Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Тема экономического сотрудничества арабских стран с США вызывала и продолжает вызывать огромный интерес, как у научного сообщества, так и широкого читателя. Последние экономические тенденции в мире, процессы глобализации, наращивание модернизационных программ в арабских странах, политические процессы внутри них — все это тесно переплетается с ходом и развитием отношений ряда государств Ближнего Востока с США. Роль США на Ближнем Востоке трудно переоценить. Так сложилось исторически, что для Соединенных Штатов Ближний Восток явился зоной повышенного внимания. Оно проявлялось сразу на нескольких направлениях: во-первых, США выступали своего рода «буфером» между арабским миром и Израилем, пытаясь способствовать мирному процессу. Во-вторых, США явились для целого ряда арабских стран крупнейшим на Западе политическим партнером, под влиянием которого происходили коренные преобразования в социальной, экономической и юридической сферах этих стран. В-третьих, некоторые арабские страны стали источником нефти для США и рынком для американского оружия.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое взаимодействие США и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 6
1.1. Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США. 6
1.2. Взаимодействие США и стран ССАГПЗ на сегодняшний день. 14
2. Отношения США с Ираком и Ираном 22
2.1. США и Ирак 22
2.2. США и Иран 26
Заключение 28
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

США и страны ПЗ.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

Так, например, создание таможенного союза в рамках ССАГПЗ дало новый толчок развитию торговых связей этих государств с США и призвано способствовать выработке единой торговой стратегии США по отношению к аравийской шестерке.

В перспективе страны Совета сотрудничества стремятся достигнуть полной экономической интеграции, что, безусловно, приведет к значительным структурным изменениям в экономических связях с США. Интеграционные процессы способствуют более эффективному распределению ресурсов в регионе, повышают глобальную конкурентоспособность стран аравийской шестерки, что создает дополнительный потенциал для развития аравийско-американских торговых и инвестиционных отношений.

В то же время данные процессы имеют противоречивое воздействие на связи с США. Американская администрация по-прежнему продолжает развивать отношения с отдельными странами аравийской шестерки, а не со всем блоком в целом, тогда как Европейский Союз оказывает всемерную поддержку интеграционным процессам в рамках ССАГПЗ. Так, создание таможенного союза было обязательным условием для подписания соглашения о свободной торговле между ЕС и Советом сотрудничества. США же, наоборот, заключают подобные договоры исключительно с отдельными членами ССАГПЗ.

Исходя из конкретных планов и программ правительств аравийской шестерки, представляется, что темпы интеграционных процессов в рамках Совета сотрудничества будут ускоряться. В такой ситуации США могут оказаться перед угрозой потери своего доминирующего положения в экономике государств-членов аравийского интеграционного блока, если кардинально не пересмотрят механизмы реализации своих экономических интересов в регионе Ближнего Востока.

Что касается либерализации внешнеэкономических связей стран ССАГПЗ, то аравийские монархии стремятся придерживаться единой стратегии, анализ которой отражает стремление этих государств улучшить инвестиционный климат, устранить препятствия для внешней торговли и обеспечить большую роль частного капитала, в том числе и американского, в своем экономическом развитии. Меры в этом направлении приобретают все большее значение для аравийско-американских отношений в сфере торговли и инвестиций. Однако в то же время большинство лидеров стран Совета сотрудничества занимает довольно осторожную позицию по вопросу дальнейшей либерализации, опасаясь резкого снижения исторически доминирующей роли государства в регулировании экономики. Как арабские, так и западные специалисты считают, что аравийским монархиям необходимо принимать более активные меры в этом направлении для повышения своей глобальной конкурентоспособности и решения актуальных макроэкономических задач.

Необходимо отметить, что либерализация внешнеэкономической деятельности в странах ССАГПЗ неоднозначно сказывается на их экономических связях с США. Так, с одной стороны, вышеназванные процессы облегчают доступ американских компаний на рынок стран Совета сотрудничества, а с другой, США сталкиваются со все возрастающей конкуренцией со стороны других стран. В условиях наличия существенных препятствий для осуществления внешнеэкономической деятельности в ССАГПЗ США обладали сравнительным преимуществом при проникновении на рынок аравийских монархий за счет хорошо развитой системы информационной, юридической и политической поддержки деятельности американского бизнеса в этих государствах, что было результатом аравийско-американских стратегических отношений. Сейчас же экономическая либерализация в рамках ССАГПЗ ведет к снижению значимости этого преимущества для США.

Важным фактором, оказывающим непосредственное влияние на развитие аравийско-американских отношений, является также экономическая политика стран ССАГПЗ, направленная на приватизацию и диверсификацию, которые рассматриваются аравийскими монархиями в качестве основного средства преодоления высокой зависимости от нефтяных доходов. К примеру, за период 1997-2000 гг. среднее изменение объема нефтяных доходов стран аравийской шестерки составило 15-37% за год. В этой связи можно отметить значительные успехи стран Совета сотрудничества в сфере диверсификации национальных экономик. В ОАЭ ненефтяной сектор составляет в настоящее время 70% ВВП, а в Бахрейне - 80%. Газовая отрасль становится вторым после нефти локомотивом экономики большинства стран этого интеграционного объединения. США уже захватили лидерство по сотрудничеству с аравийскими монархиями в сфере добычи, сжижения и транспортировки природного газа. Это сотрудничество включает как прямые инвестиции, так и поставки оборудования, услуги по строительству и обеспечению деятельности газосжижающих заводов и т.д. Среди других отраслей диверсификации можно отметить нефтепереработку, нефтехимию, туризм, финансовые услуги.

Что касается приватизации, то это направление экономической политики рассматривается лидерами государств ССАГПЗ в качестве меры обеспечения большей роли частного капитала, в том числе и американского, в развитии национальной экономики. Разгосударствление крупнейших аравийских компаний создает привлекательные инвестиционные возможности для американских предпринимателей.

Отмечая важность экономической политики аравийской шестерки для развития торгово-экономических связей с США, нельзя забывать, что фактором, заложившим основу этого сотрудничества, стало обилие запасов углеводородного сырья в странах ССАГПЗ. США всегда преследовали стратегические цели в отношениях с аравийскими монархиями, обладающими почти половиной мировых запасов нефти. Экономические интересы США в этом регионе, прежде всего, имеют целью обеспечение свободного доступа к запасам углеводородного сырья, а также поддержание стабильности на мировом рынке нефти. Эти стратегические связи затрагивают не только внутреннюю энергетическую безопасность США, но и позволяют им в значительной степени оказывать влияние на мировое экономическое развитие и поддерживать свою глобальную конкурентоспособность. Так, аравийские монархии сознательно идут на значительные издержки по содержанию дополнительных незадействованных мощностей по добыче нефти для того, чтобы иметь возможность удерживать цены в рамках определенного коридора, увеличивая и снижая свое производство для выравнивания спроса и предложения на мировом рынке. США, в свою очередь, берут на себя обязательства по обеспечению легитимности правящих режимов аравийских монархий и поддержанию безопасности в регионе Персидского залива.

Однако в настоящее время аравийско-американские стратегические отношения претерпевают существенные изменения, что связано с ростом цен на нефть с 2003 г. Представляется, что в условиях большей нестабильности мирового рынка нефти только оперативный пересмотр соглашений США и аравийских монархий о контроле цен на это сырье может стать стабилизирующим фактором на рынке нефти. Обе стороны уже доказывали, что они сохраняют свои обязательства, предписанные стратегическими отношениями, однако критерии этих отношений нуждаются в переоценке в связи с изменившимися глобальными экономическими условиями. В этом контексте в первую очередь требует пересмотра система ценообразования на нефть.

Помимо координации в сфере нефтедобычи нефтяной фактор оказывает непосредственное влияние и на весь комплекс торгово-экономических связей САГПЗ и США за счет колоссальных доходов аравийских монархий от экспорта энергоносителей.

Во-первых, в США инвестированы многомиллиардные нефтедолларовые активы стран ССАГПЗ.

Во-вторых, за счет доходов от экспорта углеводородов аравийские монархии смогли создать развитую инфраструктуру, современную промышленность и сектор услуг. Это обстоятельство, с одной стороны, способствовало росту экспорта американского оборудования и технологии в страны ССАГПЗ, а с другой, создало новые сферы сотрудничества в области приложения американских капиталовложений в этих государствах.

В-третьих, значительная часть нефтедолларов была направлена на покупку вооружений, и основным партнером аравийской шестерки в этой области стали США, получив за 1987-1999 гг. от стран ССАГПЗ заказов на закупку вооружений на сумму более 55 млрд. долл., что составило 45% от общей стоимости их расходов на импорт военной техники за указанный период.

В-четвертых, высокие доходы аравийских монархий сделали их быстро растущий рынок очень привлекательным для американских экспортеров.

Страны аравийской шестерки уже четвертое десятилетие отличаются высокими темпами роста населения, что ведет к пропорциональному увеличению потребительского спроса. Так, например, темпы формирования новых домашних хозяйств в Саудовской Аравии достигли 6-8% в 2000 году. Новые домохозяйства нуждаются практически во всех видах потребительских товаров, включая товары длительного пользования. Кроме того, меры по приватизации и либерализации ведут к тому, что в государствах аравийской шестерки растет спрос на капитальные товары. В целом, совокупный спрос в этих странах может устойчиво расти на 2-5 млрд. долл. в год, что делает рынок стран ССАГПЗ чрезвычайно перспективным для американских экспортеров.

Что касается инвестиционного сотрудничества, то можно отметить важность потоков капиталовложений как из США в ССАГПЗ, так и в обратном направлении. Большая часть американских капиталовложений представляет собой прямые инвестиции в совместные проекты, в то время как капитал, вложенный аравийскими монархиями в США, размещен в основном в портфельных активах и недвижимости. Заслуживает внимания такая своеобразная схема привлечения американского капитала, используемая в странах Совета сотрудничества, как экономический офсет. Эта программа, несмотря на значительное противодействие со стороны США, дает ощутимые результаты.

Статистика притока прямых американских инвестиций в страны ССАГПЗ иллюстрирует конкретные результаты экономической политики аравийских монархий. Так, поток капиталовложений из США стал увеличиваться после начала либерализационных процессов в Совете сотрудничества, а структура инвестированного капитала стала постепенно изменяться в пользу не нефтяных отраслей, что свидетельствует об определенном успехе программ по диверсификации и приватизации. В то же время доходность инвестиций в странах ССАГПЗ превышает среднюю доходность американских капиталовложений по всем странам мира (12,53% и 8,15% соответственно в 2002 г.), что говорит о значительном потенциале этой сферы аравийско-американских связей, который еще предстоит реализовать с помощью активизации мер по всемерной экономической либерализации.

С начала нефтяного бума 70-х гг. аравийские капиталовложения в США играют важную роль в двусторонних экономических отношениях. Такие инвестиции, по различным оценкам, достигают 1 трлн. долл., что составляет до 60% всех зарубежных активов аравийской шестерки. Однако в последнее время в связи с ухудшением политических отношений между США и Саудовской Аравией объем таких капиталовложений стал сокращаться, что вызывает серьезные опасения у американских экономистов и политиков. По оценкам различных специализированных изданий, страны Совета сотрудничества вывели до 400 млрд. долл. из американской экономики из опасений о возможном замораживании этих средств Государственным департаментом США на основании подозрений в финансировании международного терроризма.

Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на развитие отношений между аравийской шестеркой и США, является военно-техническое сотрудничество. Эта сфера является неотъемлемой частью аравийско-американских стратегических взаимоотношений. Так, в обмен на поддержание стабильности на мировом рынке нефти государства Совета сотрудничества получают возможность закупать современное американское вооружение для обеспечения безопасности и внутренней стабильности в крайне неспокойном ближневосточном регионе. Вашингтон преследует таким образом двойную цель – поддержание безопасности в странах с крупнейшими в мире нефтяными месторождениями и рециклирование значительных сумм нефтедолларовых средств. В последнее время США стали активно развивать военно-техническое сотрудничество со странами-членами ССАГПЗ. Кувейт, например, был объявлен основным союзником США среди ненатовских стран, что, очевидно, является результатом роста напряженности в саудовско-американских отношениях после терактов 11 сентября 2001 г., вследствие чего США стали искать новые пути реализации своих геостратегических интересов.

Важную роль в развитии торгово-экономических отношений ССАГПЗ и США играет такая сфера, как финансирование этих связей. До недавнего времени эта сфера аравийско-американских контактов не была развита, так как аравийские монархии не испытывали трудностей с финансовыми ресурсами благодаря притоку нефтедолларовых средств. Однако в связи с наличием постоянных дефицитов платежного баланса стран ССАГПЗ с начала 1990-х гг., они стали уделять повышенное внимание кредитованию своей внешнеэкономической деятельности. Ведущая роль в этой сфере принадлежит коммерческим банкам. Ожидается, что размеры финансирования аравийско-американских торгово-экономических связей возрастут в ближайшее время в связи с начинающейся либерализацией финансового сектора государств Совета сотрудничества, в результате которой иностранные банки получили доступ на рынок банковских услуг этих стран.

Еще одним активно развивающимся инструментом финансирования, получившим дополнительный импульс в последнее время, является привлечение средств с помощью специализированных государственных фондов государств аравийской шестерки, которые стали предоставлять льготное финансирование проектов с иностранным участием. Необходимо также отметить программы экономической компенсации стран Совета сотрудничества, благодаря которым они привлекают значительные средства в высокотехнологичные проекты. Представляется, что роль финансирования внешнеэкономических отношений будет играть все большую роль в развитии торгово-экономических связей ССАГПЗ и США как за счет либерализации традиционных механизмов, так и за счет развития принципиально новых, таких как, например, исламские банки.

Что касается перспектив развития аравийско-американских торгово-экономических отношений, то они, по-прежнему, во многом будут определяться воздействием нефтяного фактора. Прогнозы развития мирового рынка нефти, основанные на анализе как доли нефти в мировом энергопотреблении, так и темпов роста мировой экономики, указывают на то, что в ближайшие 20 лет нефть будет оставаться ключевым энергоносителем в мире. Кроме того, маловероятно, что страны ССАГПЗ потеряют лидирующие позиции в обеспечении стабильности мирового рынка нефти, даже несмотря на растущую конкуренцию со стороны других стран-производителей нефти, в особенности, России. Государства аравийской шестерки контролируют ситуацию на мировом нефтяном рынке за счет поддержания существенного количества незадействованных мощностей по добыче нефти, которые они используют в качестве своеобразного «оружия сдерживания».

Современная ситуация на мировом рынке энергоносителей еще раз подтвердила стремление и готовность стран ССАГПЗ обеспечивать стабильность цен на нефть. Так, в условиях, когда мировой экономический рост стал причиной введения в эксплуатацию всех свободных мощностей по добыче нефти, что привело к появлению опасений в возникновении продолжительных кризисов нехватки этого сырья, только государства Совета сотрудничества подтвердили готовность обеспечить необходимый уровень незадействованных нефтедобывающих мощностей. Это объясняется тем, что, во-первых, только государства аравийской шестерки обладают достаточными для этого финансовыми ресурсами; во-вторых, благодаря легкости добычи нефти в регионе, с одной стороны, требуется гораздо меньше капиталовложений для разведки запасов и организации добычи нефти, чем в других странах мира, а с другой, существует возможность быстрого ввода в строй таких новых мощностей; и в-третьих, только в государствах ССАГПЗ нефтедобывающая отрасль находится под полным контролем государства, которое, в отличие от частных компаний, готово нести издержки по содержанию существенного объема незадействованных мощностей. Как следствие, представляется, что определяющее влияние аравийских монархий на мировой рынок нефти и стратегические отношения с США сохранятся и в дальнейшем.

Информация о работе Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)