Взаимоотношения политики и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Содержание работы

Понятие политики 3
Понятие морали 6
Взаимоотношения политики и морали в обществе 8
Нравственная оценка политических решений и личности политика 16
Литература 18

Файлы: 1 файл

КР политология инт.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Санкт-Петербургский  государственный инженерно-экономический  университет» 

Филиал  Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета  
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

по дисциплине:

«Политология» 

Вариант №2

«Взаимоотношения  политики и морали» 

         
  Выполнил: 
   
   
   
   
   
  Подпись: _________________
   
  Руководитель:
                                   (Фамилия, И.О.)
  Оценка:___________________
  Дата:_____________________
  Подпись:__________________
   
  Проверил:_________________
                      (Должность, ученое звание, Ф.И.О)
 
 
 
 

Рег. № ____________________________

Специалист УМО __________________ 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 

Понятие политики 3

Понятие морали 6

Взаимоотношения политики и морали в обществе 8

Нравственная  оценка политических решений и личности политика 16

Литература 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие политики 

     В современные языки и культуру термин “политика” вошел как заимствование  с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных  с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: “полис” (город-государство), “политес” (гражданин), “политикос” (государственный деятель), “политейя” (конституция).

     Политика  – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и  коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

     Политика  включает в себя отношения между  классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. В этом смысле мир политики – неизбежен.

     Политика  выступает как выдающееся культурно-историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Политика – это человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

     Содержание  политики определяется интересами ведущих  социальных групп, классов или сил  общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того или иного класса или социально-политического блока и т.д.

     По  сути дела политика представляет собой  регулирование общественных отношений  посредством их ориентирования, направления  развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет  политика, то есть, в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры. Политика дифференцируется по видам: внутренняя – курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя – курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международная - проводится международными государственными и негосударственными объединениями. Направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аграрная, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др.

     В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и  конфликты между ними, а также  организациями, выражающими их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать, как своеобразную науку об изучении и разрешении конфликтов. Известный российский философ политики И.А.Ильин в этой связи отмечал: “Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан”.

     Политика является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, зная которые можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.

     Политика  проявляется через людей. Она  адекватно отражает их качества, ценности. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений. Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, то есть участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык. способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества. “Правь так, – советовал властителям известный хорватско-русский политический деятель и ученый XVII в. Ю. Крижанич в своем фундаментальном произведении “Политика”,  -  чтобы не захотели перемен. Для этого надо обеспечить благочестие, справедливость, покой, изобилие, веру, суд, мир и дешевизну”.

     Политика  – в высоком смысле этого слова  – не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом. Русский просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал, что “политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа”.

     Если  же политика служит низким помыслам и  целям, основывается на лжи, коварстве  и преступлениях, то она, естественно, превращается в “грязное дело”. Помешать такой политике может только честная политика, основывающаяся на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности. 
 

     Понятие морали 

     Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей.  Мораль - особая, специфическая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости. Она предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной, и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Соблюдения ее норм и требований - основа нравственного поведения людей. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения.

     Соблюдение  моральных норм в поведении людей  и в целом общества - необходимое  условие существования человеческой цивилизации, ибо аморализм приводит не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества. Главным регулятором выполнения людьми моральных норм является совесть. Не случайно говорят, что если человек нарушает нормы человеческого общежития, то у него нет совести. Совесть - это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она - внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен. Только совесть, соединенная с долгом, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики.

     Совесть превращает индивид из стадного животного  или робота в Человека. Если у  него (человека) разрушена нравственная регуляция, если он лишен угрызений  совести, то, в конце концов, мы имеем опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, проводя человеконенавистническую политику национал-социализма, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их от болезни, называемой совестью.

     Интересно рассуждение А. Шопенгауэра о  роли морали в обществе и причинах отказа человека делать зло, осуществлять злонамеренные действия. Он полагал, что “человек, не делающий зла, которое, однако, он способен сделать, побуждается к тому следующими мотивами:

      1) страхом наказания  или мести, 

     2) страхом загробного возмездия,

     3) состраданием,

     4) честолюбием, т.е.  страхом позора  и 

     5) честностью, т.е. объективной  преданностью и  верностью, вместе  с решимостью свято  соблюдать эти  священные основы  человеческого общежития.  Это чувство имеет  огромное значение. Оно-то и побуждает честного человека отворачиваться с презрением от бесчестного, но корыстного дела, с возгласом: “Я честный человек!”.

     Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

     В отличие от других организационно-контрольных  сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах  управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего – в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики. “Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, – говорил Конфуций, – то и все остальное будет ясно”. 
 

Информация о работе Взаимоотношения политики и морали