-Йорке и  целом ряде других городов под Chamber of Commerce понималось учреждение, представляющее общие торговые интересы, в то время  как Board of Trade являлась представительницей частных интересов живущих в  районе ее действия лиц, иногда для  решения лишь некоторых отдельных  вопросов (например, обеспечения кредитами). В Нью-Йорке, например, Chamber of Commerce представляла общие интересы торговли, в то время как Board of Trade and Transportation обеспечивала защиту местных торговцев.

Наряду с ними существовали всякого  рода биржевые союзы; фондовые, товарные, хлопковые и другие расчетные  палаты, рассматривающие себя как  специальных представителей своих  отраслей торговли и защищающие интересы своих членов путем предоставления им различных услуг, в том числе  предоставления помещений для организации  биржевых собраний, телефонного, телеграфного и другого информационного обеспечения. Во многих местах, вместе с тем принято считать, что Board of Trade – это организация, призванная защищать интересы торговли. И, наоборот, Chamber of Commerce во многих местностях (например, в Албании) является учреждением, организованным для защиты чисто местных интересов.

Иногда оба эти учреждения находятся  в одном месте и отличаются друг от друга только названием, выполняя совершенно одинаковые функции. Подобными  функциями обладали еще и организации  типа Merchants Association, имевшие аналогичные  палатам задачи.

Характерная особенность палат в США – ограниченное число членов; может быть, это главный недостаток американской (англосаксонской) модели штат, когда небольшая группа предпринимателей, объединенная в одну маленькую палату, отстаивает клановые интересы именно этой группы, не ставя перед собой задачу решения более глобальных проблем предпринимательства.

Немногочисленность палат в  США, приводит к необходимости установления больших членских взносов для  поддержания палаты на должном уровне и ограничению к вступлению предприятий  малого бизнеса, имеющих ограниченный уровень дохода и ограниченную возможность  влиять на ситуацию на рынке. Есть примеры  установления больших членских взносов  в отдельных палатах, связанных  с необходимостью решения социальных проблем, например, обеспечивать крупными суммами семейства умерших членов палаты.

В некоторых палатах число членов не оговаривается уставом, но право  вступать в ее члены покупается. Наиболее существенными чертами  деятельности американских торговых палат  является их активное влияние на законодательство и управление штата, забота о местных  интересах и обеспечение членов палаты подробной статистической информацией.

Информация о работе Роль торгово-промышленных палат в организации и обеспечении внешнеэкономической деятельности предприятия