Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа

Описание работы

Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;
- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;
- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
Заключение 80
Библиография: 83

Файлы: 1 файл

Современное состояние и перспективы развития ТЭК России.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

    При повышении ВВП в 2006-2012 гг. в среднем  на 4,7% в год и при сохранении пропорции 2000-2004 гг. в росте ВВП и внутреннего потребления газа получим, что уже в 2010 г. Россия столкнется с трудностями в выполнении даже уже заключенных долгосрочных контрактных обязательств с потребителями дальнего зарубежья, которые составляют 140 млрд. м3. Россия же сможет экспортировать 115-138 млрд. м3.

    

    Рис. 8. Пессимистические сценарии динамики экспорта газа из России23

    При темпах, необходимых для удвоения ВВП (8% в год), уже в 2012 г. экспорта газа из России не будет, а если при таких темпах газоемкость российского ВВП, как в Европе, будет стабильна, то экспорта газа не будет уже в 2010 г. То есть, решение задачи удвоения ВВП при нынешних зависимостях роста ВВП и потребления газа приведут к прекращению экспорта газа. Выход на темпы роста 8% практически невероятен. Наиболее вероятный темп роста ВВП в 2007-2012 гг. составит 4,7%. Но расчеты показали, что ни при каких обстоятельствах Россия не сможет наращивать экспорт газа.

    Увеличение  добычи газа, модернизация и развитие уже существующей инфраструктуры требует огромных инвестиций. Торможение экономического роста может наступить по двум основаниям:

    => Инвестиции в не-нефтегазовый  сектор экономики будут снижаться  за счет инвестиций в систему  газового хозяйства, и поэтому  экономический рост в ненефтегазовом секторе будет медленным;

    => Инвестиций в наращивание мощностей  газовой отрасли будет недостаточно, экспорту газа будет отдан  приоритет. Поставки газа на  внутренний рынок будут ограничены, что задержит рост экономики.

    Без повышения эффективности использования энергии в России мы либо остаемся без экспорта газа, либо без экономического роста, либо бет того и другого. Вывод и выход один: судьба экспорта газа зависит не столько от наращивания мощностей по его добыче, сколько от динамики его внутреннего потребления.

    Для того чтобы сохранить позиции  на внешних рынках газа или даже отвоевать новые, России необходимо сократить его внутреннее потребление  к 2010-2012 гг. на 50-150 млрд. м3 .(Не за счет снижения объемов производства, а за счет повышения энергоэффективности) Нужно сократить потребление не менее, чем на 10% от нынешнего уровня, уже к 2010 г. при умеренных темпах развития экономики и на 30% - для обеспечения высоких темпов.

    Крупнейшим  потребителем газа является электроэнергетика, которая потребляет около 40% всего газа, или, включая все электростанции, около 170 млрд. м3. То есть, необходимо получить экономию, равную нынешнему потреблению газа в электроэнергетике.

    

Рис. 9. Структура потребления природного газа в России. Цены на газ24

    Некоторые специалисты предлагают простой рецепт - повысить внутренние цены. Вопрос: как и до какого уровня повышать внутренние цены на газ? Слишком резкое повышение цен приведет к торможению экономического роста и ускорению инфляции. Газовики хотят, чтобы цена на газ повышалась, а цены на электроэнергию и на тепло при этом повышались только пропорционально доле газа в затратах энергетических компаний. Экономика же работает по-другому. Повышение цен на газ на 1% в течение примерно 2 лет «расползается» по цепочке межотраслевых связей по всей экономике и приводит к итоговому повышению общего уровня цен на 0,7%. Инфляция съедает часть доходов от роста внутренних цен на газ.

     Повышение цен газа на фоне инфляции в России и стабильности курса доллара приводит к росту издержек, выраженных не только в рублях, но и в долларах и потере даже газовой отраслью конкурентоспособности. Россия и без этого «съехала» с 70- ого на 75-у место по конкурентоспособности в 2005 г., вас этим эффектом наше скольжение вниз ускорится. Рост цен на газ на 10% в год при сохранении инфляции также на уровне 10% в год и при фиксации нынешнего курса доллара приведет к удвоению цены в долларом выражении - до 80 долл./1000 мЗ в 2012 г. при сохранении ее покупательной способности на внутреннем рынке. При таком раскладе стимулов экономить газ у внутренних потребителей не добавится, а вот экспорт газа может для «Газпрома» стать убыточным, если к этому времени снизятся цены на внешних рынках газа. Если рост цен на газ будет опережать инфляцию скажем на 10% в год, как этого сегодня требовал «Газпром», то в 2012 г. издержки добычи и доставки газа российским потребителям составят 138 долл./1000 мЗ. Привлекательность экспорта газа и доходы от него резко сократятся.

     Как это ни странно, ситуация будет легче на фоне сокращения объемов экспорта газа снижение цен на нефть и газ в 2007-2008 гг., что приведет к существенному падению доходов от экспорта нефти и газа и к ослаблению рубля до 50 руб./долл. Тогда, при росте цен на газ в среднем на 15% издержки добычи в 2010 г. вырастут только до 46 долл./1000 м3. То есть политика в отношении курса рубля становится важнейшим фактором судьбы газовой отрасли России и взвешивания преимуществ внутреннего рынка и внешнего. Реальная внутренняя цена газа не должна повыситься к 2012 г. более, чем на 70%. Более значительный рост приведет к тому, что внутренний рынок станет привлекательнее внешнего. Сегодня все ориентируются на высокие и растущие цены на энергоносители на мировых рынках. Если повысить внутреннюю цену газа до мирового уровня в 2007 г., то уже в 2009 г. она может оказаться намного выше экспортных цен на газ. Если постепенно выводить цену на уровень 2009-2012 гг., то с учетом расходов на транспорт газа внутренняя цена не должна превысить 70-80 долл./1000 мЗ. Это сегодня основную часть доходов «Газпром» получает на внешних рынках газа. А завтра повышение внутренних цен до 70-80 долл./1000 мЗ может сделать российских потребителей газа более привлекательными, чем зарубежные, со всеми вытекающими последствиями для экспорта. Западным коллегам это следует понять.

     

     Рис. 10. Динамика экспортных цен на нефть и газ25

     Пока  же повышаются цены на внешних рынках газа. Газпром активно ведет переговоры со странами ближнего зарубежья (Украина, Грузия, Прибалтика) о переведении  на расчеты за газ по мировым ценам. В то же время, повышение внутренних цен на газ может привести не к снижению внутреннего потребления, а к снижению экспортного потенциала и привлекательности внешних рынков газа. Таким образом, имеет смысл повышать уровень доходов газовой отрасли от экспорта, при максимально возможном сдерживании внутренних цен на газ.

 

Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов

3.1 Конкурентные преимущества  российского ТЭК  на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли

      Конечно же, важнейшим конкурентным преимуществом  российского ТЭК является его  природно-ресурсный потенциал. В  то же время, нельзя забывать о развитой транспортной инфраструктуре, которая  способствует успешному экспорту энергоресурсов. Важно упомянуть и налаженные десятилетиями внешнеэкономические отношения с различными странами и регионами, которые исторически являются постоянными потребителями российских энергоресурсов.

      Прогноз ситуации в мировой энергетике дает основание говорить о том, что  спрос на российские энергоресурсы на внешних рынках как минимум сохранится или даже увеличится. Для России, экономика которой в значительной степени зависит от получения доходов от экспорта топливно-энергетических ресурсов, очень важно не потерять свои позиции на традиционных для нее мировых рынках энергоресурсов (европейские рынки) и завоевать соответствующую нишу на новых перспективных направлениях — рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

      Главным направлением экспорта будут по-прежнему страны Европейского континента, с которыми нас связывает географическая близость, традиционная ориентированность на российские топливно-энергетические ресурсы и развитая сеть инфраструктуры экспорта – очевидные конкурентные преимущества Российского ТЭК. Большие перспективы в развитии энергетического сотрудничества на европейском направлении открываются в связи с начавшимся энергодиалогом между Россией и Евросоюзом. Предпосылки для развития энергодиалога — это, с одной стороны, растущие потребности европейских рынков в надежных энергопоставках и рост их внешней энергетической зависимости. С другой стороны, это наличие в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, что требует значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений и создание энерготранспортной инфраструктуры. Развернувшаяся в рамках энергодиалога работа четырех экспертных групп имеет своей целью подготовку конкретных предложений по основным направлениям долгосрочного сотрудничества в энергетике, по отдельным проектам, а также по комплексу мер и механизмов для их реализации.

      Усиление  конкуренции и ожидаемое появление  новых поставщиков топливно-энергетических ресурсов на рынках Европы (в том  числе из Каспийского региона) выдвигает  на передний план задачу повышения конкурентоспособности российского экспорта и поиска новых интенсивных путей сохранения своего присутствия на традиционных энергетических рынках. Речь, в частности, идет о диверсификации и качественной реструктуризации экспорта энергоносителей, увеличении доли конечных энергоресурсов в общем объеме экспорта, оптимизации условий их реализации на внешних рынках, в том числе путем получения доступа к потребителям.

      Среди приоритетных проектов на европейском  направлении сотрудничества, реализации которых Минэнерго России уделяет особое внимание, — строительство газопроводов «Ямал— Европа», Северо-Европейского, «Голубой поток»; нефтепроводов «Каспийского трубопроводного консорциума», «Балтийской трубопроводной системы», освоение нефтегазовых ресурсов месторождений российского Севера на условиях раздела продукции, развитие сотрудничества в области электроэнергетики.

      Несмотря  на то, что в близкой перспективе  Европа останется основным рынком для  российских топливно-энергетических ресурсов, в XXI веке все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов будут занимать южное и восточное направления. Поэтому уже сейчас министерство промышленности и энергетики активно формирует «восточную стратегию», направленную на занятие Россией более значимого места на топливно-энергетическом рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные элементы этой стратегии — совместное с иностранными компаниями освоение месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин; освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока России с развитием экспорта нефти и газа, а в дальнейшем и нефтепродуктов в Китай, Японию, Республику Корея; создание энергетической инфраструктуры между Россией и Китаем; участие российских компаний в топливно-энергетических комплексах стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индия).

      Реализация  внешнеэкономической деятельности в отраслях ТЭК требует государственного подхода, учитывающего экономические  и политические интересы России и повышающие ее конкурентные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касается таких вопросов, как заключение долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов на внешний рынок, погашение и реструктуризация задолженности за поставленные российские энергоресурсы, создание различных межгосударственных хозяйствующих структур, участие российских компаний в крупных зарубежных проектах, привлечение инвестиций международных финансовых организаций для реализации энергетических проектов в России.

      Государственная поддержка участия российских компаний в международных энергетических проектах за рубежом (или в экспортно-ориентированных проектах на территории России) является одним из важных направлений в обеспечении энергетической безопасности России. В этом контексте Минпромэнерго России рассматривает в качестве приоритетных проекты, реализуемые на энергетическом рынке Ирана, в Каспийском и Средиземноморском регионах (в т.ч. «Голубой поток», проекты в ТЭК Югославии, интеграцию нефтепроводов Дружба — Адрия и другие) и на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме). В плане оказания государственной поддержки Минпромэнерго России совместно с другими министерствами и ведомствами участвует в формировании благоприятной налоговой и инвестиционной среды для таких проектов, включая применение налоговых льгот.26

      В настоящее время возрастает необходимость  усиления координирующей роли государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики, и в том числе для предотвращения необоснованной конкуренции российских компаний на внешних рынках. Государство «подключается» к решению соответствующих вопросов уже на стадии проработки проектов и программ внешнеэкономической деятельности за рубежом. Это осуществляется путем организации экспертизы проектов и коммерческих предложений, а также проведением предквалификационного отбора и внутренних тендеров между российскими компаниями по поставкам оборудования и участию в проектах. Указанные действия позволяют определить компании на роль координаторов по приоритетным зарубежным проектам, а также по поставкам нефти на экспортных направлениях.

      Одним из важных факторов, определяющих успех  структурной перестройки ТЭК, является инвестиционная направленность сотрудничества в области энергетики. Минпромэнерго России участвует в процессе подготовки нормативно-правовых актов, направленных на расширение и улучшение условий инвестиционной деятельности в России. Кроме того, осуществляется координация и контроль над выполнением подписанных кредитных соглашений. При этом Минпромэнерго участвует в подготовке новых кредитных соглашений по перспективным проектам, сотрудничает с международными кредитными организациями в разработке схем финансирования и возврата средств при реализации инвестиционных программ в топливно-энергетическом комплексе России.

      Серьезным фактором, определяющим функционирование российского ТЭК, является активное участие России в глобальном энергетическом процессе и ее адекватное воздействие  на принятие международных решений в этой сфере. Прежде всего это касается таких вопросов, как инвестиции, экспорт и транзит энергоносителей, глобальные экологические проблемы, доступ к новым технологиям. Для современной ситуации характерна нестабильная конъюнктура мировых энергетических рынков, и особенно рынка нефти. В этих условиях Россия имеет потенциальную возможность стать объединительным элементом, посредником в процессе выработки взаимоприемлемых для производителей и потребителей решений по стабилизации рынка нефти, а также и в формировании универсальной системы регулирования конъюнктуры мирового рынка энергоносителей. Этому способствует участие России, с одной стороны, в конференциях ОПЕК — как независимого экспортера нефти и нефтепродуктов, а с другой — в различных форумах и мероприятиях стран, являющихся основными потребителями энергоресурсов.

Информация о работе Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России