Франко-германские отношения в период президентства Шарля де Голля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Начиная с истории средних веков, франко германские отношения носили во многом конфликтный характер. Антагонизм между Францией и Германией являлся одной из причин франко-прусской войны 1870 – 1871 гг., а также Первой и Второй мировых войн. Только во второй половине ХХ в. между Францией и Западной Германией установилась атмосфера партнерства. Договор между Французской Республикой и Федеративной Республикой Германией о франко-германском сотрудничестве от 22 января 1963 года (Елисейский договор) оформил качественное улучшение двусторонних взаимоотношений1.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3

ГЛАВА I. ДВУСТОРОННИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ...............................7

I.1. Объективные предпосылки развития двустороннего сотрудничества.......................................................................................................7

I.2. Политические контакты сторон......................................................11

ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТОРОН.................16

II.1. Оценка экономической ситуации..................................................16
II.2. Экономическое сотрудничество....................................................18
ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ ЕЛИСЕЙСКОГО ДОГОВОРА..................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Добротина П.А.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

 

Институт международных отношений и мировой истории

 

Кафедра иностранных языков и лингвокультурологии

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

 

 

ФРАНКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 1711

Добротина Полина Алексеевна

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Смирнова Ольга Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3

 

ГЛАВА I.  ДВУСТОРОННИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ...............................7          

 

I.1. Объективные предпосылки развития двустороннего сотрудничества.......................................................................................................7

 

I.2. Политические контакты сторон......................................................11

 

ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТОРОН.................16

 

II.1. Оценка экономической ситуации..................................................16

II.2. Экономическое сотрудничество....................................................18

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ ЕЛИСЕЙСКОГО ДОГОВОРА..................................21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начиная с истории средних веков, франко германские отношения носили во многом конфликтный характер. Антагонизм между Францией и Германией являлся одной из причин франко-прусской войны 1870 – 1871 гг., а также Первой и Второй мировых войн. Только во второй половине ХХ в. между Францией и Западной Германией установилась атмосфера партнерства. Договор между Французской Республикой и Федеративной Республикой Германией о франко-германском сотрудничестве от 22 января 1963 года (Елисейский договор) оформил качественное улучшение двусторонних взаимоотношений1. В этих условиях на протяжении длительного времени и в нашей стране и за рубежом происходило и происходит активное развитие исследований по истории отношений между двумя странами.

Сегодня Франция и ФРГ являются ведущими государствами Западной Европы, оказывающими существенное влияние на политику Организацию Североатлантического договора и Европейского союза.

Именно Франция и Германия являются главными архитекторами Европы. Работая вместе, они смогут создать Европу, достойную ее прошлого и ее потенциала.

Как показывает прошлое, обе страны, как в силу их политико-экономического потенциала, так и ввиду истории европейской интеграции просто призваны к тому, чтобы помочь ЕС преодолеть барьеры. Отсюда возникает и особая ответственность за судьбы Европы, которую несут обе страны. Европа нуждается во франко-германском лидерстве в смысле выдвижения совместных нацеленных в будущее инициатив, которые были бы действенными и вовне. При этом, однако, нельзя допускать впечатления, что вместе Германия и Франция становятся гегемонами. Ни одно из менее крупных государств-членов не хочет утратить свое значение из-за оси Берлин-Париж. Кроме того, расширенный ЕС уже не будет работать как двухтактный мотор: Франция и Германия должны будут общими силами продвигаться вперед также и при помощи дополнительных “навесных моторов”, не говоря уже о необходимости тесного сотрудничества с Великобританией для проведения эффективной Общей внешней политики и политики безопасности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в начале ХХI века Франция и Германия играют не вспомогательную, проистекающую из их обязательств в рамках "атлантической солидарности", а все возрастающую самостоятельную роль в международной политике. Это стало результатом длительного исторического процесса сближения двух стран. Важным и определяющим поворотным пунктом были события 1958 – 1963 гг., которые и поныне неоднозначно оцениваются в исторической науке.

Процесс европейской интеграции со второй половины ХХ века шел под знаком примирения Франции и Федеративной Республики Германии.

Актуальность темы усиливается значимостью взаимного партнерства Германии и Франции, друг для друга они представляют собой приоритетную зону экономических интересов в виду того, что обе страны – активные участники международных экономических отношений, и, прежде всего, в рамках Европейского Союза (ЕС). Объективная необходимость изучения расширяющегося германо-французского партнерства обусловлена также возрастанием влияния Германии и Франции в мире, что должно учитываться ими при заключении двух - и многосторонних соглашений в европейском регионе. Германский опыт регулирования экономики может быть полезен и для Франции также как и французский для Германии, в частности, в вопросах организации и управлении важнейшими отраслями хозяйства, реализации программ в рамках концепции социально-рыночной экономики, в части выбора и применения наиболее эффективных рыночных механизмов.

Изучение франко-западногерманских отношений конца 1950-х – начала 60-х гг. представляет значительный интерес не только с точки зрения опыта преодоления разногласий и согласования позиций ведущих держав, но и вследствие определяющего влияния этих отношений на обстановку внутри Европейского Союза.

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей развития франко-германских отношений в 1960-е годы. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. исследовать основные черты политического развития, а так же приоритетные направления внешней политики Франции и Германии;
  2. провести анализ германо-французских отношений в 1960-е годы.

Объектом исследования являются отношения, которые возникают между Францией и Германией в области экономики, политики, культуры.

Источниковая база работы. Среди опубликованных официальных документов следует назвать Елисейский договор от 22 января 1963 года2.

Предметом исследования являются франко-германские отношения в 1960-е годы.

Важным источником по данной теме является мемуарная литература. При всей субъективности и неоднозначности оценок и выводов, мемуарная литература позволила более полно воссоздать обстановку франко-западногерманского сближения, определить различия в точках зрения и позициях авторов по наиболее важным вопросам. Среди мемуаров можно отметить «Мемуары надежд» Ш. де Голля3 и «Воспоминания» К. Аденауэра4.

Использование принципов объективности и историзма позволило проанализировать развитие историографии франко-западногерманских отношений в связи с динамикой конкретно-исторической действительности второй половины XX.

 

 

В связи с празднованием 40-летия Елисейского договора в 2003 году на сайте института им. Ш. де Голля5 была представлена подборка ранее опубликованных документов, отрывков из воспоминаний известных политических деятелей, связанных с франко западногерманским примирением (Ш. де Голль, К. Аденауэр, г. Кустерер), научные статьи из журнала "Юснуар" профессоров Сорбонны, занимающихся этой проблемой (Ж Блед, ф. Керсоди). Интерес представляют сайты французского и немецкого посольств в Москве.

В отечественной историографии внешнеполитических отношений Франции и Западной Германии в конце 1950-х – середине 60-х гг. можно выделить несколько этапов.

В 1960-е гг. отношения между Францией и Западной Германией не рассматривались советскими исследователями как основа процесса европейской интеграции. Тема франко-западногерманских отношений затрагивалась авторами общих трудов по внешней политике СССР, истории международных отношений и дипломатии. В освещении рассматриваемого периода с критических позиций рассматривалась внешняя политика ФРГ, а более осторожные оценки давались внешней политике Франции. Подробный анализ политических и экономических франко-западногерманских отношений представлен в работах И.А. Манфред и М.К. Симычева.

В работе И.А. Манфред «Париж-Бонн. Франко-западногерманские отношения по внешней политике Пятой Республики (1958-1968 гг.)»6 детально освещена политика Франции в отношении ФРГ. В работе подчёркивается лидирующая роль Франции и Ш. де Голля в процессе политического сближения двух стран.

Книга М.К. Симычева «Соседи по Рейну вчера и сегодня: Очерк истории франко-германских и франко-западногерманских отношений»7, опубликованная в 1988 г., отличается большей объективностью в изложении позиций обеих сторон и обширной источниковой базой. М.К. Симычев анализирует развитие отношений между ФРГ и Францией, воспроизводя их на фоне процесса западноевропейской интеграции. К сожалению, интересующему нас периоду, который явился определяющим для дальнейшего процесса сближения двух государств, уделяется недостаточное внимание.

В постсоветский период не появилось работ, посвящённых франко-западногерманским отношениям в военно-политической области. Для российских исследователей остаётся актуальной тема вклада Ш. де Голля в процесс формирования внешней политики Франции и развитие советско-французских отношений. Следует выделить книги В.А. Антюхиной-Московченко8 и М.Ц. Арзаканян9, где затрагиваются военно-политические аспекты в отношениях Франции и Западной Германии через призму рассмотрения интеграционных процессов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Двусторонние политические связи.

 

1.1. Объективные предпосылки развития двустороннего сотрудничества.

 

После разделения Германии подходы Великобритании и Франции к ней определялись, с одной стороны, установкой на воссоединение, с другой – небезопасностью для Европы форсирования вопроса о воссоединении и боязнью рецидивов германского национализма.

Что касается отношений с ФРГ, то здесь Франция и Великобритания были активны, так как их целью было становление ФРГ мирным, демократическим государством, и в то же время (из-за её расположения в центре Европы) она должна была стать важным звеном в обороне Запада. Контроль за ФРГ осуществлялся через включение её в натовские структуры безопасности, западноевропейскую экономическую интеграцию. Лондон и Париж официально всегда поддерживали стремление ФРГ к воссоединению Германии (это было записано в Конституции ФРГ). Официальная формулировка позиций Великобритании и Франции по вопросу воссоединения Германии к 1957 г. звучала следующим образом: свободные общегерманские выборы; членство Германии в НАТО – по решению выбранного правительства; при решении германского правительства сохранить членство в НАТО – это не будет использоваться для получения Западом военного превосходства10.

Де Голль считал, что воссоединённая Германия – “нормальное будущее для немецкого народа”, если границы в Европе не будут изменяться11. Действительно, в 1990 г. Германия воссоединилась на основе нерушимости границ, но в то время ФРГ не признавало границы, находя в этом поддержку США. Вот отличие французского подхода к объединению Германии от западногерманского и американского.

Ядерная монополия Парижа по отношению к Бонну, включение Германии в процесс интеграции по де Голлю давали предпосылки против возрождения немецкого национализма.

Второй берлинский кризис (случившийся уже после кризиса 40-х годов), являвшийся одной из проблем, вызванных расколом Германии, поставил мир на грань термоядерной войны.

В тот период точки зрения США и Франции относительно Берлина были почти единодушны, но когда обсуждался вопрос о боевых действиях против СССР в случае перехода его к блокаде Западного Берлина, де Голль дал понять, что французские войска воевать не будут12.

Из-за военных приготовлений США Хрущёв не ввёл блокаду Западного Берлина, не подписал мирный договор с ГДР и после лета 1961 г. Берлинский кризис сошёл на нет. Но до 1971 г., когда было подписано четырёхстороннее соглашение по Берлину, неурегулированность ряда связанных с ним вопросов оставалась одной из главных проблем европейской безопасности13.

В 1960-х годах Аденауэр в своей политике исходил из формулы: “Никакой разрядки без прогресса по германскому вопросу”14 (ставил условием одобрения разрядки со стороны ФРГ воссоединение Германии). Это способствовало сближению ФРГ и США.

Де Голль пытался в свою очередь перетянуть Западную Германию на сторону “антиамериканского европеизма”. В 1963 г. был подписан Елисейский договор. Этот договор сулил множество перспектив Франции и ФРГ: Бонн рассчитывал получить доступ к тогда ещё создаваемому французскому ядерному оружию (хотя де Голль этого и не допустил); Франция создавала альтернативу атлантическим структурам безопасности, кроме того, вовлечение ФРГ в западноевропейское сотрудничество де Голль считал способом сковывания возможного германского национализма. За счёт этого союза ФРГ повышала свой мировой статус.

Договор предусматривал сотрудничество в разных областях (политической, военной, культурной). Целью военного сотрудничества была выработка совместных стратегических и тактических концепций. Особое положение договора – рассмотрение его сторонами как ступень на пути к объединению Европы15.

Этот договор вызвал недовольство Вашингтона. Сработал механизм западногерманской военно-политической зависимости от США, бундестаг в одностороннем порядке сформулировал преамбулу к договору, где заявил о своей приверженности обороне в рамках НАТО. Таким образом, договор был сведён лишь к регулярным консультациям между Францией и ФРГ.

Информация о работе Франко-германские отношения в период президентства Шарля де Голля