Эффективность экспортной деятельности в РБ и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Направления, субъекты, факторы, особенности и тенденции развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь. Деятельность государственных органов власти, малых и средних организаций в области осуществления экспортной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………..................................................................
1 Теоретические аспекты экспортной деятельности…………………………
2 Анализ экспортной деятельности Республики Беларусь…………………..
3 Пути повышения экспортной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь…………………………………….................................
3.1 Предложения по изменению инвестиционного климата, валютного регулирования, налогового законодательства……………………………..
3.2 Предложения по совершенствованию экспортной деятельности на микроуровне……………………………………………………………………
Заключение ........................................................................................................
Список использованных источников...............................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая по Международному бизнесу.docx

— 338.93 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Международный бизнес

на тему: Эффективность экспортной деятельности в РБ и пути ее повышения

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая  работа: 28 с., 6 рис., 4 табл., 8 источников.

 

ЭКСПОРТ, ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, ИМПОРТ, САЛЬДО, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

Объект исследования - торгово-экономические отношения Республики Беларусь.

Предмет исследования – направления, субъекты, факторы, особенности и тенденции развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь.

Цель работы: анализ показателей экспорта Республики Беларусь.

Методы исследования: исследование, анализ и синтез.

Исследования и разработки: дана сравнительная характеристика экспортной деятельности Республики Беларусь с 2005 по 2010 годы, обоснованы рекомендации по совершенствованию экспортной политики в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: деятельность государственных органов власти, малых и средних организаций в области осуществления экспортной деятельности в Республике Беларусь.

Экономическая / социальная значимость: реализация практических предложений позволит повысить эффективность экспортной политики в Республике Беларусь.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………..................................................................

4

1 Теоретические аспекты экспортной деятельности…………………………

6

2 Анализ экспортной деятельности Республики Беларусь…………………..

12

3 Пути повышения экспортной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь…………………………………….................................

 

22

3.1 Предложения по изменению  инвестиционного климата, валютного  регулирования, налогового законодательства……………………………..

3.2 Предложения по совершенствованию  экспортной деятельности на микроуровне……………………………………………………………………

Заключение ........................................................................................................

 

22

 

25

27

Список использованных источников...............................................................

28


 

Введение

 

 

Стратегия стабильного экономического роста Республики Беларусь в значительной степени связана с развитием  экспортного потенциала и всесторонней интеграцией белорусской экономики  в мировую хозяйственную систему. Развитие экономики Беларуси характеризуется  постепенным увеличением степени  открытости. Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 150 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. На протяжении 8 лет белорусский экспорт имеет тенденцию к увеличению. Такой масштаб вовлечения во внешнеэкономические связи вполне закономерен, так как РБ располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом, а небольшие размеры страны порождают экспортоориентированную структуру экономики. Экспорт, являясь одной из важнейших составляющих национальных счетов, напрямую влияет на открытость экономики, инкорпорацию экономики Республики Беларусь в международную, на благосостояние страны. Все вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.

Её главная цель - анализ показателей экспорта Республики Беларусь. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

    1. Изучение общей динамики экспорта Республики Беларусь в контексте показателей внешней торговли.
    2. Рассмотрение отраслевой и региональной структуры экспорта Республики Беларусь.
    3. Рассмотрение прогнозов экспорта Республики Беларусь на ближайшее будущее.

В курсовой работе рассмотрено понятие  экспорта, как важнейшего показателя внешней торговли.

В первой главе курсовой работы рассмотрены  теоретические аспекты экспорта, понятие, сущность, экономический смысл.

Во второй главе проведен анализ основных направлений и тенденций  экспорта в Республике Беларусь.

В третьей главе отражены предложения по совершенствованию экспортной деятельности нашей страны на разных уровнях: на государственном уровне и на микроуровне.

Объект  исследования – торгово-экономические отношения Республики Беларусь.

Предмет исследования – направления, субъекты, факторы, особенности и тенденции развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь.

В работе проведено исследование существующего  положения экспорта и экспортной политики в стране.

Краткое определение источников информации. Для написания работы использованы специальная научная и учебная литература по проблеме исследования:

Мировая экономика и внешнеэкономическая  деятельность. Под ред. М.И. Плотницкого  и Г.В. Турбан;

Турбан Г.В. Управление внешнеэкономической деятельностью;

материалы Национального статистического комитета Республики Беларусь;

данные  периодической печати.

 

 

 

  1. Теоретические аспекты экспортной деятельности

 

 

Внешняя торговля оказывает существенное влияние на развитие экономики республики. Каждая страна в международном разделении труда использует свой ресурсный  потенциал, ставящий ее в более выгодное положение по отношению к другим странам. При оценке экономического состояния общества возникает необходимость  в выявлении соотношения между  импортом и экспортом страны. Это  соотношение определяется при составлении  платежного баланса страны, составной  частью которого является торговый баланс. Обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо — разница между импортными и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги. Для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутренне потребление. Расширение экспорта, причем экспорта промышленного, для Республики Беларусь - цель, требующая колоссальных усилий всех субъектов хозяйствования и внешнеторговых организаций. Достичь ее возможно только путем реализации широкомасштабных, охватывающих всю экономику мероприятий, а также внешнеполитических и внешнеэкономических действий государства. В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.

Международные экономические отношения  являются одной из наиболее динамично  развивающихся сфер экономической  жизни. Экономические связи между  государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они  существовали преимущественно как  внешнеторговые, решая проблемы обеспечения  населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи  переросли во внешнюю торговлю и  превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в  нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых  экономических отношений относятся:

    • международная торговля товарами и услугами;
    • движение капиталов и зарубежных инвестиций;
    • миграция рабочей силы;
    • межгосударственная кооперация производства;
    • обмен в области науки и техники;
    • валютно-кредитные отношения.

Экспорт - вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках.

Различают:

    • экспорт товаров, т.е. вывоз материальных благ, возмездное предоставление иностранному партнеру услуг производственного характера или потребительского назначения;
    • экспорт капитала, т. е. вложение капитала за пределами данной страны (строительство и эксплуатация соответствующих предприятий и объектов) с целью получения более высокой нормы прибыли.

Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта, т.к. выручка от экспорта основной источник средств для оплаты импорта. На практике экспортные и импортные операции взаимосвязаны. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны или предоставления услуги иностранному партнеру, что находит отражение в таможенной и внешнеторговой статистике.

В международной внешнеторговой практике разграничивают различные виды экспорта товаров в зависимости от их происхождения  и назначения. Обычным и наиболее массовым видом экспорта является вывоз  товаров, изготовленных (произведенных  и переработанных) в данной стране. Большое значение приобретает в  современных условиях вывоз отечественных  товаров, в особенности сырья  или полуфабрикатов для переработки  за границей под таможенным контролем  с последующим возвратом.

Особой разновидностью экспорта является реэкспорт.

К экспорту относятся также случаи временного вывоза за границу отечественных  товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.) с последующим их возвратом  или вывоза временно ввезенных иностранных  товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.).

Особой сферой экспорта в настоящее  время становятся внутрифирменные  поставки, а также вывоз продукции  в порядке прямых производственных связей организаций, прежде всего в машиностроении.

Реэкспорт - вывоз из страны ранее  ввезенных, импортированных в нее  сырьевых и других товаров в целях  их перепродажи другим странам в  том же виде или после некоторой  переработки.

Экспортная политика - (firm export trade policy) определенный курс действий правительства и наличие у него таких продуманных принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается стабильная, эффективная деятельность на внешнем рынке, позволяющая достигать намеченных текущих и долгосрочных целей.

Экспортная политика - комплексное  понятие, включающее в себя:

    • ассортиментную политику;
    • создание новых товаров и освоение их производства;
    • исключение из экспортной программы товаров, потерявших спрос;
    • модификацию и модернизацию товаров;
    • вопросы товарного знака, упаковки и наименования товара.

 

Экспортная политика - основа экспортного  маркетинга. Она требует соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях  экспорта на перспективу, хорошего знания внешнего рынка и его требований, ясного представления о своих  возможностях и ресурсах в настоящее  время и в перспективе.

Требуется тщательная проработка всего  комплекса вопросов, входящих в экспортную политику. Речь идет о продуманном  на сравнительно длительную перспективу  решении следующих основных проблем:

  • оптимизация ассортимента производимых на экспорт изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства;
  • темпы обновления экспортной продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла;
  • соотношение новых и "старых" изделий в экспортной программе, овеществленных товаров и лицензируемых знаний, новых и освоенных рынков при сбыте;
  • уровень обновления (качественный разрыв между новыми и существующими товарами);
  • выход на внешний рынок с товарами рыночной новизны;
  • привлекательное для потребителей название товара, броская, эстетичная, надежная упаковка;
  • выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из экспортной программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров и ряд др.

Эти вопросы решаются в точной привязке к внешним рынкам, их требованиям  к поведению конкурентов.

При разработке экспортной политики необходимо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы:

не вызовет ли предполагаемый экспортный товар серьезных политических и  иных трений со страной-импортером;

не затрагивает ли товар какие-либо социальные ценности страны-импортера;

требует ли товар такого обслуживания, какое не может быть обеспечено местными фирмами;

Информация о работе Эффективность экспортной деятельности в РБ и пути ее повышения