Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Тема экономического сотрудничества арабских стран с США вызывала и продолжает вызывать огромный интерес, как у научного сообщества, так и широкого читателя. Последние экономические тенденции в мире, процессы глобализации, наращивание модернизационных программ в арабских странах, политические процессы внутри них — все это тесно переплетается с ходом и развитием отношений ряда государств Ближнего Востока с США. Роль США на Ближнем Востоке трудно переоценить. Так сложилось исторически, что для Соединенных Штатов Ближний Восток явился зоной повышенного внимания. Оно проявлялось сразу на нескольких направлениях: во-первых, США выступали своего рода «буфером» между арабским миром и Израилем, пытаясь способствовать мирному процессу. Во-вторых, США явились для целого ряда арабских стран крупнейшим на Западе политическим партнером, под влиянием которого происходили коренные преобразования в социальной, экономической и юридической сферах этих стран. В-третьих, некоторые арабские страны стали источником нефти для США и рынком для американского оружия.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое взаимодействие США и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 6
1.1. Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США. 6
1.2. Взаимодействие США и стран ССАГПЗ на сегодняшний день. 14
2. Отношения США с Ираком и Ираном 22
2.1. США и Ирак 22
2.2. США и Иран 26
Заключение 28
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

США и страны ПЗ.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

С.

 

 

Введение

 

Тема экономического сотрудничества арабских стран с США вызывала и продолжает вызывать огромный интерес, как у научного сообщества, так и широкого читателя. Последние экономические тенденции в мире, процессы глобализации, наращивание модернизационных программ в арабских странах, политические процессы внутри них — все это тесно переплетается с ходом и развитием отношений ряда государств Ближнего Востока с США. Роль США на Ближнем Востоке трудно переоценить. Так сложилось исторически, что для Соединенных Штатов Ближний Восток явился зоной повышенного внимания. Оно проявлялось сразу на нескольких направлениях: во-первых, США выступали своего рода «буфером» между арабским миром и Израилем, пытаясь способствовать мирному процессу. Во-вторых, США явились для целого ряда арабских стран крупнейшим на Западе политическим партнером, под влиянием которого происходили коренные преобразования в социальной, экономической и юридической сферах этих стран. В-третьих, некоторые арабские страны стали источником нефти для США и рынком для американского оружия.

Арабский мир, вплоть до самого конца «холодной войны», представлялся местом противостояния стратегических интересов супердержав – СССР и США. Оно предопределило дальнейшее развитие арабского мира, разделив его на две части: тех, кто сотрудничает с США и тех, кто ищет или вынужден искать альтернативных политических и экономических партнеров. В первую группу вошли лишь те государства, которые успели себя прочно зарекомендовать в эпоху «холодной войны» как стратегические партнеры Соединенных Штатов. К 80-м гг. XX столетия в той или иной степени в сферу влияния США попала большая часть арабских стран. Среди них особенно выделялись нефтяные монархии Персидского залива,

Государства, которые еще в 80-х активно сотрудничали в различных экономических сферах с СССР вызывали у американской администрации, как минимум, некоторую настороженность. Например, правящие режимы Сирии, Ирака (до апреля 2003 г.) или Ливии рассматривались США как дестабилизирующие мировую безопасность. Экономическое сотрудничество США с этими странами сведено до минимума, и, в конечном итоге, закончилось военными действиями с участием сил НАТО.

Зато Саудовская Аравия, Египет (с начала 70-х) и ряд других арабских стран заключали с американскими компаниями миллиардные контракты на поставку продовольствия, оборудования, военной техники и технологий. Учреждались совместные банки, предприятия, торговые корпорации, Саудовская Аравия и другие княжества Персидского Залива стали крупнейшими нефтяными партнерами США.

Двадцатый век завершился и подведение его итогов выглядит уместным, но процессы, которые зародились в нем, протекают и по сей день, поэтому окончательные выводы делать еще несколько преждевременно. В то же время, в наступившем веке уже произошел целый ряд ярких событий, заставивших пересмотреть экономические и политические приоритеты ряда стран. Так или иначе, но страны арабского мира и США оказались в эпицентре этих событий, что, несомненно, отразится на двустороннем сотрудничестве и его экономическом аспекте.

Экономическое взаимодействие арабских стран и США заключает в себе:

  1. Торговое сотрудничество.

Через торговое сотрудничество просматривались многие экономические тенденции как на Ближнем Востоке и США, так и во всем мире.

  1. Сотрудничество в области углеводородных ресурсов.

Именно нефтяному сотрудничеству было суждено стать одним из важных аспектов двусторонних отношений, если не главным (в основном, здесь имеются в виду государства Аравийского полуострова).

  1. Военное сотрудничество.

Миллиардные контракты на поставку вооружений и амуниции, заключенные между США и арабскими странами, частичное финансирование американскими военными структурами программ модернизации армий в ряде стран Ближнего Востока.

  1. Экономические связи в области банковских инвестиций и перемещения банковского капитала.

Рост поставок вооружений, нефтяные контракты, различные совместные проекты, модернизационные программы — все это требует отлаженной финансовой системы, которая бы регулировала все аспекты деятельности государства и частных компаний. Это своего рода фундамент под всем, что создавалось усилиями правительств арабских государств, и крах банковско-финансовой сферы означал бы конец всех позитивных государственных начинаний.

Роль США в отладке финансовой системы ряда арабских стран существенна.

Применительно к данной работе (странам Персидского залива) можно отдельно рассмотреть отношения США и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия, и отношения с Ираном и Ираком.

 

  1. Экономическое взаимодействие США и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

 

    1. Создание ССАГПЗ и начало сотрудничества с США.

 

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) объединил крупнейших экспортеров нефти, экономическое развитие и политическая стабильность которых затрагивала интересы значительной части мирового сообщества. Кризис в Заливе 1990-1991 гг. подтвердил это.

Вклад ССАГПЗ в обеспечение региональной безопасности весьма существенен. Эта организация заинтересована в сохранении статус-кво, т.к. для успешной реализации интеграционных задач, стоящих перед ней, необходимо обеспечить стабильность и гарантировать защиту региона от возможных вызовов и угроз.

В деятельности ССАГПЗ проблема обеспечения безопасности занимает приоритетное место. Государства – члены этой организации озабочены прежде всего возможностью нападения на них извне, поэтому акцентируется внимание на военных методах сотрудничества.

В документах Совета содержатся основные принципы, на которых строится сотрудничество государств-членов в военной области. Это – принцип коллективной безопасности, выражающийся в том, что агрессия или угроза ее применения против одного члена организации означает агрессию или угрозу ее применения против всех ее членов. Другим основополагающим принципом является положение о том, что за обеспечение безопасности региона несут ответственность его народы и расположенные там государства. Совет сотрудничества, по мнению его руководителей, выражает волю этих государств и их права на самозащиту.

Концептуальный подход ССАГПЗ к проблеме обеспечения безопасности основывается на необходимости развивать собственные вооруженные силы и укреплять сотрудничество в военной области как в рамках организации, так и с внешними, внерегиональными союзниками. Достижение единства взглядов как по концептуальным проблемам обеспечения безопасности, так и конкретным планам осуществления координации в области обороны потребовало длительного времени. Так, если для заключения соглашения об экономическом сотрудничестве государствам ССАГПЗ потребовалось несколько месяцев, то соглашение о единой оборонной стратегии было принято лишь в ноябре 1984 г., т.е. более чем через три с половиной года после создания организации в мае 1981 г.

Разрабатывая общую концепцию национальной безопасности, члены ССАГПЗ столкнулись прежде всего с различиями во взглядах по такому основополагающему вопросу, как степень возможного участия иностранных государств в обеспечении их безопасности.

Оман высказывался за тесное сотрудничество с западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки. Его позиция объяснялась уже сложившимися отношениями сотрудничества с Западом. В 1979 г. Оман, единственный среди государств этого региона, пошел на заключение военного соглашения с США, согласно которому они получили право пользования военными объектами на его территории. Сильные позиции в вооруженных силах Омана традиционно занимала Великобритания. Достаточно сказать, что вплоть до 1987 г. все командные должности в армии занимали английские офицеры.

Саудовская Аравия поддерживала идею интеграции членов ССАГПЗ в военной области, считая, однако, необходимой помощь Соединенных Штатов, которая не должна быть оформлена официально в виде соглашения или каких-либо обязательств с их стороны. Саудовская Аравия имела «особые отношения» с Соединенными Штатами, прежде всего в плане получения современного вооружения.

Иную позицию занял Кувейт, настаивавший на преимущественной опоре стран-членов ССАГПЗ на собственные силы. Кувейт диверсифицировал свои военно-политические связи с иностранными государствами, развивая отношения в военной области не только с США, но в значительно более широких масштабах, чем его партнеры по организации, со странами Западной Европы и даже с Советским Союзом.

Ее основу составила система ПВО Саудовской Аравии, которая подразделяется на средства командования, управления войсками и средствами связи, ведения разведки, действующими совместно с зенитными ракетами и самолетами-перехватчиками. США оснастили ее системами АВАКС (система радарного обнаружения). Перед государствами ССАГПЗ встает задача интегрировать ее с системами других участников этого объединения (системой ПВО «Лямбда» в ОАЭ, кувейтской радиолокационной станцией производства «Томпсон», ракетами «Хок» и др.).

Создание единой системы ПВО нашло поддержку у руководителей всех государств-членов организации из-за необходимости обеспечения собственной безопасности. В то же время проблема стандартизации вооружения вызывает определенные сложности.

После создания Совета сотрудничества руководители Саудовской Аравии выдвинули тезис, что безопасность одного государства неразрывным образом связана с безопасностью всего региона. Они предложили свою помощь в обеспечении внутренней безопасности партнеров, вплоть до предоставления своих полицейских формирований. Саудовское предложение о заключении двусторонних предварительных соглашений в области поддержания внутренней безопасности, которые должны стать основой для единого соглашения обсуждалось на совещании министров иностранных дел в Эр-Рияде в феврале 1981 г. Однако это предложение не получило всесторонней поддержки из-за опасения малых государств оказаться в зависимости от Саудовской Аравии. Эта страна обладала более современной системой контроля и наблюдения, оснащенной современной техникой, чем остальные члены Совета сотрудничества. Однако последующее развитие событий в регионе вновь поставило в повестку дня этот вопрос.

В то же время, учитывая слабость собственных военных возможностей государств-членов организации, было признано целесообразным обеспечить международные гарантии региональной безопасности. Поэтому члены ССАГПЗ подписали оборонные соглашения с большинством постоянных членов Совета Безопасности ООН. Наиболее активно они развивают военные связи с США и странами Западной Европы, которые являются их традиционными партнерами.

Вклад США в освобождение Кувейта обеспечил им ведущее положение во взаимоотношениях с государствами ССАГПЗ в области обеспечения безопасности в 90-е годы. Все члены этой организации заключили с ними оборонные соглашения. Первым среди них был Кувейт.

В сентябре 1991 г. Кувейт заключил соглашение, предусматривающее оказание помощи со стороны Соединенных Штатов в случае военной угрозы или агрессии против его территории. Срок действия этого соглашения – 10 лет. По этому соглашению американские войска получили доступ к портам Кувейта и разрешение на размещение на его территории своего вооружения и военного снаряжения.

В то же время соглашение не предусматривало создания американских военных баз на территории эмирата или присутствия здесь американских войск на постоянной основе. Соглашением намечалось также создание Американо-кувейтской совместной группы по вопросам обороны, в задачу которой входила разработка 10-летнего плана оборонных мероприятий, призванных предотвратить возможность внешней агрессии.

В октябре 1991 г. было заключено соглашение между США и Бахрейном. Оно подтвердило предыдущие договоренности между двумя странами, в том числе и доступ США к бахрейнским портам и аэродромам, а также складирование американского военного снаряжения на территории Бахрейна. Кроме того, соглашение предусматривало проведение совместных военных маневров. Аналогичные соглашения были заключены Соединенными Штатами с другими членами ССАГПЗ. При этом, однако, соглашения, заключенные США с ОАЭ и Катаром не предполагали размещение американского военного снаряжение на их территории.

В июне 1992 г. США и Саудовская Аравия достигли договоренности о том, чтобы расширить заключенное ранее и рассчитанное на 20 лет соглашение о проведении совместных маневров, включив в него некоторые новые положения. Саудовская Аравия дала разрешение американским самолетам использовать свою военно-воздушную базу в Дахране для контроля за зоной, в которой по решению Совета Безопасности ООН были запрещены полеты иракской авиации. В то же время Саудовская Аравия не согласилась на размещение на своей территории американских войск или военного снаряжения.

Военное сотрудничество между США и государствами ССАГПЗ развивается на двусторонней основе. Каждое из государств руководствуется своими национальными интересами, поэтому формы сотрудничества не полностью повторяют друг друга. Тем не менее, все эти государства заботятся о том, чтобы контакты между ними и Соединенными Штатами не привели бы к потере своего суверенитета или слишком тесной зависимости от США.

Важным аспектом военного сотрудничества между государствами ССАГПЗ и США являются поставки американского вооружения. Они рассматриваются Соединенными Штатами как одна из форм размещения военной техники на территории этих государств, которую они смогут использовать в случае необходимости. Не спроста пункт о поставках американского вооружения был включен во все оборонные соглашения между США и государствами ССАГПЗ. То же самое относится и к проведению совместных военных маневров. Они также были призваны содействовать тому, чтобы американские вооруженные силы присутствовали в регионе. Но в то же самое время государства ССАГПЗ стремились, как правило, избежать включения в текст соглашения пункта о предоставлении США права размещать свои войска на своей территории.

Информация о работе Экономическое взаимодействие арабских стран и США (на примере стран персидского залива)