Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа

Описание работы

Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;
- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;
- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
Заключение 80
Библиография: 83

Файлы: 1 файл

Современное состояние и перспективы развития ТЭК России.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

      В ближайшие годы экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором развития национальной экономики. Закрепление за Россией достойного места на мировых энергетических рынках является важнейшей задачей Стратегии. Причем не столько как экспортера дешевого сырья, но и как крупного поставщика продукции более высоких стадий обработки. Но это – задача на отдаленную перспективу.

      Одновременно, нефтеперерабатывающая отрасль переживает глубокий спад. В 1993–2003 гг. переработка нефти на НПЗ упала с 218 до 180 млн т/г.10 Занимая в начале 90-х гг. 2-е место в мире по производству нефтепродуктов на душу населения (после США), Россия переместилась на 4-е – после Японии и Китая.

      За 10 лет глубина переработки не выросла. Она составляет 69–70% (в развитых странах – 85–90%). В 2003 г. загрузка мощностей НПЗ составила 68%, износ производственных фондов – около 80%.11

      Реконструкция НПЗ и создание мощностей по углублению переработки, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов практически  не осуществляется. Инвестиции в нефтепереработку ниже, чем в нефтедобычу, объемы переработки растут значительно медленнее добычи. Внутренние цены сопоставимы с ценами в Европе и США, но наши компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки. Это связано с высокими инвестиционными рисками, низким качеством отечественных нефтепродуктов (автобензин и дизтопливо) и высокими транспортными расходами. Экспортные ресурсы других видов нефтепродуктов (прямогонный бензин) сокращаются из-за опережающего роста внутреннего спроса. Поэтому экспорт нефтепродуктов будет снижаться. К 2020 г. он составит лишь 30–50 млн т (в 2002 г. 75 млн т).

      Эффективная система государственного регулирования  отрасли пока не сформирована. Поэтому  она вошла в кризисное состояние  и при снижении мировых цен  на нефть перестает быть источником устойчивых поступлений в бюджет. Единственная возможность изменить ситуацию – создание конкурентного рынка. Для этого необходимы меры структурной политики, и в первую очередь, поддержка малого предпринимательства. При реализации этих целей к 2020 г. объем переработки возрастет до 215 млн т/г с увеличением ее глубины до 85%.

      Важная  задача – обеспечение сырьем нефтехимической  промышленности, стоимость продукции  которой на порядок выше стоимости  продукции самой нефтепереработки.

      В отличие от нефтеперерабатывающей  промышленности переработка газа имеет значительный экспортный потенциал. Стратегией предусмотрено увеличение переработки газа более чем в два раза, рост производства моторного топлива, полиэтилена, полипропилена, метанола и др.

      Будет обеспечена специальная поддержка  инвестиций в газопереработку и газохимию. Развитию нефтехимии будет способствовать рост добычи газа, богатого высшими углеводородами (этан, пропан, бутан и др.). На базе комплексной разработки уникальных ресурсов газового конденсата и гелия предстоит создать ряд принципиально новых производств.

      В перспективе возможен выход на мировой  рынок сжиженного газа и экспорт  синтетического моторного топлива.

      Расширится  производство импортозамещающей продукции. Доля импортных машин составит к 2020 г. лишь 5–10%, будет освоено до 98% видов изделий для ТЭК.

      Ускоренное  развитие производства продукции с  высокой добавленной стоимостью даст толчок развитию "новой экономики", по цепочке оживит смежные производства, приведет к увеличению занятости  населения и расширению спроса, и  в итоге будет способствовать общему подъему экономики.

      В целом же, внешнеэкономические связи ТЭК РФ остаются сегодня приоритетной сферой, дающей возможность интенсивно развивать нефтегазовую отрасль страны в целом. В последующих главах работы будет проведен подробный анализ проблем и перспектив в области внешнеэкономических связей ТЭК России.

 

    Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК

2.1 Основные направления  и динамика участия  России на мировом  рынке топливно-энергетических  ресурсов

    Интеграция  России с мировой экономикой, перспективы вступления страны во Всемирную торговую организацию, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетических компаний, но и государства в целом.

    Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения  качества продукции, роста эффективности  этих компаний, оптимизации структуры  производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.

    В рассматриваемой перспективе Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок (См.: Табл.1. Рис. 6).12  
 
 
 
 

Таблица 1. Экспорт энергетических ресурсов из России

Показатели  Год
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020
Всего, млн т у.т.  
из него:
706 480 554 530-575 530-600 550-600 565-585
- нефть и нефтепродукты, млн  т  286 162 188 160-175 155-180 155-170 150-165
– природный газ, млрд м 3 213 191 217 245-260 245-275 260-280 275-270
–уголь, млн т у.т. 30 22 25 14-18 15-20 15-21 18-20
электроэнергия, млрд кВт.ч  37 19 13 22-25 30-35 35-55 40-75

 

    

                 - нефть и нефтепродукты, млн т

                     – уголь, млн т у.т.

                 - природный газ, млрд м 3

                   - электроэнергия, млрд кВт.ч

    Рис. 6. Экспорт топливно-энергетических ресурсов из России

    В целях поддержания энергетической и экономической безопасности необходимо стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числе реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.

    После 2010 года возможен выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.

    Россия  заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России.

    В интересах России участие национальных компаний в проектах по расширению инфраструктуры транспорта энергоресурсов по территории стран Содружества Независимых Государств. Основными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества Независимых Государств. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем на Каспии, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.

    В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка  Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен  на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.

    Государству важно поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.

    Теперь  рассмотрим непосредственно особенности  развития внешнеэкономических связей российского ТЭК в сфере торговли нефтью и газом.

2.2 Оценка роли нефтяной  отрасли как наиболее  значимой в ВЭС  РФ

    Экспорт нефти является для России важнейшим элементом внешнеэкономических связей. В то же время, рост экспорта нефти происходит без соответствующего прироста ее добычи. Поставки российской нефти за рубеж выросли в 2004 г. на 17% и достигли 175.3 млн т. Иными словами, темпы роста экспорта вдвое превысили темпы роста добычи нефти. Как следствие доля нефти, идущей на экспорт, в общем объёме добытой нефти возросла с 33.1% в 2003 г. до 36.4% в 2004 г.13

    Свыше половины нефти (52.7%) вывезено морем. На нефтепровод «Дружба» приходится 42.5%, на железнодорожные перевозки - 4.8%. Загрузка нефтепровода «Дружба» выросла на 0.7%.

    Доля  вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в экспорте нефти  составила 95.1%, или 166.8 млн т (в 2003 г. она  равнялась 93.1%, т.е. 139.55 млн т). Среди ВИНК ведущие места заняли ЮКОС - 18% (в 2003 г. - 19.2%), «ЛУКОЙЛ» - 17.8% (18.5%), ТНК-ВР - 17.5% (15.8%), «Сургутнефтегаз» - 12.4% (13.1%). Доля государственной НК «Роснефть» в экспорте нефти составила 4% (в 2003 г. - 5%).14

    Валютные  поступления от экспорта российских углеводородов (нефти, нефтепродуктов и природного газа) длительное время являются ключевым фактором финансирования экономического роста и формирования бюджета России. Их доля в общей валютной выручке страны колеблется в неизменных пределах: от трети (38,4%, 1995 г.) до половины (52%, 2002 г.). Это позволяет сделать вывод, что стабильность современной российской экономики прямо зависит от конъюнктуры мировых цен на углеводороды, в первую очередь на нефть.

    Непредсказуемость этих цен из-за их высокой волатильности привела в ряде стран мира к созданию стабилизационных фондов для демпфирования рисков неисполнения расходной части государственных бюджетов15. В России с 1 января 2004 г. также начал функционировать стабилизационный фонд федерального бюджета16. Уже в марте он составил 122,4 млрд. руб. К 1 января 2005 г. накопления фонда достигли 500 млрд. руб., а к началу 2006 г. цифра была значительно выше.17.

Информация о работе Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России