Развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности экономической инте-грации стран Латинской Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы региональной интеграции;
2. Рассмотреть деятельность наиболее крупных интеграционных блоков Латинской Америки;
3. Выявить перспективы развития экономической интеграции на интересующем нас латиноамериканском континенте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы интеграционных процессов 5
1.1. Сущность и цели региональной интеграции 5
1.2. Этапы региональной интеграции 10
1.3. Критерии оценки эффективности интеграционных процессов 13
ГЛАВА II Анализ и оценка интеграционных процессов в Латинской Америке15
2.1. Характеристика интеграционных группировок в Латинской Америке 15
2.2. Анализ деятельности интеграционных группировок Латинской Америки 18
2.3. Проблемы интеграции в Латинской Америке 26
ГЛАВА III Пути решения проблем и перспективы развития интеграционных объединений Латинской Америки 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Приложение 1. Объемы внешней торговли по отдельным регионам Латинской Амери-ки……………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

тор демократизации страны.

В Меркосур также участвуют  Чили (1996г.) и Боливия (1997 г.) в качестве ассоциированных членов, для которых  участие в группировке связано с возможностью создания зоны свободной торговли во взаимных отношениях. В 2000г. одобрено предложение о полноправном членстве Чили в Меркосур (но в рамках зоны свободной торговли).  С июля 2012 года в состав МЕРКОСУР также вошла Венесуэла, став полноправным членом группировки.  Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось:

  • отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.;
  • свободное движение капитала и рабочей силы;
  • введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза;
  • координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере;
  • унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон;
  • единый порядок определения происхождения товаров.

С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).

За 2001-2011 гг. доля взаимного экспорта в совокупном экспорте группи-

ровки циклично изменялась, но по сравнению с 2001 г. в 2011 г. снизилась с 15,4% до 13,8%, но в стоимостном выражении это составило с 17402 до 61214 тыс. долл. (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика взаимной торговли стран МЕРКОСУР в 2001-2011 гг. (тыс. долл.).

Взаимная торговля Меркосур характеризуется ассиметричностью, вызванной экономической дифференциацией по объему ВВП и численности населения, когда доля Бразилии в указанных двух показателях составляет 2/3, а доля Аргентины – ¼.

В целом, на взаимную торговлю влияют такие факторы, как снижение торговых барьеров в рамках национального  торгового реформирования; еще до создания Меркосур Аргентина и Бразилия провели национальную торговую либерализацию; Аргентина и Бразилия намного крупнее Парагвая и Уругвая, что означает огромное влияние на динамику взаимной торговли товаропотоков между Аргентиной и Бразилией; состояние валютных курсов стран [24].

По Асунсьонскому Договору стратегическая цель Меркосур - формирование общего рынка на основе свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц [24]. В начале ХХ1 века максимальные успехи достигнуты в отношении свободного перемещения товаров, проведения общей инвестиционной политики в рамках национального режима. Практически ничего не сделано в плане либерализации взаимной торговли услугами (хотя Протокол об услугах подписан в 1997 г.)и свободного перемещения лиц.

В целом, в начале 2000-х гг. Меркосур оказался в трудном положении: интеграционный процесс стагнирует, хотя группировка  остается самым важным интеграционным проектом развивающегося мира в целом и Латинской Америки в частности. Причина – экономические трудности в двух ведущих странах группировки – Аргентине и Бразилии, что и вызвало стремление видеть в Меркосур зону свободной торговли.

Среди других интеграционных группировок  стоит отметить Андское ссобщество.  Андское Сообщество является одной из динамичных группировок в Латинской Америке. В 1969 г. шесть стран Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили (вышла в 1976  г.)  и Эквадор подписали Картахенский  Договор (или Андский Пакт)  о  создании  Андской  Группы  как  таможенного  союза  в  течение 10  лет. Страны стремились расширить национальные разрозненные рынки, содействовать индустриализации в рамках политики импортозамещения на субрегиональной основе. 

В качестве инструментов достижения этих целей были определены совместное  промышленное  планирование,  торговая  либерализация,  гармонизация  экономической  политики,  введение  общего  таможенного  тарифа,  предоставление особого режима экономически менее развитым странам – Боливии и Эквадору. 

Стратегическая цель – формирование общего рынка так и не была выполнена, т.к. страны акцентировались на активизации взаимного экономического сотрудничества в сферах торговли, инвестиций и промышленности. На конец 1980-х гг. успехи во взаимной торговле были минимальными: страны смогли лишь снизить ставки пошлин во взаимной торговле, что содействовало некоторому росту ее объема. Основные причин неудач в торговой либерализации связаны с проблемой внешнего долга, пик которой пришелся на 1982 г., и спецификой положений  Картахенского  договора,  где  содержится  большое  число  исключений, лимитировавших  эффект  интеграции.  В  результате  доля  взаимной  торговли  в рамках Андской Группы составила лишь 2 % на конец 1980-х гг. Были созданы Андская корпорация развития для финансирования совместных проектов и Андский резервный фонд по стабилизации платежного баланса.

В 1989г. на саммите в  Галаппагосе президенты стран-членов предприняли попытку оживить интеграционную группировку, подписав Декларацию Иса, нацеленную  на  консолидацию  совместных  усилий,  укрепление  внешних  связей,  объединение  Латинской  Америки  на  основе  формирования  общего  рынка. 

В  настоящее  время  Андское  сообщество  функционирует  как  таможенный союз на основе введения общего таможенного тарифа и проведения общей торговой политики в отношении третьих стран. Ставки общего таможенного тарифа равны 5% на сырье и промышленное оборудование; 10-15% на полуфабрикаты и капиталоемкие товары; 20% на готовую продукцию, а в среднем – 13,6%. ОТТ действует в 4 странах за исключением Перу. 

Исключения из ОТТ  составляют: специальный режим для Эквадора, что позволяет правительству временно повышать ставки пошлин на 5%; общий режим для Боливии, где пошлины имеют только две ставки (а не четыре) – в 5% и 10%; чувствительная продукция. По состоянию на конец 2001 г., Эквадор имел 247 товаров,  Колумбия  –  64  товара,  Венесуэла  –  33  товара,  признанных  чувствительными  для  национальных  экономик  и  не  подпадавших  под  режим  общего таможенного тарифа. Специальный режим может быть применен в отношении товаров,  не  производимых  в  стране-импортере.  В  этом  случае  страна  вправе снизить пошлины до 0% на сырье и капиталоемкую продукцию после информирования других партнеров по группировке.

В 2005 г. вступил в силу новый ОТТ (вторая версия согласно подписанному соглашению в 2002 г.) с более низкими ставками пошлин и сохранением специального режима в отношении экономически менее развитых стран – Эквадора и Боливии. Его ставки – 0%, 5%, 10%, 20%.

Параллельно таможенной либерализации проводится устранение и гармонизация нетарифных барьеров. Так, создана Андская система стандартизации, тестирования,  сертификации,  технических  правил  и  метрологии.  Разработана  номенклатура  общего  таможенного  тарифа  (НАНДИНА);  Андская методология определения таможенной  стоимости;  правила транзита;  проводится  координация деятельности таможенных служб стран-членов.

  Сначала зона свободной торговли, а затем и таможенный союз оказали огромный эффект на динамику взаимной торговли (см. рис. 2).

 

Рисунок 2 - Динамика взаимной торговли стран Андского Сообщества в 2001-2011 гг. (тыс. долл.).

Основные успехи, достигнутые  на данный момент Андским Сообществом: разработка общего Андского паспорта и идентификационного документа, позволяющие безвизовые поездки туристов по территории стран-партнеров. На практике безвизовый режим уже функционирует между странами АС, за исключением Венесуэлы (в ответ Боливия обязывает венесуэльцев, прибывающих на ее территорию, иметь визовую отметку). Одной из принципиальных особенностей Андского Сообщества (помимо наднациональных функций основных органов) является внешнеполитическое сотрудничество как важный инструмент консолидации интеграционного процесса и укрепления совместных действий стран, в частности, в сфере торговой либерализации. В целом, Андское Сообщество прошло нелегкий путь интеграционного сближения от зоны свободной торговли к таможенному союзу и формируемому ныне общему рынку и является одной из наиболее динамичных интеграционных группировок мира.    

Карибское Сообщество (Caribbean Community – CARICOM) было создано по Договору Чагуарамас в 1973 г. в составе 12 стран и территорий Карибского бассейна – Антигуа и Барбуда, Багамских островов, Барбадоса, Белиза, Доминики, Гайаны, Гренады, Сент-Киттс и Невиса, Ямайки, Сент Люсии и Гренадин, Тринидад и Тобаго, Монтсеррат (британская колония). С 1995 г. в состав вошли Суринам, в 1997 г. – Гаити. Сейчас КАРИКОМ объединяет 14 стран и территорий [22].

Основные цели Карибского Сообщества:

  1. формирование общего рынка на основе свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц;
  2. укрепление авторитета стран-членов в регионе за счет координации внешней политики;
  3. объединение  ресурсов  в  сферах  образования,  здравоохранения,  экологии, связи, науки и технологий, метеорологии, противостояния природным стихиям.

С 2006 г. функционирует  Карибский единый рынок в составе 12 стран за исключением Багамского Сообщества, Гаити (по политическим причинам) и Монтсеррат (зависимой территории, пока не получившей согласие Великобритании). Несмотря на это, рост взаимной торговли не претерпел значительного роста: с 1050 тыс. долл. в 2001 до 2346 тыс. долл. в 2011, что связано с ориентацией стран-членов на внешнюю торговлю.

В целом, в рамках большинства стран КАРИКОМ, за исключением Багамского Сообщества, осуществляется свободное перемещение товаров взаимной торговли, которое соответствует общерегиональным правилам о происхождении, действует единый внешний тариф в торговле с третьими странами.

2.3. Проблемы интеграции в Латинской Америке

 

Несмотря на позитивные результаты (по меркам интеграционных группировок развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития.     

В рамках МЕРКОСУР крупные  и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо.   

Исследования экономистов  показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом  рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту. 

К проблемам Андского Сообщества стоит отнести трудности с образованием общего рынка, так как успехи в области свободного перемещения, лиц и свободной торговли услугами минимальны.  

Среди проблем КАРИКОМ  стоит выделить:

  • Узость экспортной базы. Большинство стран зависят от динамики экспорта ограниченного числа природных ресурсов или от доходов от туризма. Товарная структура экспорта представлена сырьевыми ресурсами – аграрного (сахар, бананы) или минерального происхождения. В некоторых странах один товар дает до 1/3  – Ѕ экспортных доходов. Например, в Доминике – бананы, в Сент Китс и Невис – сахар.
  • Узость внутренних ресурсов, что ведет к большой зависимости от и<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" fon

Информация о работе Развитие интеграционных процессов в странах Латинской Америке