Эффективность экспортной деятельности в РБ и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Направления, субъекты, факторы, особенности и тенденции развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь. Деятельность государственных органов власти, малых и средних организаций в области осуществления экспортной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………..................................................................
1 Теоретические аспекты экспортной деятельности…………………………
2 Анализ экспортной деятельности Республики Беларусь…………………..
3 Пути повышения экспортной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь…………………………………….................................
3.1 Предложения по изменению инвестиционного климата, валютного регулирования, налогового законодательства……………………………..
3.2 Предложения по совершенствованию экспортной деятельности на микроуровне……………………………………………………………………
Заключение ........................................................................................................
Список использованных источников...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая по Международному бизнесу.docx

— 338.93 Кб (Скачать файл)

Среди основных механизмов по реализации приоритетов и сокращению отрицательного торгового сальдо в 2011-2015 гг. можно выделить выравнивание условий хозяйствования, как с сопредельными государствами, так и со странами – основными торговыми партнерами Республики Беларусь, формирование интегрированных корпоративных структур с сопредельными государствами, в первую очередь с Российской Федерацией и ЕС (холдинги, финансово-промышленные группы, торгово-промышленные группы), вынос сборочных производств за рубеж в целях снижения трансакционных издержек и увеличения экспортной прибыли. Развитию внешнеэкономических связей будет способствовать осуществление мер по созданию интегрированного Евразийского экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Казахстана, активизации процесса вступления Республики Беларусь в ВТО, активное участие белорусских экспортеров в международных выставках и ярмарках.

Намечается качественное и углубленное развитие импортозамещающих производств в направлении максимального использования местных ресурсов при производстве экспортоориентированной продукции, формирование комплекса новых отраслей, в первую очередь информационного профиля – мобильной телесвязи, услуг по обработке потоков разнообразной информации, разработке программного обеспечения, системной интеграции, управления и обслуживания информационных систем.

Предполагается устранение барьеров по доступу товаров и услуг на внешние рынки и снятие ограничений в торговле с основными странами-партнерами, поощрение формирования кооперационных связей белорусских товаропроизводителей с  зарубежными партнерами, обладающими выходом на ёмкие внешние рынки, реорганизация убыточных предприятий, переориентации их деятельности на учет потребностей рынка и производство востребованного рынком конкурентоспособного товара,  совершенствование организационной структуры низкоэффективных предприятий с целью переориентации их деятельности на маркетинговые принципы производства и сбыта продукции.

6 декабря 2010 года на заседании секции IV Всебелорусского народного собрания министр экономики Николай Снопков сообщил, что Беларусь в 2011 году должна экспортировать инновационной продукции на $4,5 млрд.

Министр подчеркнул, что инновационная продукция  станет основой наращивания экспортного  потенциала Беларуси в следующем  году. Около 70% всего объема такой  продукции планируется поставлять на внешние рынки. Это позволит увеличить  долю экспорта в промышленной продукции  с 55% в 2010 году до 56% в 2011 году и как  следствие увеличить экспорт  товаров и услуг на 16-16,4%. В целом  приток валютных средств от экспорта инновационной продукции в следующем  году должен составить $4,5 млрд., подчеркнул Николай Снопков.

Руководитель  ведомства напомнил, что основным источником роста и модернизации экономики являются инвестиции в  основной капитал. Их общий объем  в 2011 году должен составить Br68 трлн. Более 55% от этой суммы планируется использовать на модернизацию и ввод рабочих мест, около 27% - на строительство жилья  и более 16% - на социальные программы  и проекты. Особое внимание будет  отведено привлечению прямых иностранных  инвестиций, позволяющих заимствовать достижения научно-технического прогресса, передовые инновационные технологии производства и управления, а также  обеспечивать доступ на мировые рынки  товаров и услуг. В 2011 году запланировано  привлечь таких инвестиций в объеме $6,5 млрд. При этом Николай Снопков отметил, что прямые иностранные инвестиции предусматривают участие инвесторов во владении собственностью в размере не менее 10%, что обеспечивает их заинтересованность в эффективном развитии производства и внедрении новейших технологий.

Результатами реализации данных мер должны стать увеличение экспорта страны за пятилетие в 2,3-2,4 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами.

 

    1. Предложения по совершенствованию экспортной деятельности на микроуровне

 

Выделяются два субъекта внешней  торговли: государство и организации, и соответственно два уровня их деятельности – внешнеэкономические связи на уровне государства и внешнеэкономическая деятельность на уровне организаций.

Формированию  экспортного потенциала, определяющего  внешнюю торговля организаций, уделяется недостаточно внимания. Система внешней торговли на микроуровне характеризуется тем, что:

1) белорусские организации имеют возможность самостоятельного выхода на внешние рынки;

2) современная организация - это целостная, сложная, вероятностная, гибкая система, ограниченная единой ресурсной базой, функционирующая в динамическом режиме, именно поэтому нельзя провести четкой грани между его внутриэкономической и внешнеэкономической деятельностью;

3) менеджмент организаций самостоятельно разрабатывает систему стратегического развития на внутренних и внешних рынках, в том числе и направления, формы и масштабы реализации своего экспортного потенциала.

Экспортный  потенциал необходимо рассматривать  в системе экономического потенциала экспортоориентированной организации как неотъемлемую ее составляющую, количественно выраженную в объемах поставок на экспорт конкурентоспособных продукции, услуг, объектов интеллектуальной собственности. Экономический потенциал экспортоориентированной организации характеризует средства и ресурсы, имеющиеся в наличии, а также средства, которые реально могут быть мобилизованы организацией и использованы для достижения заданной (желаемой) в рамках системы стратегического внутрифирменного планирования производственно-коммерческой цели на внутреннем и внешнем рынках. Экспортный потенциал организации - это динамично меняющаяся составляющая экономического потенциала, организационно-техническая структура которого, подчиняясь миссии и целям организации, с учётом воздействия факторов внешней среды и внутреннего его состояния, обеспечивает стабильные объёмы продаж с заданным уровнем рентабельности на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Оценка экспортного потенциала имеет качественную и количественную характеристики.

Управление эффективностью формирования и реализации экспортного потенциала организаций направлено на увеличение объёмов экспорта организаций в  стоимостном выражении и снижение его издержек. Этого можно добиться за счёт:

1) увеличения физического объёма  производства и поставки продукции,  работ, услуг, объектов интеллектуальной  собственности и других элементов  экспортного потенциала на рынки  дальнего и ближнего зарубежья;

2) повышения цены единицы экспортного ассортимента элементов экспортного потенциала за счёт увеличения их качества или лидерских позиций организаций на сегментах зарубежного рынка;

3) снижения издержек производства  и реализации экспортного ассортимента;

4) удлинения жизненного цикла  позиций экспортного ассортимента  при их реализации в странах  СНГ либо развивающихся странах;

5) организации за рубежом сервисного  предпродажного и послепродажного  обслуживания.

Многие из этих элементов управления экспортным потенциалом организации находятся как на стадии производства, так и на стадии обращения. Поэтому исследование эффективности проводится раздельно для каждой из этих стадий. Деление анализа на эти стадии несколько условно, так как процессы формирования и реализации экспортного потенциала на уровне организаций взаимозависимы и сам процесс представляет собой единое целое – экспортный потенциал формируется для его полной реализации. В то же время каждая стадия имеет свои показатели результата и затрат, потому что на этапе формирования происходит планирование объёмов и степени конкурентоспособности экспортного ассортимента в сфере производства, а на стадии реализации оцениваются показатели, вытекающие из уровня экспортного потенциала на международных рынках.

Таким образом, Республика Беларусь имеет  широкие внешнеэкономические связи  со всем миром. Постоянный рост экспорта и превышение его над импортом приводит к благоприятным последствиям: росту внешнеэкономического сальдо, улучшению структуры торгового  баланса, привлечение в экономику  средств и т.п.

 

 

 

Заключение 

 

Внешняя торговля товарами выступает  доминирующей формой мирохозяйственных  связей Республики Беларусь. При высокой  степени функциональной открытости национальной экономики, ее зависимости  от внешнего мира вовлеченность в  международные потоки капитала остается нее еще низкой. Экспорт, который  можно определить как вывоз товаров, капиталов, технологии за границу, является важнейшим показателем вовлечённости  экономики Республики Беларусь в  мировую экономику. Общий объем  внешней торговли составил в 2010 г. почти 41 млрд. долларов, в том числе 17,5 млрд. долларов экспорт и 23,5 млрд. долларов импорт. Во внешней торговле товарами сложилось и сохраняется отрицательное сальдо: в 2010 г. отрицательное сальдо составило 6 млрд. долларов. На протяжении 8 лет белорусский экспорт имеет тенденцию к увеличению до 2008 года, затем наблюдается спад экспорта в 2009 году, и его медленный рост в 2010 году.

В экспорте Республики Беларусь преобладают  минеральные продукты, высока также  доля машин и оборудования и прочих товаров, основная часть которых состоит из недрагоценных металлов и продукции лёгкой промышленности.

Основными партнерами Республики Беларусь во внешней торговле являются страны СНГ (наиболее крупные из них –  Россия и Украина), Германия, Китай, Польша, Венесуэла, Нидерланды. Основная часть белорусского экспорта приходится на первый и особенно второй кварталы. Данную тенденцию можно объяснить высокой долей в экспорте белорусских товаров минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники, поэтому большой удельный вес экспорта в 1, 2-ом кварталах связан с подготовкой стран-импортёров указанных выше товаров к сельскохозяйственным работам. Основными прогнозами развития экспорта товаров Республики Беларусь на эту пятилетку являются:

  1. расширение районов сбыта за счет вовлечения регионов России, Украины, стран Европейского Союза, освоение новых рынков сбыта (страны Латинской Америки, Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки), активизации сотрудничества с Китаем и Индией);
  2. Реализация национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций белорусских компаний за рубежом в соответствии с требованиями ВТО;
  3. Повышение качества и технического уровня экспортируемой продукции за счет проведения технического перевооружения и реконструкции производственных мощностей.

В целом экспорт товаров за будущий  пятилетний период должен возрасти и составлять 7736-8148 долл. на душу населения нашей страны.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Под ред. М.И. Плотницкого и Г.В. Турбан. Мн. Современная школа, 2006.
  2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н. Красавиной, М. Экономика, 2002.
  3. Турбан Г.В. Управление внешнеэкономической деятельностью. Мн. БГЭУ, 2003.
  4. Томас А. Путель, Питер Х. Линдберт Международная экономика, 2003.
  5. Ежемесячный обзор экономики Беларуси. Январь 2011 г. Исследовательский центр. ИПМ, 2010.
  6. Внешняя торговля Республики Беларусь. Статистический сборник. Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010.
  7. Статистика Беларуси. №4, 2010.
  8. http://belstat.gov.by

 


Информация о работе Эффективность экспортной деятельности в РБ и пути ее повышения