Бизнес в мирохозяйственной сфере. Некоторые направления и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение отдельных форм и направлений бизнеса в международной сфере. В своей работе я хотела бы заострить внимание на таких формах международного бизнеса, как лизинг, франчайзинг и факторинг.
Задачами работы являются:
в первой главе - рассмотреть сущность международного лизинга, выделить субъекты и объекты лизинговых отношений, дать классификацию сделок международного лизинга, выявить преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов;
во второй главе - необходимо исследовать франчайзинг, определить преимущества и недостатки, а также изучить формы и виды франчайзинга;
в третьей главе – следует изучить международный факторинг, как одну из форм международного бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Теоретические основы лизинга……………………………………………4
Сущность лизинга………………………………………………………4
Понятие международного лизинга…………………………………..7
Субъекты и объекты лизинговых отношений……………………….11
Классификация сделок международного лизинга…………………..13
Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов….17
Основная характеристика франчайзинга……………………………….21
Сущность франчайзинга………………………………………………21
Формы и виды франчайзинга……………………………………….25
Преимущества и недостатки…………………………………………28
Международный факторинг………………………………………………32
Понятие и виды факторинга…………………………………………32
Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………………40

Файлы: 1 файл

курсяк печать.docx

— 75.94 Кб (Скачать файл)

Промышленный франчайзинг - представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi). «Первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 года, стал договор между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь), по которому наряду с правом использования фирменного наименования российскому пользователю было передано на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое «ноу-хау»»; [16, с.22]

Деловой франчайзинг. Данный вид подразумевает  передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга (“бизнес-формат”) характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в некоторых системах франчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой не столь очевидна (например, магазины мороженого “Баскин-Роббинс”);

Региональный франчайзинг –  форма организации франшизного  бизнеса, при которой франчайзи  получает право на освоение определенного  района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи;

Субфранчайзинг – форма организации  франшизного бизнеса, при которой  франчайзер передает другой стороне  – главному франчайзи – права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам  – субфранчайзи. В соглашении может  предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют “многоэлементной франшизой”. [17, с.95

2.3 Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества системы  франчайзинга для франчайзоров: 
- развитие цепи франшизных предприятий позволяет не расширять сеть собственных предприятий и значительно экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы; 
- хозяин каждого предприятия - франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем; 
- риск, сопутствующий каждому коммерческому делу, уменьшается для франчайзора, так как его собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени; 
- франчайзор не занимается будничными управленческими проблемами и не имеет проблем с персоналом каждой франшизной точки; 
- благодаря использованию чужих ресурсов, как финансовых, так и управленческих развитие бизнеса идет быстрее по сравнению с другими системами. 
Преимущества для франчайзи: 
- Уникальная возможность начать собственное дело. Даже абсолютно неподготовленный в предпринимательстве человек, желающий заняться бизнесом, может с высокой степенью надежности открыть собственное дело. При этом франчайзи является не работником франчайзора, а владельцем собственного бизнеса. 
- Получение готовой "ниши" в бизнесе. Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзором на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно "хороший" надежный бизнес. 
- Использование известного товарного знака. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известным, уважаемым, популярным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, франчайзора или франчайзи. 
- Широкая реклама. Наличие известного товарного знака, рекламных и маркетинговых программ франчайзора дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия. 
- Помощь и поддержка. Франчайзор передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзор обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем. 
- Решение вопросов финансирования. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзор, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обычными предпринимателями. 
- Помощь в снабжении. Обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.

Недостатки франчайзинга для франчайзи: 
- Нужен начальный капитал. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необходима сумма до нескольких миллионов долларов США. Для того чтобы открыть свое дело, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал 5 - 20 тысяч долларов США. 
- Во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве. Существует категория людей, для которых предпринимательство в форме франчайзинга противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятельное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над их деятельностью и требования, советы и указания своего "старшего" партнера, которые предусмотрены франшизным договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзором, некоторая потеря свободы в свободном предпринимательстве не является серьезным недостатком. 
- Франшизный бизнес нельзя "попробовать" и затем безболезненно бросить. Для российского малого предпринимательства характерна большая диверсифицированность деятельности. Типичным случаем является, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать "пробует их на успех". То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности "попробовать" и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

Указанные три недостатка являются естественной платой за получение вышеназванных  семи преимуществ. 
Что касается франчайзоров, то основная, негативная составляющая для них заключается в необходимости кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзора является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзора. Поэтому усилия по сохранению и поддержанию высокой репутации бизнеса могут быть весьма велики. Кроме того, каждого франчайзора подстерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей. Наиболее ярким примером недобросовестного поведения франчайзи является разрыв франшизного договора под каким-либо благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом. 
Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей для экономики страны в целом.  
Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзоров. Международный франчайзинг влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. 
Развитие франчайзинга в стране: 
- повышает общую культуру предпринимательских отношений; 
- способствует созданию новых рабочих мест; 
- способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе; 
- создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ. 

3. Международный факторинг

    1. Понятие и виды факторинга

 

Факто́ринг — финансовая транзакция, заключающаяся в том, что платежи клиента банку  с отсрочкой (например, инвойсы, кредиты), продаются третьей компании по слегка сниженной цене. В результате банк немедленно получает средства, которые  может использовать для развития (но в меньшем объеме), а компания зарабатывает на разнице платежей.

Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям. Также — финансовая комиссионная операция по уступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности и снижения расходов по ведению счетов. [18, с.9]

Во главе классификации, включающей в себя, в том числе  факторинг, находится такое понятие, как финансирование под обеспечение активами (Asset-based Finance), подразделяющееся на две группы

  • финансирование дебиторской задолженности (receivables financing)
  • финансирование под иные виды активов (Asset-based Lending)

 

ABF основывается на философии,  которая заключается в том,  что сумма займа в первую  очередь зависит от стоимости  обеспечения, в отличие от других форм финансирования, которые первично основываются на состоятельности и кредитоспособности самого заемщика.

ABL представляет собой  структурированный продукт по  выплате финансирования под обеспечение различных видов активов, начиная с традиционного для факторинга актива — дебиторской задолженности, заканчивая основными средствами, а иногда и нематериальными активами. В отличие от классического факторинга, при ABL фактор не оказывает клиенту услуг с добавленной стоимостью, ограничиваясь предоставлением денежных ресурсов.

Группа продуктов, называемых финансирование дебиторской задолженности (receivables financing), объединяет в себе:

  • инвойс-дискаунтинг (invoice discounting)
  • факторинг (factoring)

 

Инвойс-дискаунтинг предполагает дисконтирование портфеля денежных требований на конфиденциальной основе. Иными словами, Фактор выплачивает клиенту финансирование по реестру денежных требований, ведет учет по всему портфелю, а не в разрезе каждого отдельного денежного требования (или поставки) и перекладывает на клиента функцию по управлению дебиторской задолженностью. Таким образом, инвойс-дискаунтинг является услугой по финансированию оборотного капитала и не несет в себе добавленной стоимости классического факторинга, за счет чего является более дешевой услугой.

 

Факторинг же имеет множество  видов и форм: традиционные виды факторинга с регрессом и без регресса; факторинг без регресса без выплаты финансирования (maturity factoring); нефинансовые услуги, связанные с управлением дебиторской задолженностью; факторинг для дебиторов, в том числе реверсивный факторинг, конфирминг (confirming), финансирование торгового цикла (supply chain financing), а также множество иных форм.

  • регрессный факторинг. Фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «недоброкачественный» долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту.
  • безрегрессный факторинг — фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки (правда в рамках выплаченного финансирования клиенту). По сути, это означает полный переход права собственности на право требования клиента к должнику. [24, с.64]

В зависимости от страны нахождения участников факторинговой  сделки факторинг делится на:

  • факторинг внутренний
  • факторинг международный

Факторинг называется внутренним (domestic factoring), если стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны. В операциях внутреннего  факторинга обычно участвуют три  стороны: Поставщик, Покупатель и Фактор.

 

Если же Поставщик и  Покупатель являются резидентами разных государств, то речь идет о международном факторинге (international factoring). [19, с.28]

Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления). Также он бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консесуальным (денежное требование возникнет в будущем).

Отдельно стоит отметить конферминг (от англ. confirm — подтверждать) — продукт весьма популярный на Западе, но пока не занявший должного места  в России. Данный продукт подразумевает  работу с кредиторской задолженностью в виде финансирования поставщиков.

 

3.2 Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений

Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может  сразу получить от фактора (финансового  агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить финансирование до 80-90 % от стоимости поставляемого товара;

Информация о работе Бизнес в мирохозяйственной сфере. Некоторые направления и формы