Водное зеркало усадьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:37, творческая работа

Описание работы

Усадьбы Кузьминки – самая большая усадьба, находящаяся в городской черте Москвы.

Неповторимое своеобразие усадьбы Влахернское-Кузьминки заключается в практически полностью сохранившемся до наших дней архитектурно-парковом ансамбле, созданным известными скульпторами и зодчими России: И.Еготовым, Р.Казаковым, династией Жилярди, П.Клодтом, М.Быковским, И.Витали.

Файлы: 1 файл

Водное зеркало усадьбы.docx

— 27.60 Кб (Скачать файл)

    "Водное  зеркало усадьбы"

    Индивидуальный  текст текст

 

Усадьбы Кузьминки – самая большая усадьба, находящаяся в городской черте Москвы. 
 
Неповторимое своеобразие усадьбы Влахернское-Кузьминки заключается в практически полностью сохранившемся до наших дней архитектурно-парковом ансамбле, созданным известными скульпторами и зодчими России: И.Еготовым, Р.Казаковым, династией Жилярди, П.Клодтом, М.Быковским, И.Витали. Сохранились не только постройки, относящиеся к господскому двору, но и целый комплекс хозяйственных и служебных построек: конный и скотный двор, померанцевая и фруктовая оранжереи, птичник, слободка.  
 
Стоит сказать В 1702 году сам Петр I пожаловал земли монастыря в вотчину своему сподвижнику Г.Д. Строганову. Архитектурно-парковый ансамбль был окончательно сформирован только в первой трети XIX века, когда ее владельцем в 1704 году стал князь Сергей Михайлович Голицын. Данный период стал расцветом усадьбы Влахернское-Кузьминки, а сама усадьба ярким образцом русского ампира. Усадьбу окружали замечательные сады и парки. Здесь был разбит один из первых в Росси регулярный парк «Часы», известный сейчас под названием парк 12-ти лучей. Планировочной осью всего ансамбля усадьбы стала система пересекающих парки прудов. Уникальный каскад прудов существует и поныне. .
 
 
 

Конный двор

Конный двор - самое известное сооружение усадьбы Влахернское-Кузьминки. Комплекс зданий, решенный в виде замкнутого каре, построен в 1819-1823 гг. по проекту выдающегося архитектора России Д.И. Жилярди.

Расцвет творчества Жилярди пришёлся на время Сергея Михайловича Голицина, у которого было врождённое чувство прекрасного. Одно из самых известных архитектурных строений это конный двор. В центре его расположен музыкальный павильон , который является просто часть ограды, по бокам флигеля. В разное время в северном и южном флигелях проживали главный конюшенный, кучера, конюх, егерь, живописец, кузнец, лакеи, унтер-офицеры, сержанты, певчие, дьячок. С конца XIX в. флигели использовались как наемные дачи.

,а украшает  павильон две монументальные  группы, древнегреческие воины и  лошади. Тогда же строится  небольшая  круглая ризница ,около храма,  Жилярди  решает оформить подъезд  усадьбы, Вливаются чугунные столбики  с цепями, а также чугунные  ворота, на заводах Голицина в Перми. 

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон был построен в 1820 году для выступлений домашнего крепостного оркестра роговой музыки и является признанным шедевром архитектуры стиля ампир. Монументальный фасад павильона с аркой-нишей украшен дорическим портиком со скульптурной группой Аполлона с музами. В 1846 г. по сторонам лестницы Музыкального павильона были установлены известные скульптурные группы «Укротители коней», отлитые по моделям скульптора П.К. Клодта.  
 

Петр Карлович Клодт

Барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург – русский скульптор, представитель позднего классицизма. Родился в Петербурге в 1805 году. Воспитывался в артиллерийском училище. После производства в офицеры вышел в отставку и посвятил себя искусству. Первым значительным произведением Клодта была квадрига, отлитая из бронзы по заказу императора Николая 1 и водруженная на Нарвских триумфальных воротах в Петербурге. Все произведения Клодта отмечены точностью передачи анималистических форм.  

Домик на платине 

Строение, разделяющее  Верхний и Нижний Кузьминские пруды, было возведено в 40-х годах на цоколе самой ранней постройки усадьбы - мельницы Козьминки. Эта мельница, давшая название всей местности, находилась здесь еще в XVII веке. По преданию, Козьминкой ее назвали в честь построившего ее мельника Козьмы.

Неоднократно  перестраивалась. В работах принимали  участие арх. И. Жеребцов, И. Еготов, И. Жилярди, А. Воронихин.

На мельнице получали различные сорта пшеничной  и ржаной муки: крупчатку, куличную, пеклеванную, ситную и др. В середине XIX в. здание было перестроено по проекту  М. Быковского.

В середине позапрошлого века обветшавшие верхние этажи  мельницы снесли, вместо них архитектор Быковский построил двухэтажный  деревянный дом в стиле ренессанс. Уникальность этого памятника архитектуры  в том, что со всех четырех сторон он окружен водой, к западной стенке флигеля она подходит вплотную. В  нем хозяева усадьбы селили своих  гостей. В советское время до 1976 года дом сдавался дачникам, а потом  в нем разместили Музей ветеринарии.  

Хорошо гулять в летний день около пруда в Кузьминках, любоваться кувшинками и смотреть на уток с утятами... 
 
Летом здесь можно покататься на лодках, поиграть в волейбол или просто позагорать, а зимой покататься на лыжах и санках или тюбингах (на прокат) с горки. На берегу пруда, рядом с лодочной станцией находится "Клуб моржей" . 
 
Хочется отметить , что в Кузьминских водоемах обитают плотва, красноперка, карась, пескарь и другие рыбы. Весной на нерест собирается около трех тысяч лягушек. 
 
Каскад Кузьминских прудов был создан после 1740 годов Александром Григорьевичем Строгановым. Поставив плотины на реке Пономарке, А.Г. Строганов создал прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придало ей вид широкой реки. Общая площадь Кузьминских прудов – около 30 га. Самый крупный – Верхний Кузьминский (15 га, средняя глубина 2, 5 м). 
 
В состав каскада входят следующие пруды : 
 
Верхний Кузьминский (Кустовский), Нижний Кузьминский и Шибаевский. Ниже по течению на речке есть еще несколько прудов, после чего в подземном коллекторе она течет к реке Москве. Внешне речка чиста, но это впечатление обманчиво; поэтому купаться в ней, как и в прудах, не рекомендуется. Пруды образовались благодаря плотинам; до строительства запруд верхние части будущих прудов были искусственно расширены и углублены, поэтому пруды имеют примерно одинаковую ширину на всём протяжении. На прудах – живописные острова.

Скамья  любви и верности 

июля 2008 года, в  день святых Петра и Февронии Муромских в парке "Кузьминки", напротив Ванного дома была установлена скамья Семьи, Любви и Верности. Для изготовления скамьи использовали старую французскую пушку. Это орудие участвовало в войне 1812 года. Для переплавки ее подарил частный коллекционер, пожелавший остаться неизвестным.

Кузьминский парк давно привлекает внимание влюбленных. Они приезжают в парк, чтобы провести время друг с другом или отпраздновать свадьбу . В парке уже есть Плотина влюбленных и Скамья семьи, любви и верности, на которой можно посидеть перед началом долгой супружеской жизни", - говорят авторы идеи.

Сиденье изогнуто вниз, и влюблённые обязательно скатятся друг к другу», – рассказала в  интервью радио «Культура» одна из организаторов презентации Алёна  Сафина. – «Когда влюбленные садятся  на скамью, они даже после длительной ссоры и разлуки просто не могут  не помириться. За этой скамьей расположены  два больших бронзовых крыла. И когда на ней сидит молодая  пара, то крылья становятся крыльями ангела. У каждого получается по одному крылу, а потому лететь они могут только вместе. Кроме того, над головами расположены специальные кольца. Когда на скамье сидят люди, то кольца – это нимбы. А когда скамья пустая, то кольца похожи на брачные. Скамья располагается с видом на огромный фонтан, ванный домик в самой усадьбе  Кузьминки-Люблино. За ней – огромное дерево каштана и цветущие ароматные кусты дикого жасмина. Это цветок страсти, чувственности, любви, как никогда актуален для этой скамейки».

Церковь

Центральное место  в поистине уникальном месте занимает храм посвящённый иконе давшей название всей усадьбе Влахернское.

Влахернская икона называется по месту её первопребывания, небольшом местечке Влахерна под Константинополем, одна из Византийских цариц построила там монастырь ,где в главном храме и была эта чудотворная икона, После взятия Константинополя турками икона хранилась в патриархии а потом привезли в дар царю Алексею Михайловичу, так и стала икона святыней Кузьминского храма.

После строительства  храма кузьминки получают своё второе название «Влахернское» , ну а в 1722 году в декабре Пётр первый после своего похода в Персию останавливается на несколько дней в кузьминках, тогда здесь была очевидно усадьба европейского типа. Из трёх братьев Строгановых, только Александр Григорьевич занимался строительством в этой усадьбе ,постепенно он становится её единственным владельцем.

Храм первоначальный сгорел в 1732году,Икону удалось спасти, храм был выстроен новый, но увы тоже деревянный.

А в 1749 году после  смерти Строгонова, его имение переходит  Анне Александровне Строгановой, через  три года она выходит замуж  за молодого ,блестящего офицера, поручика ,князя Михаила Голицина, и приносит имение ему в качестве своего приданного.

Князь Голицин начинает заниматься хозяйством в усадьбе. Весьма и весьма успешно, путём покупки участков была расширена территория . В Влахернском работали лучшие мастера своего времени, позже князь пригласит архитектора Жеребцова , именно ему принадлежит проект каменного храма в честь влахернской иконы богоматери. Позже к работам приступает архитектор Казаков ,именно он создает проект уникального парка « Звезда» двенадцать аллей-лучей сходятся в одном месте ,и по его проекту создаётся пруд, китайский, или щучий как назовут его позже. 
 
 
 
 
 
 
 

Гроты 
 
 

Напротив Музыкального павильона , на противоположной стороне  пруда расположены два грота.  
 
Один из них называется Трехарочный, т.к. имеет три арки-входа. Другой – Большой, или Одноарочный. Само понятие и слово Грот пришли к нам из далекой Италии и означают «подводная пещера». Там, на скалистых и изрезанных берегах Адриатики, действительно много подводных пещер. У нас их нет – откуда бы им взяться? И поэтому гротами называют искусственные земляные пещеры, вырытые в крутых склонах рек и оврагов. Внутри их выкладывали «диким» камнем или утрамбовывали землю. Это своеобразные парковые павильоны. Здесь температура воздуха всегда на несколько градусов меньше, чем в окружающем воздухе – хорошее укрытие от летней жары и зноя. Как же появились гроты в Кузьминках? Ведь здесь нет крутых перепадов поверхностей - местность ровная. Но когда строили парадный двор и выравнивали под него площадку, образовывался откос на берегу пруда. В нем-то и сделали гроты. Кстати, не только для красоты.  
 
Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Крепостного театра своего здесь не было. Но любительские театральные спектакли иногда ставились силами хозяев и их гостей. Тогда и превращался Большой грот в театр. И еще любопытная деталь. Если через центр Музыкального Павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот является своеобразным резонатором, отражателем звука. 
 
На протяжении долгого времени Гроты находились в полуразрушенном состоянии и многие их даже не замечали, и только с 2004 года началась их реконструкция.
 
 
 
 

Львиная пристань  
Дорожка, идущая по правому берегу Верхнего Кузьминского пруда, приводит к месту, заваленному большими тесаными камнями - остаткам знаменитой Львиной, или Круглой пристани. Ее известная фотография, сделанная в начале XX в., опубликована во многих работах, посвященных усадебной культуре. С этой пристани владельцы имения и их гости отправлялись в плавание на лодках по пруду. Сейчас пройти к пристани от усадьбы дорожкой, которой они пользовались, нельзя: путь преграждает металлическая сетка, которой обнесен со стороны Верхнего Кузьминского пруда институт ветеринарии.  
 
Документально существование пристани на этом месте подтверждается с 1762 г . Тогда она была сооружена, очевидно, по проекту И. П. Жеребцова, а в конце XVIII в. в период деятельности в Кузьминках Р. Р. Казакова и И. В. Еготова реконструирована. В 1811 г . пристань выстроили практически заново. Тогда в Кузьминках только начал работать Д. И. Жилярди, но документальных подтверждений о его участии в работах по пристани обнаружить не удалось. Но, возможно, что либо он, либо его отец, И. Д. Жилярди, осуществляли надзор за этим строительством. Первоначально пристань состояла из двух площадок с закруглявшимися лестницами. Их украшали белокаменные тумбы с балюстрадой, являвшиеся постаментами для ваз и гипсовых скульптур лежащих львов и собак.  
 
В 1830 г . Д. И. Жилярди провел новую реконструкцию пристани: была сломана и перестроена верхняя площадка, каменная балюстрада заменена металлической решеткой, а гипсовые скульптуры - чугунными египетскими львами, давшими пристани одно из названий. В 1843 г . у пристани были сооружены каменные площадки по проекту либо А. О. Жилярди, либо М. Д. Быковского. Во всяком случае, последний в 1855 г . составил смету на ее ремонт, который, очевидно, и был вскоре выполнен. Ремонтные работы проводились на пристани периодически вплоть до начала XX в., однако это не спасло ее от дальнейшего разрушения. В 1945 г . сильно обветшавшая пристань лишилась своих основных украшений, львы были увезены в расположенный западнее Кузьминок город Люберцы и установлены перед зданием горкома ВКП(б). После этого пристань окончательно превратилась в руины, но, тем не менее, получила статус памятника архитектуры и сохраняла его вплоть до 1997 г . Тогда указом президента России Б.Н. Ельцина она была снята с государственной охраны вместе с некоторыми другими находящимися в Кузьминках объектами.
 

Ещё один факт, касающийся усадьбы в Кузьминках, не упомянуть  который просто нельзя. Не так давно  по телевизору показывали известную  передачу «Битва экстрасенсов». Одно из заданий проходило в Господском доме усадьбы Кузьминки. Оказалось, что там обитают призраки, привидения, которых часто слышат охранники. А некоторых даже удалось запечатлеть  на камеру. Выглядят они как круглые  белые фантомы. Так что, не всё  спокойно в королевстве Датском. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Водное зеркало усадьбы