Политика администрации Клинтона в отношении Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить характер политики, проводимой администрацией Б. Клинтона по отношению к Китаю.
Задачи работы:
Охарактеризовать источники и основные принципы внешнеполитической стратегии администрации Б. Клинтона.
Выявить основные ориентиры политики США в отношении Китая в период президентства Б. Клинтона.
Проанализировать американо-китайские отношения в сфере безопасности.

Содержание работы

Введение

1. Основные ориентиры внешней политики администрации Б. Клинтона
2. Политика администрации Клинтона в отношении Китая
2.1 Концептуальный подход США к построению отношений с Китаем
2.2 Американо-китайские отношения в аспекте безопасности
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Политика администрации Клинтона в отношении Кита.docx

— 63.61 Кб (Скачать файл)

Введение

 

1. Основные ориентиры  внешней политики администрации Б. Клинтона

2. Политика администрации Клинтона в отношении Китая 

2.1 Концептуальный  подход США к построению отношений с Китаем 

2.2 Американо-китайские  отношения в аспекте безопасности

Заключение

Литература 

 

 

Введение

 

С окончанием «холодной войны» и прекращением существования системы биполярного мира США, будучи самой сильной мировой державой, стали претендовать на роль мирового гегемона. Преемница СССР Россия была и остается слишком слабой, чтобы противостоять их господству с прежней силой, таким образом, препятствий на пути США не возникало. Внимание США теперь было обращено на Азиатский регион, в котором, помимо эффективного размещения капитала, можно было установить военно-политический контроль.

Однако в начале 90-х на мировую арену вышел Китай. Огромный экономический рост позволил этой стране вырваться вперед, и США уже не могли не считаться с присутствием в Азии весомого противника.

Экономический подъем позволил Китаю начать активное наращивание военного потенциала, усовершенствование системы вооружения. Кроме того, Китай является членом ядерного клуба, что также не могло оставить США равнодушными к этой стране.

Возник вполне резонный вопрос: как себя вести, и какой политики придерживаться, чтобы не потерять своего влияния в Азии и в то же время избегать конфликтных ситуаций с Китаем, которые могли бы иметь колоссальные международные последствия?

В данной работе будет рассмотрена политика США по отношению к Китаю в период президентства Б.Клинтона (1992-2000 г.г.) в условиях «нового вильсонизма».

Итак, что нового было привнесено Б.Клинтоном в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона и в частности Китая?

Новшеством является идея «Нового Тихоокеанского сообщества», которая опиралась на три основных пункта: активизация партнерства с Японией; продвижение к большей открытости экономических систем и активной торговле; поддержка реформ, осуществляемых по всему региону, продвижение к демократии.

Здесь интересы США напрямую столкнулись с интересами Китая, который в привычном американском понимании демократической страной вовсе не является. Ярким примером такого несоответствия явилось жестокое подавление выступления студентов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г.

Именно демократизацию внутренней жизни стран этого региона США ставили во главу угла. Китай же, претендуя на роль лидера в АТР и являясь таковым, был категорически против подобной позиции США. В основу его внешней политики легли пять принципов, один из которых провозглашает невмешательство во внутреннюю политику государства.

Однако помимо политических противоречий существовал экономический аспект: США являлись крупнейшим инвестором в этом регионе, и Китаю приходилось с этим считаться.

Помимо проблемы демократии и прав человека существовал целый ряд других вопросов, в числе которых одним из важнейших является проблема Тайваня и другие.

Таким образом, перед администрацией Б.Клинтона встал очень непростой вопрос выбора политики, которая смогла бы обеспечить эффективное сотрудничество этих двух стран и позволить США сохранить свое влияние в регионе, которое стало ослабевать к тому времени - как выразился П. Лелуш: «Как, уходя, оставаться хозяином?»[2].

Очевидно, что США стремились не допустить лидерства Китая в Восточной Азии, однако при существующем положении дел для них гораздо выгоднее было сотрудничать с Китаем, нежели открыто противостоять ему.

Предлагалось несколько вариантов политики в отношении Китая. Первая предполагала всестороннее вовлечение Китая в международные отношения, торгово-экономическое и финансовое сотрудничество без ограничений, таких как требование демократического внутреннего устройства страны. Сторонники такой точки зрения полагали, что Китай, в полной мере вовлеченный в мировые дела, станет играть по общим правилам.

Другой вариант строился на противоположном суждении: Китай способен воспринимать лишь язык силы, и соответственно в его отношении должна применяться политика превентивного сдерживания. Сталкиваясь с подобным отношением Китай, по мнению сторонников этой политики, будет вынужден принять общие правила игры.

И, наконец, третья позиция являла собой некий синтез двух вышеизложенных тактик: необходимо вовлекать Китай в международные отношения, оставаясь при этом готовыми сдерживать любые агрессивные и дестабилизирующие существующий мировой порядок тенденции. Именно эта концепция была положена в основу осуществляемой администрацией Клинтона политики, которую К.Либерталь назвал политикой «всеобъемлющей вовлеченности» («comprehensive engagement») [3].

Цель данной работы определить характер политики, проводимой администрацией Б. Клинтона по отношению к Китаю.

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать источники и основные принципы внешнеполитической стратегии администрации Б. Клинтона.
  2. Выявить основные ориентиры политики США в отношении Китая в период президентства Б. Клинтона.
  3. Проанализировать американо-китайские отношения в сфере безопасности.

Данная проблема была рассмотрена такими авторами, как А.Д.Богатуров - автор ряда научных работ, в том числе учебных пособий для студентов-международников; Э.С.Гребенщиков - автор многочисленных исследований по проблематике, опубликованных в журнале «США и Канада»; Д. Ауэром - директор центра американо-японских исследований и сотрудничества в институте политических исследований им. Вандербильта; Ж. Розман - профессор социологии, директором Совета региональных исследований в Принстонском Университете и другими авторами.

Таким образом, можно говорить о достаточно высокой степени изученности темы, кроме того, имеется достаточно широкая база источников, освещающих рассматриваемую тему. В их числе ряд электронных ресурсов, таких как сайт института КАТО, открывающий доступ к документам по внешней политике США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в изучаемый период; сайт В. Ферраро, ресурсы которого включают речи политических деятелей, тексты документов и прочее.

Среди печатных изданий были использованы периодические издания: Азия и Африка, США и Канада, Мировая экономика и Международные отношения, Дипломатический Вестник, Международные дела, которые публикуют исследования и статистические данные по проблематике, и прочие источники.

Работа состоит из двух глав. В первой рассмотрены основные приоритеты внешнеполитической концепции Б. Клинтона и их отражение в отношениях с Китаем. Вторая глава посвящена рассмотрению приоритетов политики США в отношении Китая в 1996 – 2000 годы, а также сотрудничество этих двух стран в области безопасности в регионе.

 

 

1. Основные ориентиры внешней политики администрации Б. Клинтона

 

Работа над внешнеполитической концепцией не прекращалась на протяжении всего периода правления администрации Клинтона. В августе 1993 года в рамках Совета Национальной Безопасности была создана специальная группа по разработке новой «большой» стратегии США на период после «холодной войны». В нее вошли - помощник по национальной безопасности Энтони Лейк, сотрудники аппарата СНБ Джереми Рознер, Леон Фьюэрт, Дональд Стейнберг.

В июле 1994 года, по настоянию президента, концепция была оформлена в новый документ СНБ «Стратегия национальной безопасности участия и расширения» (Nationa1 Security Strategy of Engagement and Enlargement). Основным положением документа было утверждение о том, что границы между внутренней и внешней политикой исчезают, укрепление отечественной экономики необходимо для поддержания военной мощи, проведения внешней политики и поддержания мирового влияния США, а активная международная деятельность необходима для открытия иностранных рынков и обеспечения новых рабочих мест для американцев1.

Победа на выборах 1996 года была расценена администрацией Клинтона как национальное признание выдвинутой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов не только на конец 20 века, но и на грядущее столетие. В дополнение к уже обнародованным документам, в мае 1997 Белый Дом представил еще один важный доклад - «Стратегия национальной безопасности в новом столетии» (А National Security Strategy for а New Century), в котором были изложены основы политики администрации Клинтона на второй срок правления и представлена стратегия на будущее.

В отношениях с Китаем выдвигались следующие цели:

- поддержание стратегического  диалога с учетом интересов  обеих сторон;

- продолжение диалога по вопросу  о проливах между Пекином и  Тайбэйем, создание условий для спокойного развития событий в Гонконге;

- обеспечение условий, при которых  КНР будет сохранять верность  международным нормам нераспространения  ядерного оружия, установление всестороннего  международного контроля над  экспортом Китая, за выполнением  соглашения 1985 года по мирному  использованию ядерной энергии;

- поддержка конструктивного участия  Китая в осуществлении программы  по обеспечению международной  безопасности, его активного участия  в региональных организациях.

Первый и, очевидно, главный компонент концепции - это поддержание на должном уровне американской военной мощи. Второй - защита национальных интересов США в области экономики. Третий - содействие демократическим процессам во всем мире.

Белый дом требует от вооруженных сил, чтобы они обладали такой мощью, которая позволяла бы им участвовать одновременно в двух крупных региональных конфликтах и добиться победоносного, с точки зрения США конечно, окончания. Поэтому, считают в Вашингтоне, не следует проводить слишком крупного сокращения военного потенциала страны. Президент Клинтон не раз подчеркивал, что он теперь твердо выступает против дальнейшего сокращения военных расходов, объясняя это тем, что нужны-де достаточные средства для финансирования операций по поддержанию мира и других международных программ, которые содействуют безопасности и процветанию американского народа".

Следует отметить, что с 1987 по 1991 г. военные расходы США сократились всего на 17% - меньше, чем в среднем по развитым странам. Не претерпела существенных изменений эта статья федерального бюджета и в последующие годы. На 1995 финансовый год на военные цели было выделено 260-265 млрд.долл2.

Такие вливания позволили председателю Комитета начальников штабов генералу Джону Шаликашвили заявить, что боеготовность американских вооруженных сил поддерживается на высоком уровне. "Задача американских военных, - заявил он в интервью журналу "Пэрейд", - всегда состояла и, как я надеюсь, будет всегда состоять в том, чтобы обеспечивать политику сдерживания, а если политика сдерживания терпит крах, то идти в бой за Америку". Так с солдатской прямолинейностью раскрыта суть стратегии расширения.

Все это позволило Зб. Бжезинскому в программной статье о глобальной политике накануне начала XXI века утверждать, что США - мировая держава, не имеющая себе равных. "Ни одно государство, - рассуждает он, - не может сравниться с США по престижу и по мощи".

Тем не менее "вьетнамский синдром", провалы последнего времени заставляли администрацию Клинтона куда осторожнее, чем в прошлые годы, полагаться на силу. По имевшимся в правящих американских кругах взглядам, она должна была применяться только в том случае, если на карту поставлены интересы страны. Причем они должны пользоваться решительной поддержкой общественности и быть предельно ясны. Это - первое условие использования силы.

Второе заключается в том, что применяться должна только достаточная сила, чтобы обеспечить достижение поставленных целей быстро и с минимальными затратами.

Наконец, третье условие - желательность многосторонней поддержки. Но в конечном итоге Америка не может ни передавать право вето на защиту своих интересов международным организациям, ни разрешать им вовлекать американские войска в действие в тех странах, где нет значительных национальных интересов США.

Администрация Клинтона всегда утверждала, что американская экономика - самая мощная в мире. Основания для этого, безусловно, есть. Она сохраняется на уровне 25-30% мирового ВВП. О ее масштабах говорит и такой факт: расходы федерального бюджета в 1995 финансовом году превысили 1500 млрд.долл3.

Если в начале 90-х годов экономика США переживала серьезный спад со всеми вытекающими последствиями, то когда в Белом доме утвердилась администрация демократов во главе с Б.Клинтоном, он был преодолен. Была обуздана инфляция, началось оживление в торговле и строительстве, стали создаваться новые рабочие места, что позволяет удерживать безработицу на уровне 6,4%, удалось несколько сократить бюджетный дефицит.

Но, говоря об американской экономике, надо всегда помнить, что она тысячами нитей связана со всей мировой экономикой и, несмотря на всю свою мощь, в значительной степени зависит от ее состояния. Широкая торговля США со странами, объединившимися в Европейский союз, другими европейскими государствами и Японией, ее торговые и иные экономические интересы в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке достаточно широко известны, причем в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках Соединенным Штатам порой приходится нелегко.

Положение усугубляется процессами интеграции в Западной Европе и Юго-Восточной Азии, где приходится теперь сталкиваться не с отдельными, обособленными друг от друга и имеющими различные интересы государствами, а с крупными тесными межгосударственными объединениями, наиболее ярким представителем которых является Европейский союз, куда на то время входило 12 наиболее развитых стран Европы, а в скором времени число его участников должно было возрасти до 16.

Следует сказать, что в своей глобальной экономической политике США все больше поворачивались лицом к странам Тихоокеанского бассейна, Восточной и Юго-Восточной Азии. В Вашингтоне не могли не считаться с тем, что там поистине необъятный рынок, а экономика Восточной Азии растет и сегодня в два-три раза быстрее американской или европейской. Эти обстоятельства как магнитом притягивали к региону внимание и американских монополий, и вашингтонской администрации.

Далее необходимо остановиться на таком постулате внешнеполитической стратегии США, как поддержка демократии во всем мире. Демократические страны с рыночной экономикой "являются лучшими партнерами Соединенных Штатов в решении проблем торговли, безопасности и политики". Именно такие страны объединены в военно-политический союз НАТО, вот уже много лет выступающий на страже интересов стран Запада, прежде всего американских. И именно с такими странами у Вашингтона сложились наиболее тесные отношения. Наоборот, те страны, которые, на взгляд американцев, не могут претендовать на звание демократических, подвергаются остракизму - вплоть до разрыва отношений, экономической блокады и военно-силового давления. К таким государствам США относят, например, Гаити или Ливию.

Информация о работе Политика администрации Клинтона в отношении Китая