Развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности экономической инте-грации стран Латинской Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы региональной интеграции;
2. Рассмотреть деятельность наиболее крупных интеграционных блоков Латинской Америки;
3. Выявить перспективы развития экономической интеграции на интересующем нас латиноамериканском континенте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы интеграционных процессов 5
1.1. Сущность и цели региональной интеграции 5
1.2. Этапы региональной интеграции 10
1.3. Критерии оценки эффективности интеграционных процессов 13
ГЛАВА II Анализ и оценка интеграционных процессов в Латинской Америке15
2.1. Характеристика интеграционных группировок в Латинской Америке 15
2.2. Анализ деятельности интеграционных группировок Латинской Америки 18
2.3. Проблемы интеграции в Латинской Америке 26
ГЛАВА III Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных объединений Латинской Америки 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Приложение 1. Объемы внешней торговли по отдельным регионам Латинской Амери-ки……………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

          КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

  КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Международное экономическое сотрудничество»

Тема: «Развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америки»

 

 

 

студента группы МЭ - 41

экономического факультета

Мордовина Сергея Александровича

                                                                                 _______________________

 

Научный руководитель 

преподаватель

Чурсина Т.И.

                                                                                 ________________________

 

 

 

Тольятти 

   2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Усиление взаимозависимости национальных экономических механизмов опирается  на развивающийся процесс интернационализации хозяйственной жизни каждой страны в масштабе мирового хозяйства. Если для XIX в. наиболее характерной была такая его форма, как интернационализация торгово-обменных операций, то в XX в., особенно во второй его половине, на передний план выступает интернационализация производства. На этой основе взаимосвязи национальных экономик резко усиливаются, а само участие в международном разделении труда в современных условиях проявляется как предпосылка нормального развития производства. Переход в последние десятилетия развитых стран на новую технологическую базу, создание новых информационных коммуникаций, возникновение современных средств связи сопровождаются бурным развитием таких форм интернационализации, как интернационализация научных и технических исследований, а также валютных и финансово-кредитных отношений.  Высшей формой интернационализации хозяйственной жизни, её качественно новым этапом является международная экономическая интеграция, которая предполагает сближение национальных хозяйств и проведение ими согласованной межгосударственной экономической политики.

Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты  существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения). В настоящее время в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.

Актуальность курсовой работы заключается  в том, что в последнее время  страны Латинской Америки приобретают  всё большую и большую значимость, особенно для России. Визиты Президента Российской Федерации в ряд стран Латинской Америки в конце 2008 года подтверждает важное место региона в шкале внешнеполитических приоритетов нашей страны, эти визиты придали импульс всему комплексу российско-латиноамериканских связей.

Объектом данной работы выступают  интеграционные группировки Латинской Америки, предметом является региональная экономическая интеграция.

Цель курсовой работы – рассмотреть  особенности экономической интеграции стран Латинской Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы  региональной интеграции;

2. Рассмотреть деятельность наиболее  крупных интеграционных блоков  Латинской Америки;

3. Выявить перспективы развития экономической интеграции на интересующем нас латиноамериканском континенте.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Теоретические основы интеграционных процессов

   1.1. Сущность и цели региональной интеграции

 

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.

Процесс развития экономической  интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основная причина интеграции — требования высокоразвитых производительных сил, уже переросших рамки национальных хозяйств. Исторически этот процесс складывается таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.

Стоит раскрыть сущность региональной интеграции. Её можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах [3, c. 87].

На микроуровне этот процесс идет по пути взаимодействия их воспроизводственных субъектов (предприятия, фирмы), способствующих взаимопроникновению и сращиванию национальных экономик. На макроуровне — на основе развития международной торговли товарами и услугами и роста международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), принимающих форму межгосударственных договоров по согласованию национальных стратегий экономического и политического развития.

МЭИ подразумевает не только сознательные совместные действия субъектов интеграционного процесса по усилению экономической взаимозависимости, но и наличие в определенных случаях наднациональных органов управления и регулирования в форме различных институциональных структур.

В «Международной экономике» мы находим и предпосылки развития МЭИ: «МЭИ предполагает сопоставимость уровней технико-экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся  стран, общность конкретных экономических и иных интересов и проблем развития. Практика показывает, что предпосылки для интеграционного взаимодействия отдельных стран, в него вступающих, тем благоприятнее, чем выше в целом уровни их технико-экономического развития и торгово-экономических связей между ними.

Например, страны аграрно-сырьевого  профиля, производящие не столько взаимодополняющие, сколько конкурирующие друг с  другом продовольственные товары, топливо, сырье и т.п., мало заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнерами. По той же причине рыночная интеграция мало перспективна и для стран, находящихся на ранних ступенях индустриализации, структура производства которых отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В основной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу как соперники, борющиеся за внешние рынки сбыта. Поэтому их внутренние рынки не открываются навстречу друг другу, а, напротив, чаще всего отгораживаются таможенными барьерами».

Международной экономической  интеграции присущ региональный характер, она объединяет преимущественно соседние, территориально близко расположенные государства. Интеграционным объединениям свойственны региональные различия в интенсивности взаимного притяжения и сращивания национальных хозяйств, в степени отлаженности институциональных механизмов, а также различия в уровнях интеграционного развития, т. е. в степени интегрированности национальных экономик.

МЭИ представляет собой  трудный, неравномерный, противоречивый и длительный процесс, поскольку она протекает в рамках и на основе различных культурно-исторических типов общества; каждая страна имеет свое исторически сложившееся своеобразие, свои индивидуальные проблемы и интересы. При постепенном формировании межгосударственной интеграционной общности на уровне региона (субрегиона) большое значение имеет сопоставимость этническо-религиозных и социокультурных менталитетов народов государств, вступающих в подобное взаимодействие. Наиболее результативной оказывается деятельность тех межгосударственных объединений и союзов, участники которых относятся либо к одним и тем же, либо к сопоставимым типам цивилизаций, поскольку в этом случае чисто экономическое сближение дополняется общностью исторических, культурных и религиозных корней, что ведет к формированию нового пространства не только экономической, но и общечеловеческой, гуманитарной солидарности.

В странах, создавших интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике:

  • в результате интеграции сокращаются трансакционные издержки и ускоряются темпы взаимной торговли;
  • возрастающая конкуренция между производителями из разных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров и создание новых технологий, обусловливает сокращение относительно неэффективных производств;
  • интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент рынка, закрытого общим таможенным барьером, за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи.

  • Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
  • Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.
  • Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
  • Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.
  • Поддержка молодых, отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается, как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60—70-е годы.

Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.

1.2. Этапы региональной интеграции

 

Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте  и проявляется в нескольких формах. В промышленно развитых странах это межгосударственная интеграция и интеграция на микроуровне или интеграция, ведомая частными зарубежными инвестициями. Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле входящих в них стран, таможенные союзы которых, кроме вышеназванной цели, принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран.        

Чаще всего в работах  некоторых авторов [3, c. 90] выделяются четыре этапа интеграционных процессов: зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.     1. Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.    

Положительными моментами  создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса. Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности. 

2. Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.  

Информация о работе Развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америке