Эффективность экспортной деятельности в РБ и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Направления, субъекты, факторы, особенности и тенденции развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь. Деятельность государственных органов власти, малых и средних организаций в области осуществления экспортной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………..................................................................
1 Теоретические аспекты экспортной деятельности…………………………
2 Анализ экспортной деятельности Республики Беларусь…………………..
3 Пути повышения экспортной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь…………………………………….................................
3.1 Предложения по изменению инвестиционного климата, валютного регулирования, налогового законодательства……………………………..
3.2 Предложения по совершенствованию экспортной деятельности на микроуровне……………………………………………………………………
Заключение ........................................................................................................
Список использованных источников...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая по Международному бизнесу.docx

— 338.93 Кб (Скачать файл)

не вызовет ли товар нарушения  патентов, исключительных прав на товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности;

не приведет ли экспорт товара к  снижению престижа фирмы, авторитета страны?

Необходим стратегический подход к  решению задач экспортной политики, означающий, что принимаемые решения  должны учитывать тактические интересы и вместе с тем быть направленными  главным образом на решение конечных целей маркетинга фирмы. Товарные стратегии  экспортного маркетинга выделяют обычно крупные цели:

разработать пионерный товар, который  будет лидером на ближайшие годы, обеспечивая превосходство над  конкурентами и утверждая репутацию  фирмы как новатора;

добиваться лидерства путем  создания особо высококачественного товара;

выйти на новый рынок с новым  товаром;

из ряда товаров, намеченных к производству, выбрать один, привлекательный для  всех покупателей, и осуществить  на этой основе недифференцированный маркетинг;

разработать различные товары и  маркетинговые программы для  каждого сегмента рынка (рынков) и  тем самым обеспечить дифференцированный маркетинг.

Структура экспорта - стоимостное  соотношение долей различных  видов товаров в общей сумме  экспорта страны.

Экспортные операции - операции по продаже и вывозу за границу товаров  для передачи в собственность  иностранному покупателю.

Внешняя торговля - продажа и покупка товаров и услуг между странами, состоит из экспорта и импорта. Экспорт это продажа товаров и услуг иностранным государствам. А импорт это покупка товаров и услуг иностранных государств. Следовательно, экспортом является одна сторона внешней торговли, и она играет важную роль по поводу увеличения доходов в иностранной валюте, позволяет развивать инфраструктуру, приносит значительный доход бюджету государства.

Экспорт приносит основой капитал  стране и служит национальной индустриализации и модернизации - национальная индустриализация является необходимым методом, чтобы бедность и низкое развитие были устранены. Для индустриализации необходимо в короткий период ввозить новую технику, оборудование, машины. Это требует большого капитала, который можно получить из следующих источников:

    • Иностранные инвестиции,
    • Займы государства,
    • Экспорт труда.

Деньги, полученные за счет иностранных  инвестиций, займов и экспорта труда  в дальнейшем могут быть использованы для развития импорта. Следовательно, они определяют масштаб и скорость развития импорта.

Экспорт помогает преодолеть безработицу  и улучшает уровень жизни населения - производство экспортных товаров предлагает множество рабочих мест, что увеличивает доходы населения.

Кроме этого, экспорт приносит капитал, чтобы ввозить потребительские  блага, которые повышают уровень  жизни.

Экспорт позволяет расширить международные экономические отношения - экспорт влияет на внешнюю политику государства. Он увеличивает поступление инвестиции и расширяет международную транспортировку.

 

Таким образом, экспорт необходим  для процесса расширения и развития страны. В эпоху глобализации экономики стране необходимо сотрудничать с другими государствами, иначе она отстанет от развития мира. Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития. Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких, темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма. Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление государства увеличивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать и как парадокс — нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешнеэкономические связи на макроэкономическое равновесие национальных экономик? В условиях открытой экономики внешние факторы — экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортируемые товары действительно потребляют иностранные граждане, но экспорт дает импульс росту национального производства, дохода и занятости. Анализируя закрытую экономику, мы исходим из того, что весь произведенный национальный доход (Y) расходуется внутри страны на потребление (С), инвестиции (I) и государственные расходы (G):

Y=С+G+I.

Экспорт действует как составляющая совокупных расходов, наряду с потреблением (С), инвестициями (I), государственными расходами (G), т.е. он увеличивает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий  уровень равновесного объема производства. Следовательно, рост экспорта может  увеличивать национальный доход. К  тому же эффекту приводят и иностранные  инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается  как функция национального дохода. Иначе говоря, на товары, которые  импортируются, приходится тратить  часть произведенного в стране национального  дохода, стимулируя тем самым производственную активность в другой стране. Таким  образом, импорт, увеличивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (М) в первую формулу:

Y=C+G+I+X-M.

На первый взгляд выводы из этих уравнений  для государственной политики однозначны. В условиях спада производства необходимо сдерживать импорт и поощрять экспорт. Вывод в целом верный. Однако при  этом не стоит забывать, что экспорт  одной страны — это импорт другой. Следовательно, ориентация всех стран  на экспортную экспансию, т.е. в известной  степени на стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли осуществимо. Предприятия должны обладать знанием о структуре экономики, развитии экспорта торговли, чтобы исследовать вкусы потребителей и избегать ловушек конкурентов. Предприятия должны соединяться с мастерами, инвестировать капитал, чтобы сделать продукцию, которая содержит особенности традиций, культуры, истории. Кроме этого, нужно поднимать квалификацию рабочих.

 

 

 

 

  1. Анализ экспортной деятельности

Республики Беларусь

 

 

На протяжении многих лет Беларусь известна как  страна чудесной природы, озер, самобытной культуры. Однако не только в культурном плане, но также и с экономической  точки зрения Беларусь в последние  годы приобретает ценность и значимость. Избранная модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты позволяют оценить  Беларусь как надежного, стабильного  партнера на международном рынке.

Внешняя торговля товарами выступает доминирующей формой мирохозяйственных связей Республики Беларусь. Включению республики в систему международного разделения труда способствует благоприятное геополитическое положение. Через Беларусь проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой. Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 150 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. [8]. При высокой степени функциональной открытости национальной экономики, ее зависимости от внешнего мира вовлеченность в международные потоки капитала остается для нее еще низкой.

Развитие внешней торговли Республики Беларусь в 2010 году характеризовалось  высокой динамичностью. За девять месяцев 2010 года внешнеторговый оборот республики сложился размере 41 млрд.  долларов США и по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличился на 17,1%.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 — Динамика экспорта и импорта товаров Республики Беларусь

(миллиардов долларов  США)

Примечание  — Источник: [6].

Причем высокой динамикой характеризовался как экспорт, так и импорт товаров. Экспорт товаров составил 17,5 млрд. долларов и возрос на 16,8%, импорт - 23,5 млрд. долларов и вырос к уровню января-сентября 2009 года на 17,3%. Сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательным в размере 6 млрд. долларов (в январе-сентябре 2009 года величина отрицательного сальдо составляла 5 млрд. долларов) (рис.2.1).

Рисунок 2.2 — Динамика экспорта и импорта товаров

в % к соответствующему периоду предыдущего года

Примечание  — Источник: [8].

 

Существенный  рост импорта в текущем году обеспечен  как увеличением физических объемов  поставок товаров, так и значительным ростом контрактных цен. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года средние цены импорта возросли на 12,7%, а физический объем импорта - на 4,1%.

Увеличение  стоимостного объема экспорта обусловлено  исключительно ростом средних цен  на экспортируемые товары. Прирост  средних цен на продукцию, поставляемую белорусскими предприятиями, составил 17,6%. Количество экспортируемых товаров сократилось на 0,7%.

Зависимость изменений объемов экспорта и  импорта от динамики средних цен  и физического объема представлена на рисунках 2.3 и 2.4.


Рисунок 2.3 — Экспорт Республики Беларусь в 2010 году

Примечание  — Источник: [7].

 

 

Рисунок 2.4 — Импорт Республики Беларусь в 2010 году

Примечание  — Источник: [7].

 

Региональная структура экспорта товаров Республики Беларусь представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 — Экспорт и импорт товаров по областям и г. Минску (миллионов долларов США)

 

 

2008

2009

2010

   

I-III

I-VI

I-VII

I-VIII

I-IХ

Республика Беларусь

внешнеторговый  оборот

71952,1

49873,2

11776,1

26002,8

30785,7

35796,4

41061,8

экспорт

32570,8

21304,2

5269,9

11246,4

13292,3

15391,4

17539,6

импорт

39381,3

28569,0

6506,2

14756,4

17493.4

20405,0

23522,2

сальдо

-6810,5

-7264,8

-1236,3

-3510,0

-4201,1

-5013,6

-5982,6

Брестская область

внешнеторговый  оборот

3315,6

2516,7

684,3

1411,4

1672,9

1933,6

2219,2

экспорт

1639,8

1229,5

339,9

725,9

857,6

991,1

1137,0

импорт

1675,8

1287,2

344,4

685,5

815.3

942,5

1082,2

сальдо

-36,0

-57,7

-4,5

40,4

42,3

48,6

54,8

Витебская область

внешнеторговый  оборот

7118,6

4321,4

899,7

2114,4

2615,4

3038,4

3485,1

экспорт

3556,5

1263,4

319,0

698,5

855,0

1024,9

1188,3

импорт

3562,1

3058,0

580,7

1415,9

1760,4

2013,5

2296,8

сальдо

-5,6

-1794,6

-261,7

-717,4

-905,4

-988,6

-1108,5

Гомельская область

внешнеторговый  оборот

11582,3

6030,6

1279,8

3020,9

3512,8

4110,8

4720,7

экспорт

7224,8

2927,4

606,9

1289,0

1500,8

1735,9

1964,5

импорт

4357,5

3103,2

672,9

1731,9

2012,0

2374,9

2756,2

сальдо

2867,3

-175,8

-66,0

-442,9

-51 1,2

-639,0

-791,7

Гродненская область

внешнеторговый  оборот

3073,1

2403,9

576,8

1314,1

1558,8

1 834,3

2099,1

экспорт

1564,0

1253,1

342,3

693,5

840,4

994,3

1155,6

импорт

1509,1

1 150,8

234,5

620,6

717,9

840,0

943,5

сальдо

54,9

102,3

107,8

72,9

123,.0

1 54,3

212,1

г. Минск

внешнеторговый  оборот

29344,2

23064,2

4604,1

10275.5

12275,1

14446,4

16714,9

экспорт

10348,0

10076,3

2163,1

4563,6

5389,2

6253.3

7114,2

импорт

18996,2

12987,9

2441,0

5711,9

6885,9

8193,1

9600,7

сальдо

-8648,2

-2911,6

-277,9

-1148,3

-1496,7

-1939,8

-2486,5

Минская область

внешнеторговый  оборот

10473,0

5767,0

1653,4

3479,6

4117,2

4724,8

5387,2

экспорт

6411,6

3315,2

1132,2

2282,3

2671,5

3036,2

3433,3

импорт

4061,4

2451,8

521,2

1197,3

1445,7

1688,6

1953,9

сальдо

2350,2

863,4

611,0

1085,0

1225,8

1347,6

1479,4

Могилевская область

внешнеторговый  оборот

3347,9

2311,7

636,2

1415,8

1674,4

1966,6

2279,9

экспорт

1769.7

1221,1

340,7

764,9

905,2

1053,7

1221,3

импорт

1578,2

1090,6

295,5

650,9

769,2

912,9

1058,6

сальдо

191,5

130,5

45,2

1 14,0

136,0

140.8

162,7


Примечание  — Источник: [7].

 

Как видно  из приведенных данных, в текущем  году имели место стабильно высокие  объемы внешнеторговых поставок товаров, максимальные значения которых были достигнуты в сентябре.

Несмотря  на достижение высоких темпов роста внешнеторгового оборота, одной из наиболее серьезных проблем в области развития внешней торговли остается нарастание отрицательного сальдо. Основной источник формирования внешнеторгового дисбаланса - существенное превышение ввоза промежуточных товаров (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие), в том числе энергетических товаров над их вывозом, что обусловлено, прежде всего, потребностью отечественных производителей промышленной продукции республики.

Основные экспортные товары Республики Беларусь представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 — Экспорт отдельных видов товаров

Периоды

Нефтепродукты

Калийные удобрения (в пересчете  на 100% К20)

Шины

 

тыс. т

соответствующий период предыдущего года = 100

тыс. т

соответствующий период предыдущего года = 100

тыс. шт.

соответствующий период предыдущего года = 100

2008

15162,1

100,5

3797,2

87,2

3455,7

98,9

2009

15542,4

102,5

1759,0

46,3

3808,0

110,2

2010   I

1083,6

81,0

341,2

в 6,2 р.

300,0

162,9

II

532,6

44,2

464,1

в 8,3 р.

227,9

99,2

III

630,1

54,9

370,0

в 4 р.

299,9

121,2

IV

825,9

63,7

268,1

242,9

484,6

121,7

V

733,1

52,1

454,0

328,1

305,3

81,5

VI

806,6

58,7

375,6

в 4,1 р.

306,6

94,0

VII

773,1

56,9

332,8

190,0

295,3

78,3

VIII

926,8

73,0

324,7

105,9

355,8

95,0

IX

808,2

72,1

351,4

161,8

312,1

81,4

I-IХ

7120,0

61,8

3281,9

264,5

2887,5

99,8

Информация о работе Эффективность экспортной деятельности в РБ и пути ее повышения