Отношения со странами Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:19, реферат

Описание работы

Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864-1922).
Геополитика – это теория, утверждающая зависимость сознательно проводимой или спонтанно формирующейся политики государства от географических факторов (климат, природные ресурсы, территория, население и др.).
В последнее время геополитика все более концентрирует внимание на учете не только географических, но и связанных с ними экономических, национальных, военных и других факторов, которые влияют на расстановку политических сил на международной арене. Пространственно-территориальные факторы были и остаются важнейшими объектами в межгосударственных отношениях.

Содержание работы

Введение 2
1. Геополитический потенциал Республики Беларусь 2
1.1. Географическое положение Беларуси на карте Европы 2
1.1.1.Территория Республики Беларусь 2
1.1.2. Соседство 3
1.2. Транзитность Республики Беларусь 3
1.3. Поликультурность белорусского общества 4
1.4. Социально-политический статус Республики Беларусь 5
2. Геополитическое положение Республики Беларусь 5
2.1. Приоритеты внешней политики 7
2.2. Геоэкономический статус Республики Беларусь 8
2.2.1. Научно-технический потенциал страны 8
2.2.2. Геоинформационный потенциал страны 9
3. Отношения со странами Европейского Союза 10
3.1. Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси и Евросоюза 10
3.2. Внешняя политика Беларуси по отношению к Европейским странам 11
3.3. Неполитическая интеграция 12
3.4. Беларусь и международные организации 12
4. Военно-политический статус страны 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Беларусь на геополитической карте.docx

— 52.69 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Геополитический  потенциал Республики Беларусь 2

1.1. Географическое  положение Беларуси на карте  Европы 2

1.1.1.Территория  Республики Беларусь 2

1.1.2. Соседство 3

1.2. Транзитность  Республики Беларусь 3

1.3. Поликультурность  белорусского общества 4

1.4.  Социально-политический  статус Республики Беларусь 5

2. Геополитическое  положение Республики Беларусь 5

2.1. Приоритеты  внешней политики 7

2.2. Геоэкономический  статус Республики Беларусь 8

2.2.1. Научно-технический  потенциал страны 8

2.2.2. Геоинформационный  потенциал страны 9

3. Отношения  со странами Европейского Союза 10

3.1. Факторы,  оказывающие влияние на формирование  взаимоотношений Беларуси и Евросоюза 10

3.2. Внешняя  политика Беларуси по отношению  к Европейским странам 11

3.3. Неполитическая  интеграция 12

3.4.  Беларусь  и международные организации 12

4. Военно-политический  статус страны 12

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Геополитика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864-1922).

     Геополитика  – это теория, утверждающая зависимость  сознательно проводимой или спонтанно  формирующейся политики государства  от географических факторов (климат, природные ресурсы, территория, население  и др.).

    В последнее время геополитика все более концентрирует внимание на учете не только географических, но и связанных с ними экономических, национальных, военных и других факторов, которые влияют на расстановку политических сил на международной арене. Пространственно-территориальные факторы были и остаются важнейшими объектами в межгосударственных отношениях.

   В начале XXI в. геополитическая картина мира характеризуется многополюсностью (полицентричностью), т.е. наличием многочисленных полюсов (центров), вокруг которых концентрируются политические, военно-стратегические, экономические, культурные интересы участников мирового процесса. Основная функция геополитики заключается в поиске государством взаимовыгодных союзников и партнеров, а также направлений и регионов распространения своего влияния.

   В современном  мире геополитический потенциал  формируется, в первую очередь,  комплексным и сбалансированным  развитием совокупного потенциала  страны и теми внешними факторами,  которые влияют на его дальнейшее  совершенствование и реализацию.

   Геополитический статус Республики Беларусь стало объектом повышенного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей в силу тех кардинальных изменений, которые произошли на политической карте Европы в 1990-х гг.

   Республика Беларусь, которая геополитически относится к наиболее динамично развивающемуся региону Центральной и Восточной Европы, находится в поиске оптимальной формы геополитической идентичности.

1. Геополитический потенциал Республики Беларусь

1.1. Географическое положение Беларуси на карте Европы

 1.1.1.Территория Республики Беларусь

Беларусь по своему географическому  положению находится в центре Европы и является как бы существующим звеном между Россией и остальной  Европой. Территория нашей страны характеризуется внутренней постоянностью и компактностью. Протяженность территории с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток – 650 км. Территория страны, как один из основных элементов ее хозяйства, включает в себя землю, ее недра, природные богатства. Экономико-географическое понятие «территория» рассматривает всю совокупность факторов производства.

1.1.2. Соседство

        Важным аспектом экономико-географического положения является соседство. Республика Беларусь граничит с пятью странами, три из которых - Литва, Латвия и Польша - входят в состав Европейского Союза (ЕС). На севере и востоке Беларусь граничит с Российской Федерацией, на юге – с Украиной, на западе – с Польшей, на северо –западе – с Литвой и Латвией. Общая протяженность границ составляет 2969 км.

        Характер  ближайшего окружения оказывает  положительное влияние на развитие  хозяйства Беларуси. Для Беларуси  жизненно важное значение имеет сохранение и укрепление экономических связей с Украиной, Россией, Прибалтикой, а также развитие сотрудничества с другими странами Европы.

1.2. Транзитность Республики Беларусь

Одна из наиболее существенных сторон положения Беларуси – транзитность. Более чем 15-летний период самостоятельного развития республики свидетельствует о том, что фактор транзитности может играть важную экономическую и геополитическую роль, что очень важно в современных условиях.

      В геополитическом аспекте Беларусь находится на пересечении транспортных путей с севера на юг и с запада на восток. Граница не имеет ярко выраженных природных рубежей, что обусловило пересечение на территории Беларуси торговых, экономических и культурных путей сообщения. Из десяти трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров два непосредственно проходят по ее территории. К западу и северу от нашей страны находятся страны ЕС (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, страны Балтии), к югу от нас – страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Турция), а к востоку – Россия.

     Таким образом, Республика Беларусь является транзитным коридором для энергоносителей, автомобильного транспорта, соединяющим между собой Балтийский и Черноморский регионы, Россию со странами Центральной и Западной Европы, а также европейские страны и Центральную Азию. Через Беларусь проложен участок трансконтинентальной железнодорожной магистрали, пересекающей всю Евразию -  от Тихого до Атлантического океана.

    Беларусь –  государство, владеющее довольно  ограниченными природными ресурсами.  Вместе с тем, как было выше  отмечено, у нее наиболее протяженная  граница с государствами, владеющими  мощным природно-ресурсным потенциалом.  Так, из России республика получает  необходимое количество нефти,  газа, около 60,0% каменного угля, 55,0% черных и цветных металлов, деловую  древесину и многое другое. Следовательно,  Беларусь расположена недалеко  от главных топливно-энергетических  баз зарубежных государств.

     Транзитность оказывает существенное влияние на хозяйственное и культурное развитие республики и является не только важным геостратегическим ресурсом Беларуси, но и способствует обострению в республике проблемы нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ (около 140—180 тыс. человек ежегодно), которая может пошатнуть конфессиональную и этническую стабильность в обществе. Кроме того, большой поток автомобильного транспорта через Беларусь ведет к загрязнению атмосферного воздуха, что требует дополнительного внимания к охране окружающей среды.

          Другой особенностью географического  положения Беларуси является  то, что она отсутствие выхода к морю, в связи с чем возникает необходимость сотрудничества со странами Балтийского региона, Россией и Украиной с целью использования их морских портов. Беларусь имеет развитую внутрирегиональную речную систему.

В общем, можно отметить, что экономико-географическое положение  Беларуси благоприятствует ее устойчивому  социально-экономическому развитию.

     1.3. Поликультурность белорусского общества

     Геополитический статус нашей страны характеризуется ее нахождением на стыке между западноевропейской и славяно-православной цивилизациями. С одной стороны, огромная выгода для страны – находиться на границе цивилизаций. Это способствует формированию поликультурного общества, включающие в себя многообразие национальностей, обычаев, языков и диалектов, художественных и литературных стилей фольклора. Поликультурное общество закладывает основы национальной и языковой толерантности, веротерпимости, уважения к другим народам. С другой стороны, в поликультурном обществе существует опасность конфликтов, вызванных несхожестью культурных типов живущих в нем людей.

   Социально-этническую ситуацию в республике можно охарактеризовать как благоприятную.

    Религиозный фактор становится все более значимым для геополитического положения Беларуси. Особое место в формировании белорусского политического пространства принадлежит православной церкви, играющей важнейшую роль в православно-христианском мире. Из бывших республик СССР по степени разнообразия религий Беларусь занимает одно из первых мест. Почти все конфессии имеют здесь исторически сложившиеся ареалы либо представлены многочисленными этно-конфессиональными меньшинствами, которые дисперсно разбросаны по территории страны. Развитие и деятельность религиозных общин все более влияет на отношения Беларуси с внешним миром. Однако необходимо отметить, что такое религиозное разнообразие практически не имеет негативного воздействия на жизнь белорусского общества.

 1.4. Социально-политический статус Республики Беларусь

    На уровень социально-политического потенциала страны значительное влияние оказывает социально-политическая стабильность, особое значение при оценке которой имеет уровень политического риска. Уровень политического риска в Республике Беларусь является одним из самых низких по СНГ.

   Демократизм общественного и государственного устройства Беларуси долгое время проявлялся в формах, отличающихся от традиционных западных демократических институтов. Однако благодаря укреплению государства в настоящее время есть возможность обеспечить соответствие белорусской политической жизни всем принятым в странах Запада стандартам демократии и индивидуальной свободы (в той части, в какой они не противоречат мировоззренческим основам жизни белорусов). Характер общественного и государственного устройства Беларуси таков, что интересы ее политического класса и, прежде всего, Главы государства, полностью совпадают с интересами подавляющего большинства населения страны. Именно восприятие действий Президента А.Г. Лукашенко как соответствующих интересам простых граждан было и остается основой легитимности белорусского лидера. Демократическое государство - мощный ресурс для более активного взаимодействия Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.

2. Геополитическое положение Республики Беларусь

    Геополитическое положение определяет место государства в системе международных отношений, включая не только положение в географическом пространстве, но и функциональную роль в системе государств.

   Характеризуя геополитическое положение страны, следует отметить, что оно в корне изменилось к 90-м гг. Этому вначале поспособствовал распад стран Варшавского договора, а затем и Советского Союза. В итоге Беларусь оказалась расположенной между государств, избравших разные социально-политические модели развития, к ее границам в 2004 г. вышли войска блока НАТО. В современных условиях геополитическое положение Беларуси можно оценить как сложное. Это обусловлено тем, что Беларусь имеет малый «вес» в мировой хозяйственной системе и в экономическом отношении принадлежит к категории «малых» стран, не оказывающих существенного влияния на развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополитическое положение могут определять интересы более крупных стран. Беларусь сегодня играет роль соединительного моста между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы, может стать центром деловых и транспортно-коммуникационных услуг европейским государствам. Геополитические интересы стран ЕС в отношениях с Беларусью связаны с использованием ее выгодного экономико-географического положения на кратчайших путях к обширным российским рынкам сбыта. Геополитические интересы России в отношениях с Беларусью определяются тем, что через территорию Беларуси проходят кратчайшие транспортные магистрали, экспортные нефте – и газопроводы, линии электропередачи в Западную и Центрально-Восточную Европу. Таким образом, Беларусь как транзитное государство представляет интерес и для России, и для Европы.

      Беларусь выступает на международной арене как самостоятельный геополитический субъект, руководствующийся в своем поведении, прежде всего, интересами своего суверенного развития. Республика Беларусь нацелена на всестороннее участие в общемировом процессе в качестве самостоятельного и полноправного субъекта международных отношений, на построение равноправного партнерства по всем направления и во всех регионах мира.

      В настоящее  время у Беларуси есть реальные  возможности для того, чтобы всерьез  заявить свою позицию не только  в регионе, но и на мировом  уровне, обеспечив, таким образом, легитимацию ее суверенного геополитического статуса. Исходя из реализуемой Главой государства стратегии на международной арене, есть основания выхода Беларуси в ряд ведущих субъектов мировой политики.

Основными направлениями  политики на международной арене  являются:

- вхождение в мировое  сообщество в качестве равноправного  суверенного независимого государства; 

- активное взаимодействие  с международными, прежде всего  европейскими, структурами и организациями; 

- участие в многостороннем  международном экономическом сотрудничестве;

          - энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

"Да, у нас нет завышенных  геополитических амбиций. Но у  нас есть свои национальные  интересы, есть собственный взгляд  на то, что представляет собой  современный мир, и каким мы  хотели бы его видеть", - заявил  президент Беларуси Александр Лукашенко.

      Понятно, что выход Беларуси на статус самостоятельного субъекта геополитики не может слишком обрадовать соседей республики и другие страны, имеющие в центрально-европейском регионе значимые интересы. И дело здесь, пожалуй, не в каком-то особом отношении именно к Беларуси. Просто в современном мире, где земной шар уже практически полностью поделен на сферы влияния, никто не заинтересован в появлении нового субъекта, претендующего на свою особую роль в  международных отношениях.

2.1. Приоритеты  внешней политики

        Во  внешней политике Республика  Беларусь ориентируется на приоритет  общепризнанных норм международного  права, развитие торгово-экономических  отношений. 

       Маленькое  государство должно быть адаптивным, так как не может выстроить  стены. Никто извне для малого  государства условий не создаст.  Кроме того, Беларусь не обладает  достаточным количеством внутренних  сырьевых ресурсов, чтобы проводить  политику выстраивания барьеров  от внешнего мира. Поэтому основные геополитические ориентиры Беларуси включают тесное экономическое сотрудничество и внешнеполитическое партнерство с Россией и другими странами СНГ, взаимовыгодные связи с ЕС, поиск новых экономических партнеров, дальнейшее развитие экономического и иного сотрудничества со странами Азии, Африки, Ближнего Востока.

Информация о работе Отношения со странами Европейского Союза