МИНОБРНАУКИ  
РОССИИ
федеральное 
государственное бюджетное образовательное 
учреждение высшего профессионального 
образования
«Санкт-Петербургский 
государственный университет
сервиса и 
экономики»
Выборгский 
филиал
 
 
Кафедра «Менеджмент»
 
 
 
 
Контрольная работа
 
по дисциплине: Тарифное и нетарифное 
регулирование внешнеэкономической деятельности
 
 
Выполнила: 
Группа: 
Проверил: ФИО преподавателя
 
 
 
 
 
Выборг
2012
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………………………………………………………3 
  - Государственные 
  организации, осуществляющие 
 
регулирование ВЭД…………………………………………………..4
    - Цели 
    и принципы государственного регулирования 
    ВЭД…….4
 
    - Органы, 
    регулирующие ВЭД…………………………………….7
 
    - Законодательная 
    база внешнеторговой деятельности РФ…….13
 
    
  - Тест…………………………………………………………………......16
 
Заключение……………………………………………………………….....24
Список используемой литературы………………………………………..26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Внешнеэкономическая 
деятельность ВЭД представляет собой 
совокупность методов и средств 
торгово-экономического, научно-технического 
сотрудничества, валютно-финансовых и 
кредитных отношений с зарубежными 
странами. Внешнеэкономическая деятельность 
реализуется как на уровне государства, 
так и на уровне отдельных хозяйствующих 
субъектов. В первом случае внешнеэкономическая 
деятельность направлена на установление 
межгосударственных основ сотрудничества, 
создание правовых, торговых и политических 
механизмов, стимулирующих развитие 
и повышение эффективности внешнеэкономических 
связей. Рациональная внешнеэкономическая 
политика государства может привести 
к повышению темпов роста национального 
дохода, ускорению научно-технического 
прогресса, повышение концентрации 
производства и эффективности капитальных 
вложений. 
Цель работы 
— рассмотреть государственные 
организации, регулирующие внешне экономическую 
деятельность. 
Достижение 
указанной цели предполагает решение 
следующих задач:
  - обозначить 
  цели и принципы государственного регулирования 
  ВЭД;
 
  - выделить 
  регулирующие ВЭД органы;
 
  - сформировать 
  законодательную базу внешне экономической 
  деятельности РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
  - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ 
  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД
 
  
    - . ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
    ВЭД
 
 
Основные цели госрегулирования ВЭД 
состоят в следующем:
  - использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
 
  - содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
 
  - создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
 
  - защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
 
  - создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
 
Государственное регулирование ВЭД 
в России в условиях переходной экономики 
должно осуществляться в соответствии 
со следующими основными принципами:
  - единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
 
  - единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
 
  - перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
 
  - четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
 
  - обеспечение равенства всех участников ВЭД.
 
Особое значение сегодня имеет 
четкое разграничение компетенции 
РФ и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции 
федеральных органов должно и впредь оставаться 
решение таких важнейших вопросов, как:
    - определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
 
    - разработка соответствующих федеральных программ;
 
    - защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
 
    - разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
 
    - подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
 
    - организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
 
    - определение и реализация валютной политики страны;
 
    - формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
 
    - контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
 
    - разработка платежного баланса РФ и т.д. 
 
Субъекты РФ в условиях формирующейся 
рыночной экономики правомочны:
    - осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
 
    - контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
 
    - предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
 
    - заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
 
    - иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
 
    - координация действий участников ВЭД;
 
    - выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
 
    - разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
 
    - регулирование приграничной торговли;
 
    - информационное 
    обеспечение ВЭД.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД
 
В соответствии с законодательством 
Президент РФ наделен следующими 
функциями:
  - осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);
 
  - подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;
 
  - регулировать военно-техническое сотрудничество;
 
  - определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
 
Государственная Дума и Совет Федерации 
разрабатывают и принимают законы, 
регламентирующие ВЭД, через соответствующие 
комитеты и комиссии участвуют в руководстве 
ВЭД на государственном уровне, заслушивают 
отчеты руководителей ведомств.
Правительство РФ выполняет следующие 
функции:
    - проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;
 
    - участвует в организации и проведении международных переговоров;
 
    - участвует в формировании экспортного и импортного режимов;
 
    - осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
 
    - регулирует величины ставок таможенного тарифа;
 
    - принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
 
    - разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.
 
Специальным государственным органом 
регулирования ВЭД является Министерство 
внешних экономических связей (МВЭС) 
РФ. В его функции входят:
    - государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);
 
    - координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);
 
    - оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);
 
    - кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);
 
    - создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);
 
    - участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);
 
    - руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.
 
В систему МВЭС входят:
1. Центральный аппарат (департаменты: 
поддержки промышленного экспорта; 
координации ВЭД; многостороннего 
экономического сотрудничества; регулирования 
ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый 
и др. Центральный аппарат имеет 
также ряд отделов и управлений).
2. Внешнеэкономические объединения, 
осуществляющие внешнеторговую деятельность 
по определенной номенклатуре товаров.
3. Всероссийская академия внешней 
торговли, осуществляющая подготовку 
руководящих работников и специалистов 
в сфере ВЭД для работы в международных 
экономических организациях. На обучение 
принимаются, как правило, лица с высшим 
образованием, имеющие практический опыт 
работы в народном хозяйстве. При Академии 
имеется аспирантура, ее преподаватели 
активно занимаются консультационной 
деятельностью.
4. Всероссийский научно-исследовательский 
конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его 
сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных 
связей, конкретные конъюнктурные вопросы 
основных товарных рынков. Предоставляются 
платные информационно-консультационные 
услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие 
заказные работы, издается Бюллетень иностранной 
коммерческой информации (БИКИ), содержащий 
актуальную коммерческую информацию зарубежных 
информационных агентств.
5. Объединение информационного 
обеспечения и автоматизированной 
обработки данных (ИнформВЭС). Оно является 
генеральным подрядчиком при разработке 
и внедрении информационных систем, обеспечивающих 
выполнение функций регулирования, координации 
ВЭД, внедрении автоматизированной системы 
валютного и экспортного контроля. Оно 
обеспечивает информационное обслуживание 
центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных 
на местах, снабжает информацией торгпредства 
РФ за рубежом, а также собственно участников 
ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным 
сетям, располагает сервисным центром.
6. В условиях децентрализации 
управления ВЭД особую роль 
играет институт уполномоченных МВЭС 
в регионах. К их важнейшим функциям относятся:
    - проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;
 
    - обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;
 
    - оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;
 
    - помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;
 
    - регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.
 
7.  В структуре МВЭС важное место занимают 
торговые представительства РФ за рубежом. 
Их задачи: