Геостратегии Шанхайской Организации Сотрудничества как регионального актора мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить приоритетные направления развития Шанхайской Организации Сотрудничества.
Задачи работы:
Изучить предпосылки и историю создания Шанхайской Организации Сотрудничества;
Рассмотреть основные направления деятельности и модели взаимодействия с другими международными правительственными организациями;
Изучить отношение западного сообщества к деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ К ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ 8
1.1 История создания организации 9
1.2 Основные направления деятельности 17
1.3 Сотрудничество ШОС с международными межправительственными организациями 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В XXI ВЕКЕ 35
2.1 Шанхайская Организация Сотрудничества и западное сообщество 36
2.2 Специфика участников на современном этапе: разногласия и сотрудничество 42
2.3 Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Файлы: 1 файл

Геостратегия ШОС.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ШОС и ЭСКАТО при участии Азиатского банка развития формируют проект Соглашения между правительствами стран-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

Шанхайская Организация Сотрудничества также взаимодействует с Евразийским  экономическим сообществом (ЕврАзЭС). Членами последнего являются страны, которые участвуют и в ШОС (Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). ЕврАзЭС занимается выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен, что на фоне совпадения участников и единого пространства деятельности вызывает необходимость конструктивного диалога и взаимодействия.

Для обеспечения функционирования общего рынка в 2008 году между организациями достигнута договоренность о координации усилий по вопросам сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также о взаимодействии по реализации проекта ускоренных контейнерных перевозок в рамках межгосударственной программы «Развитие транзитного потенциала».

В 2009 году принят Меморандум о взаимопонимании, который предполагает намерение обеих сторон осуществлять обмен информацией и вести консультации в сфере экономического взаимодействия в сфере торговли, энергетики, защиты окружающей среды, транспорта, развития Евразийских транспортных коридоров, информатики и коммуникаций, обеспечения благоприятных условий для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, поощрения и защиты инвестиций, туризма.

Ведутся переговоры по линии топливно-энергетического сотрудничества25.

ШОС поддерживает контакты с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В настоящее время АСЕАН представляет собой одну из наиболее влиятельных в Азии региональных организаций, имеющую 500-миллионное население  и  охватывающую более 4,5 млн. кв. км. территории26.

Сферами сотрудничества между ШОС и АСЕАН являются: борьба с терроризмом, контрабандой наркотиков и оружия, отмыванием денег и незаконной миграцией. Стороны договорились сотрудничать в сфере экономического и финансового сотрудничества, туризма, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в области энергетики. Итогом внешней политики двух структур стало подписание Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН в апреле 2005 года в г. Джакарта.

Работа на основе Меморандума продолжается и сегодня. Еще в ноябре   2008 года в Секретариате ШОС состоялась встреча Генерального секретаря ШОС с заместителем Генерального секретаря АСЕАН С. Ратхчави. Была одобрена дальнейшая работа на основе Меморандума. Состоялся также обмен мнениями по вопросам обеспечения регулярного взаимодействия двух организаций в таких сферах, как экономика и торговля, транспорт и коммуникации, энергетика, охрана окружающей среды и устойчивого развития, информационные технологии и их применение.

Еще одной структурой, которая осуществляет деятельность в ЦАР и представляет определенный интерес для ШОС, является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Основная цель ОДКБ – защита общекультурного, экономического и территориального постсоветского пространства (СНГ) совместными военными методами армий и вспомогательных подразделений министерств и ведомств стран-участниц от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба27. Самый высокий уровень формальной институализации, развития инфраструктуры и коммуникационной сети для поддержания безопасности на данный момент в регионе принадлежит ОДКБ. Генеральный Секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжи в 2008 году заявил, что ШОС и ОДКБ дополняют друг друга, хотя и представляют собой структуры разного уровня интеграции. В сфере безопасности ОДКБ достигла значимых результатов (например, по льготным поставкам вооружений и военно-технических средств, вместе с тем, ШОС – это огромный источник политического влияния, во многом благодаря участию Китая.

По линии ОДКБ поддерживается многопрофильный диалог, в ходе которого обсуждаются вопросы обеспечения региональной и международной безопасности и стабильности, противодействия терроризму, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, пресечения незаконного оборота оружия, противодействия организованной транснациональной преступности. Большой интерес для ШОС представляет опыт ОДКБ в борьбе с наркоторговлей. В частности, Генеральный Секретарь ШОС в 2009 году принял участие в заседании Координационного совета руководителей антинаркотических ведомств государств-членов ОДКБ в Астане28.

Региональная антитеррористическая структура ШОС проводит политику в отношении крупных межправительственных организаций в регионе по конкретным направлениям сотрудничества в борьбе с «тремя злами».

Налажены регулярные встречи с компетентными руководителями  РАТС и представителями ОДКБ, Координационной службы Совета Командующих Пограничными войсками СНГ, Регионального представительства Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии. Установлен контакт с Комитетом Совета безопасности ООН по санкциям против «Аль-Каиды» и движения «Талибан» (Комитет-1267).

По итогам подобных встреч был подписан ряд документов стратегической важности: Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Исполкомом СНГ; Протокол о намерениях между РАТС ШОС и Советом командующих Пограничными войсками государств-участников Содружества Независимых Государств.

РАТС планирует ежегодный комплекс мероприятий и консультаций, проводимых с антитеррористическими подразделениями ООН, ОДКБ. Существуют контакты по афганской и центрально-азиатской тематике с ЕС и ОБСЕ29.

ШОС, являясь открытой региональной международной структурой, поддерживает официальные контакты на уровне руководителей, с представителями и исполнительными органами ведущих международных образований. Осуществляются взаимные приглашения на проводимые этими структурами мероприятия, происходит обмен опытом и поиск новых моделей сотрудничества.

 

Таким образом, Шанхайская Организация Сотрудничества утвердилась в Центрально-Азиатском регионе в качестве межправительственной региональной структуры многопрофильного характера. По мере своего развития и институционального оформления перед ШОС возникали новые предпосылки и возможности для расширения круга своей деятельности. На сегодняшний день это три основных направления: безопасность, экономика и культурно-гуманитарное сотрудничество. Находясь в Центрально-Азиатском регионе, организация представляет собой открытый для контактов альянс и осуществляет сотрудничество с ведущими межправительственными организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В XXI ВЕКЕ

 

Учитывая общий уровень развития ШОС, можно отметить, что достигнуты некоторые серьезные результаты в деятельности организации. Несмотря на то, что новая структура показала свою жизнеспособность в Центрально-Азиатском регионе, сформировался ряд противоречий и нерешенных проблем, которые тормозят развитие ШОС. Многие эксперты придерживаются мнения, что организация не определилась в отношении будущей стратегии развития. На сегодняшний день необходимо четкое понимание значения прошедшего этапа развития и поиск направлений последующей эволюции Шанхайской Организации Сотрудничества.

2.1 Шанхайская Организация Сотрудничества и западное сообщество

Отношение западного сообщества к Шанхайской Организации Сотрудничества менялось по мере развития деятельности объединения в Центральной Азии. На стадии образования организация не представляла особого интереса для своих контрагентов. На современном этапе развития международных отношений западные политики и эксперты пересмотрели отношение к деятельности и будущему данной региональной структуры.

Несколько лет назад в британском издании «Гардиан» отметили, что ШОС еще не очень широко известная структура, но потенциал ее трудно переоценить: по общей численности населения, занимаемой площади и располагаемым ресурсам ШОС существенно превосходит такие гиганты, как НАТО и Европейский союз. Можно предположить, что данный фактор способен сыграть положительную роль в дальнейшем укреплении и расширении политико-экономической географии ШОС за счет снижения влияния Запада на восточных рынках энергоресурсов30. Такая оценка показывает, что дальновидные политики не могут не учитывать роль ШОС в будущем миропорядке.

Кристофер Браун, директор Проекта им. Менгеса по исследованию проблем безопасности в западном полушарии при Центре по изучению политики безопасности, считает, что Шанхайская Организация Сотрудничества является опаснейшей организацией, о которой американцы никогда не слышали, малоизвестный международный «клуб», состоящий из 6 стран-участниц — в ближайшее время, несомненно, привлечет к себе больше внимания31.

Другой известный эксперт Дэвид Холл, профессор Института Восточной Азии Кембриджского университета США, в интервью «Washington Times» отметил, что ШОС будет контролировать значительную часть мировых запасов нефти и газа и обладать мощным ядерным арсеналом. То есть, по сути, это будет вторая ОПЕК, к тому же с атомными бомбами32.

Данные оценки отражают опасения западного сообщества относительно Шанхайской Организации Сотрудничества. Опасения подкрепляются и позицией некоторых стран региона. Пакистан и Иран неоднократно высказывали свое намерение сменить статус наблюдателей на мандаты полноценных членов Шанхайского клуба.

Таким образом, наиболее влиятельные экспертные институты на Западе по вопросам международной политики признают, что в XXI веке Шанхайская Организация Сотрудничества влияет на баланс геополитических сил и соотношение интересов на евразийском пространстве. По версии некоторых аналитиков, в недалеком будущем Запад будет нести и экономические потери в странах АТР, что напрямую связано с превращением Китая в мощное государство, которое претендует на роль регионального лидера33.

Шанхайскую Организацию Сотрудничества часто сравнивают с НАТО. В экспертном сообществе и средствах массовой информации термин «анти-НАТО» в отношении ШОС получил статус устойчивого выражения34. Данный факт связан с тем, что ШОС и НАТО рассматривают Центральную Азию с позиции реализации национальных интересов стран-членов, что является источником многих противоречий и нежелания налаживать конструктивное сотрудничество между странами, которые не так давно были участницами политического противостояния в годы «холодной войны». На этапе становления ШОС НАТО придерживалась нейтральной позиции по отношению к союзу, не считая, что он может затронуть региональные интересы Запада, в частности, США, в будущем. Однако позже Вашингтон изменил свою позицию. Сегодня отношение к ШОС скорее негативное. Каждый год военные учения стран-членов ШОС под эгидой борьбы с терроризмом и новыми международными угрозами провоцируют появление в западных СМИ аналитических статей о превращении Шанхайской Организации Сотрудничества в структуру, которая поступательно трансформируется в новый военно-политический альянс двух держав восточного евразийского пространства (КНР и Российской Федерации) в противовес НАТО.

Немецкое издательство «Berliner Zeitung»: «Шанхайская группа обладает большим потенциалом. В зоне ее влияния проживает четверть населения всего земного шара. Некоторые из ее членов, в первую очередь, Россия и Казахстан, владеют огромными энергетическими ресурсами, а Китай представляет собой растущую стремительными темпами экономическую державу с соответствующими энергетическими потребностями. Предположение о том, что у западного военного альянса может вырасти равноправный противник в лице ШОС на Востоке, похоже на правду, при условии, что его члены будут способны договориться об общей внешней и оборонной политике»35.

К этой теме возвращается издание «Le Temps» в статье «Москва намерена превратить Шанхайскую группу в новое орудие против НАТО»: «Обретя силу благодаря своей энергетической мощи, Россия уже без всяких колебаний идет наперекор осуществлению американских проектов. В киргизской столице Бишкеке Москва воспользуется проведением саммита Шанхайской Организации Сотрудничества, который открывается сегодня, чтобы попытаться сделать из ШОС инструмент, который будет служить противовесом НАТО. Принимая во внимание также тот факт, что силы НАТО уже располагаются не только в Европе, но и задействованы и на афганском фронте»36.

Необходимо учитывать исторические условия образования союзов. Создание НАТО было прямым следствием «холодной войны» с правом коллективной защиты. Государства, входящие в НАТО, обязывались осуществлять военную защиту на территории западной Европы и Севера Атлантики при возникновении угроз для стран-членов. Кроме того, договор разрабатывался в целях налаживания и углубления диалога в политической, экономической и социальной областях. Однако военная составляющая определяла формат альянса. Шанхайская Организация Сотрудничества с момента своего создания не позиционировала себя как военно-политический блок. ШОС не является закрытой блоковой организацией. По мнению российских экспертов, корректно говорить о наличии антитеррористической составляющей. Если НАТО – военный альянс с очевидной гегемонией США, то ШОС - политико-экономическое объединение, обладающее определенным военным потенциалом при наличии двух стран-лидеров России и КНР.

Опасения относительно усиления влияния ШОС очевидны. Организация действительно в определенной степени ограничивает распространение влияния Запада и США в регионе. Об этом свидетельствует, например, китайско-российская позиция в Совете Безопасности ООН, военные учения, которые в целом указывают на стратегическое и военное сближение России и Китая, а также других членов ШОС, несмотря на ряд разногласий в сфере экономического развития. Тем не менее, такое сотрудничество не означает создание военного блока. В данном случае речь идет о форме геополитического соперничества влиятельных акторов в ЦАР37.

Информация о работе Геостратегии Шанхайской Организации Сотрудничества как регионального актора мировой политики