Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Тема экономического сотрудничества арабских стран с США вызывала и продолжает вызывать огромный интерес, как у научного сообщества, так и широкого читателя. Последние экономические тенденции в мире, процессы глобализации, наращивание модернизационных программ в арабских странах, политические процессы внутри них — все это тесно переплетается с ходом и развитием отношений ряда государств Ближнего Востока с США. Роль США на Ближнем Востоке трудно переоценить. Так сложилось исторически, что для Соединенных Штатов Ближний Восток явился зоной повышенного внимания. Оно проявлялось сразу на нескольких направлениях: во-первых, США выступали своего рода «буфером» между арабским миром и Израилем, пытаясь способствовать мирному процессу. Во-вторых, США явились для целого ряда арабских стран крупнейшим на Западе политическим партнером, под влиянием которого происходили коренные преобразования в социальной, экономической и юридической сферах этих стран. В-третьих, некоторые арабские страны стали источником нефти для США и рынком для американского оружия.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое взаимодействие США и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 6
1.1. Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США. 6
1.2. Взаимодействие США и стран ССАГПЗ на сегодняшний день. 14
2. Отношения США с Ираком и Ираном 22
2.1. США и Ирак 22
2.2. США и Иран 26
Заключение 28
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

США и страны ПЗ.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

После кризиса 1990-1991 гг. США стали главным поставщиком вооружения и военной техники государствам ССАГПЗ, прежде всего Саудовской Аравии и Кувейту. Укрепление оборонных возможностей стран Совета сотрудничества становится одной из стратегических задач Соединенных Штатов. Они решают ее путем расширения своих военно-политических связей с этой группой государств. Поставки оружия являются важной составляющей американской стратегии. Новые отношения между США и государствами ССАГПЗ, возникшие в период кризиса, позволяют американской администрации пересматривать концептуальный подход к проблеме оснащения вооруженных сил этих стран самым современным вооружением. В 1990 г. президент США принял решение о продаже Саудовской Аравии дополнительной партии самолетов F-15, тем самым преодолев введенное в апреле 1988 г. конгрессом ограничение, получившее название «поправка Метзенбаума», на поставку Саудовской Аравии не более 60 самолетов этого класса. Согласно этим же правилам, Саудовской Аравии запрещалось поставлять ядерные боеголовки.

По контракту, заключенному в августе 1990 г. между США и Саудовской Аравией, эта страна получила также противовоздушные ракеты, танки последних модификаций и другое современное вооружение. Общая стоимость этой сделки оценивалась в 2,231 млрд. долларов. В мае 1993 г. США дали согласие на поставку Саудовской Аравии 72 самолетов F-15 стоимостью 9 млрд. долларов.

По данным солидного справочного издания по вопросам вооружения «MilitaryBalance», в первой половине 90-х годов США заключили со странами ССАГПЗ значительное количество контрактов на поставку им американского вооружения. Речь шла о Бахрейне, Кувейте и Саудовской Аравии (с каждой из этих трех стран было подписано по 4 контракта), а также и об Омане, с которым был подписан один контракт. В то же время Катар и ОАЭ предпочитали ориентироваться на другие источники получения вооружения.

Однако в 1996 году Катар принял решение о закупке в США танков и другого тяжелого вооружения, а в 1998 г. официальная делегация ОАЭ провела переговоры с администрацией США о заключении контракта на поставку 80 самолетов F-16. Американские самолеты зарекомендовали себя в государствах ССАГПЗ как наиболее надежные и отвечающие самым повышенным требованиям военных специалистов. Поэтому не случайно, что прежде всего самолеты фигурируют среди перечня вооружения, на поставку которого заключаются контракты с американской стороной. Кроме того, в этом списке присутствуют также ракетные установки, танки и средства ПВО.

Необходимо отметить, что если раньше поставки вооружения государствам ССАГПЗ обязательно увязывались с необходимостью поддержания безопасности Израиля, то в посткризисный период они рассматриваются, прежде всего, в региональном аспекте. Администрация США считает необходимым снабдить своих союзников всеми средствами защиты от возможных угроз со стороны их соседей – Ирака и Ирана. В декабре 1998 г. министр обороны США Уильям Коэн предложил государствам ССАГПЗ помощь в создании противоракетной системы, обосновывая свое предложение наличием данных о разработке Ираном собственной ракетной технологии.

Соединенные Штаты благодаря активизации военно-технического сотрудничества со странами ССАГПЗ стали главным гарантом обеспечения безопасности в регионе. Это вызывает опасения самих государств ССАГПЗ в отношении того, насколько эффективны их собственные усилия по повышению своей обороноспособности. Кроме того, возникает необходимость расширения закупок американского вооружения, коль скоро национальные вооруженные силы не способны защитить свои государства. Поэтому тесные военные связи с США становятся объектом критики различных оппозиционных сил в странах Совета сотрудничества и заставляют правящие круги этих стран искать альтернативные пути для достижения региональной стабильности. Они стремятся избежать нападок за одностороннюю ориентацию на США путем упрочения сотрудничества в области обеспечения безопасности с государствами Западной Европы.

Военные связи арабских государств региона Персидского залива и европейских держав носят традиционный характер. У истоков создания армий этих государств стояла Великобритания. Однако по мере развития процесса модернизации местных вооруженных сил и расширения закупок современного вооружения США в значительной степени вытеснили бывшую метрополию. Вместе с тем уже после того, как в 1981 г. Совет сотрудничества был организационно оформлен, его члены приняли программу обеспечения системы коллективной безопасности, которая, в том числе, предусматривала и диверсификацию военных связей государств региона с зарубежными странами. Это привело к росту закупок вооружения в странах Европы.

Движению в этом направлении способствовало и еще одно обстоятельство. США отказывались поставлять в регион некоторые, существенные для повышения обороноспособности его государств виды современного вооружения в связи с тем, что они считали необходимым поддерживать баланс сил между арабскими государствами и Израилем. В свою очередь, европейские державы не выдвигали каких-либо политических условий при поставках своего вооружения в страны региона.

Достаточно показательной в этом отношении выступает история заключения соглашения о поставках вооружения между Великобританией и Саудовской Аравией. В июле 1985 г. США отказались поставить в Саудовскую Аравию дополнительную партию самолетов F-15. Обращение Саудовской Аравии в этой связи к Великобритании привело к заключению между обеими странами контракта на поставки штурмовиков «Торнадо». При этом предполагалось, что самолеты этого типа будут базироваться в северо-западной части Саудовской Аравии, в Табуке, расположенном всего в 120 милях от территории Израиля.

Контракт между Саудовской Аравией и Великобританией, получивший название «Ямама-1», предусматривал поставку 132 боевых самолетов, в том числе 72 штурмовиков «Торнадо», а также учебных самолетов. В 1988 г. между обеими странами был заключен новый дорогостоящий контракт «Ямама-2» на сумму, превышающую 25 млрд. долларов. Он предусматривал поставку нескольких видов самолетов, вертолетов, минных тральщиков, тяжелого и легкого вооружения, а также строительство с помощью Великобритании двух авиабаз на саудовской территории.

Великобритания стремится к активизации своих военных связей с государствами ССАГПЗ. Она постоянно расширяет список поставляемого в этот регион вооружения. Так, в частности, ею была продана Саудовской Аравии и Оману партия современных танков Challenger-2. Кувейт заключил с Великобританией контракт на сумму один млрд. долларов, предусматривающий поставку ему боевых кораблей и патрульных катеров.

Другие государства ЕС также ставят перед собой задачу расширения отношений с государствами ССАГПЗ в военной сфере. К ним относится, в первую очередь, Франция, увеличившая поставки вооружения ОАЭ, став, таким образом, главным партнером Объединенных Эмиратов в этой области. Франция оказывает содействие всем государствам-членам ССАГПЗ в развитии их военно-морских сил. Она поставляет боевые корабли и катера Кувейту, Оману, Саудовской Аравии.

 

    1. Взаимодействие США и стран ССАГПЗ на сегодняшний день.

 

Отношения между Королевством Саудовская Аравия и Соединенными Штатами Америки уходят корнями на десятилетия в историю, еще в довоенный период. Государство КСА было создано в 1925г. семейством аль-Саудов, и это стало первым случаем в истории, когда страна получила название по имени правящей династии – Саудовская Аравия. Спустя всего несколько лет, в 1933г., Америка (а точнее, американская нефтяная компания «Standard Oil of California»), прельщенная перспективами существования в этой стране энергоресурсов, заключила с правительством КСА концессионные соглашения, основав компанию «Arabian American Oil Company» − «Aramco». Надежды США не были напрасными – в 1938г. в Саудовской Аравии обнаружили первое крупное месторождение нефти, что предопределило повышенный интерес Вашингтона к Королевству.

При этом Америка не была монополией в этом регионе – Саудовскую Аравию плотно удерживала в тисках финансовой зависимости Великобритания, чье экономическое влияние беспокоило «нефтяных гигантов» США. Поэтому Вашингтон поставил целью курс на замену собой Англии в этом регионе в качестве господствующей державы, который и начал активно реализовывать с начала 1943г.: Рузвельт отдал распоряжение об организации помощи по ленд-лизу правительству Саудовской Аравии, защита которой стала жизненно важной для США.

На сегодня экономические отношения между США и КСА, несмотря на то, что Королевство является очень важным рынком сбыта американской продукции, в основе своей сводятся к энергетической сфере.

Америка – второй по величине импортер саудовской нефти (после рынков Азии). Доля «черного золота» в совокупном экспорте КСА составляет более 90%, поэтому неудивительно, что в 1980г. правительство государства выкупило все акции «Aramco», сменив название на «Saudi Aramco». Впрочем, это не нанесло сколько-нибудь заметного ущерба США: за несколько лет до этого, в 1973г., руководство Белого дома договорилось с Домом аль-Саудов о продаже впредь всей саудовской нефти в долларах США, что, безусловно, принесло Вашингтону огромную выгоду.

В 2011г. появились данные об определенных сложностях КСА в перспективе. Так, согласно сообщениям сайта Wikileaks, реальные запасы нефти в Саудовской Аравии могут оказаться на 300 млрд. барр., то есть на 40%, ниже официально заявленных. В связи с этим королевство может не справиться с задачей сдерживания роста нефтяных цен. Несмотря на это, нефтяной фактор изначально являлся первоочередным в построении американо-саудовских отношений и сегодня по-прежнему играет в продолжении диалога «первую скрипку», хотя и не единственную.

Отношения США и Саудовской Аравии, по праву носящие статус «особых», наравне с американо-британскими, американо-израильскими или американо-японскими отношениями, имеют ряд характерных черт:

Так, взаимосвязь носит «системный» характер, что обусловлено в целом неизменностью тональности диалога в связи со сменой власти в Вашингтоне: на протяжении десятилетий, несмотря на правление республиканцев или демократов, взаимоотношения рассматривались как союзнические.

Кроме того, им присущи черты непубличности, высокой персонификации и ограниченности вовлеченных субъектов. Это находит подтверждение в достаточно частых контактах двух лидеров государств при их минимальной освещенности в СМИ. В основе отношений между Вашингтоном и Эр-Риядом лежит комплекс взаимных интересов и взаимной выгоды. Так, помимо огромных нефтяных запасов, Саудовская Аравия фактически являет собой один из двух духовных центров в мусульманском мире (КСА – для суннитов, Иран – для шиитов). Ислам является краеугольным камнем в основе внутренней и внешней политики Королевства, что делает возможным лидерские позиции государства в регионе. Значимость Саудовской Аравии для арабских стран характеризует и то, что глава КСА носит титул «Хранителя двух святынь» (т.е. Мекки и Медины). Все это делает Эр-Рияд важной опорой для Вашингтона в проведении своей ближневосточной политике. «Особые» отношения определяют прочность глобальных позиций США не только в экономическом, но и военно-стратегическом измерении. Последний фактор имеет весьма важное значение для Саудовской Аравии, которая приобрела в лице Америки гарант национальной безопасности.

Ирано-иракская война, а затем и экспансия Ирана на территорию Кувейта, показали уязвимость Саудовской Аравии в военном плане, ее неспособность к отражению возможной угрозы. Операция США в Персидском заливе в 1991г. позволила Вашингтону расширить свое военное участие в регионе посредством использования саудовской территории. В Саудовской Аравии на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, что, с одной стороны, обеспечило защиту безопасности страны, но с другой, внесло разлад в духовно-политическую элиту Королевства. Тем не менее, это не заставило руководство страны полностью отказаться от «военного щита» США: в КСА размещены 9 тыс. американских военнослужащих, а также авиабазы «Эль-Хардж», «Принц Султан». Военно-техническое сотрудничество Америки и Саудовской Аравии ведется более 40 лет. США сыграли ключевую роль в процессе создания саудовской армии, содействуя подготовке национальных военных кадров и поставляя крупные партии американского вооружения. Миллиардные контракты ставили саудовское правительство в долгосрочную зависимость от США как от поставщика-монополиста на протяжении многих лет.

Помощь и присутствие США в регионе (на конец января 2012г. Соединенные Штаты располагали в регионе двумя авианосными ударными группировками во главе с авианосцами «Авраам Линкольн» и «Карл Винсон») играет на руку Дому аль-Саудов в отношениях с соседними странами, особенно в контексте исторического противостояния КСА и Ирана, который всегда обладал мощными в региональном отношении вооруженными силами.

Учитывая весомые позиции КСА в арабском мире, США на протяжении не одного десятка лет рассматривают Королевство в качестве стратегического партнера. В 80-е гг. Саудовская Аравия и Соединенные Штаты осуществляли «скрытое» противодействие советским войскам в Афганистане.

Сегодня такое сотрудничество отчетливо проявляется в ближневосточной политике Белого дома. Так, например, оба государства координируют действия относительно Ирана, поскольку смена радикального шиитского руководства в ИРИ является целью, как Вашингтона, так и Эр-Рияда. Для первого это будет означать «подавление непокорного Тегерана» и взятие под контроль его огромных энергозапасов, для второго – устранение сильнейшего идеологического и военного противника. Именно поэтому руководство КСА безоговорочно поддержало нефтяное эмбарго Запада против Тегерана, заявив, что готово полностью компенсировать возникшую в связи с этим нехватку в поставках сырья в Европу. Королевство также готово поднять свою квоту на добычу «черного золота», тем самым снизив цены на нефть, дабы подорвать экономику Ирана.

Кроме этого, в 2011г. Белый дом и Дом аль-Саудов заключили «сделку», согласно которой Саудовская Аравия поддержала введение бесполетной зоны над Ливией и обязалась по возможности «склонить» ряд арабских государств к такому же решению при голосовании в Лиге Арабских Государств в обмен на «одобрение» ввода саудовских войск в Бахрейн с целью подавления проявления здесь «арабской весны» в лице протестующего шиитского населения. При этом на жесткие действия саудитов в соседнем государстве западные СМИ фактически «закрыли глаза».

У США заключены соглашения о свободной торговле с Оманом и Бахрейном, а также имеются индивидуальные торговые соглашения и рамочные инвестиционные соглашения с четырьмя другими странами-участниками Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. Соединённые Штаты ищут возможности по укреплению торговых связей с Обьединёнными Арабскими Эмиратами и другими странами ближнего Востока.

Заместитель министра по вопросам международной торговли Франсиско Санчес отметил, что международный экономический кризис 2008-2009 годов научил многих американских предпринимателей мыслить глобально.

Информация о работе Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)