У истоков системы гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Определение полного обоснования развития услуг в древнем мире.
Поставленные задачи:
Обратить внимание на возникновение туризма, как одного из видов услуг.
Обозначить значимость туризма.
Рассмотреть вопрос о возникновении и развитии услуг вообще.

Содержание работы

Введение
1. У истоков системы гостеприимства
2. Бани в Древней Греции и Риме
3. Праздники и зрелища античности
4. У истоков спортивного туризма
5. Курорты Древнего мира
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Древний туризм.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

Праздники проводились и  в городах-полисах Древней Греции, в каждом из которых организовывались народные гулянии. Были и общие праздники, например праздник Диониса -- бога виноделия. В этот день земледельцы, облачившись в козлиные шкуры, изображали сатиров -- спутников Диониса и устраивали веселые шествия по улицам городов, разыгрывали в лицах сцены из мифов. Позднее стали устраивать праздничные представления у подножия холмов. Здесь под открытым небом и стали обустраивать «места для зрелищ», или по-гречески «театры». В V--IV вв. до н.э. театры, были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне акрополя и вмешал до 17 тыс. зрителей. Первый каменный театр в столице Римской империи был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В Риме ставились греческие трагедии и комедии и пьесы римских авторов. В I в. здесь был построен сохранившийся до наших дней величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей, приходивших посмотреть на бои гладиаторов и другие популярные зрелища Древнего Рима.

С особым размахом зрелищные  мероприятия и праздники стали  организовываться во времена Римской  империи. Древний Рим -- город свободных граждан, которые требовали от правителей: «Хлеба и зрелищ!» В этом городе зрелища проводились ежегодно, и ни один из императоров не жалел на них денег. Да и во времена республики в течение года устраивалось немало праздников и игр, которые длились порой до двух месяцев. Так, празднества, устроенные римским императором Траяном, жившим во II в., продолжались 123 дня. Первыми по зрелищности и популярности были гладиаторские бои и цирковые игры, большой любовью горожан пользовался театр. Музыкальные состязания, заимствованные у греков, в Риме были не особенно популярны. Римские зрелища были рассчитаны на любое время дня. Во время праздника ночное небо города нередко окрашивалось иллюминаций. Любили римляне и гонки колесниц (5, стр. 43).

В Италии и провинциях строили  амфитеатры -- специальные сооружения для зрелищ. После появления афиш о гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались тысячи жителей с разных концов империи. В амфитеатре можно увидеть все сословия и все народы этого государства. Патриции, а также военная знать могли возлежать на своих ложах, наблюдая кровавые бои на арене. В перерывах публика получала из рук служителей воду, фрукты и сладости. Многочасовые сражения гладиаторов сменялись выступлениями фокусников, клоунов. Поединки между гладиаторами и сражения целых отрядов уступали место поединкам гладиаторов со львами, тиграми и другими животными. И хотя гладиаторские бои были позднее отменены, другие римские празднества просуществовали вплоть до IV в.

Таким образом, в первой главе  мы рассмотрели появление первых прообразов гостиниц и профессий  по обслуживанию людей, останавливающихся  на ночлег, что связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира.

Можно сделать вывод о  том, что в Древнем мире наряду с «культурным туризмом» и  посещением важных религиозных и  спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий.

     4. У истоков спортивного туризма

Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. В Древней  Греции проводилось немало спортивных состязаний. Это Истмийские игры, проходившие  на Коринфском перешейке, Немейские  игры, проводившиеся около храма  Зевса, Пифийские игры и, конечно, Олимпийские  игры, на которые стекалось большое  количество народа со всех уголков  древнего мира. История Олимпийских  игр восходит к 776 г. до н.э. Игры справлялись  в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области  Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших вначале лишь религиозное  значение. Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие  спортивной и культурной жизни Греции. Принимать участие в Олимпийских  играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане греческих полисов, позднее также  и римляне. Десятки тысяч людей  ехали в Олимпию, шли пешком, плыли  на кораблях. Вокруг Олимпии вырастал целый город из палаток. Постепенно игры стали организовываться и в  других городах Греции. В городах, где проводились игры, развивалась  сеть различных услуг для гостей и участников. Реконструировались общественные бани, решались вопросы питания и  развлечений большого числа людей  во время проведения игр.

Спортивная программа  включала атлетические (пятиборье, включавшее в себя бег, прыжки в длину, метание  копья и диска, борьбу; борьба, кулачный бой, бег с оружием и другие состязания) и конные соревнования (гонки колесниц и скачки), состязания вестников и трубачей. Программа  Олимпийских игр была рассчитана на 5 дней. Первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные -- спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей и др. Участниками игр могли быть только зажиточные греки, а в состязаниях в беге колесниц участвовали самые богатые граждане. Женщины не допускались к месту Олимпийских игр. Разве что после окончания игр им было разрешено участвовать в соревнованиях девушек в беге в честь богини Геры. Победители соревнований -- олимпионики -- награждались венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почетом и уважением, а иногда даже обожествлялись. В родных городах им обычно ставили статую и предоставлялись важные экономические и политические привилегии.

Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии  в Древнем мире, так как они  сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Игры давали великолепную возможность ученым и людям искусства  познакомить со своими творениями тысячи людей. По преданию, Геродот здесь  впервые читал вслух свою «Историю». Олимпийские игры были отменены римским  императором Феодосием I в 394 г.

      

5. Курорты Древнего мира

Сказки о «живой» и  «мертвой» воде, легенды о целебных свойствах источников, сказания об их чудодейственной силе известны с  давних времен и составляют неотъемлемую часть фольклора разных народов. Многие природные источники были открыты еще первобытными людьми. На местах выхода «чудесных» источников строились храмы. Использование  целебной воды становилось порой  элементом религиозного культа. К  числу наиболее древних, как полагают ученые, относящихся еще к бронзовому веку, принадлежат остатки капитальных  сооружений на источниках углекислых вод в окрестностях современного швейцарского курорта Санкт-Мориц. В древнейшем памятнике индоарийской культуры «Ригведе» повествуется о  священных купелях при храмах, на страницах Библии упоминаются  Силоамская купель, священное озеро  Бетесда под Иерусалимом, вода которых  приносила избавление больным людям  от многих болезней (9, стр. 108).

Водолечение было распространено и в Древней Греции. На страницах  древнегреческих текстов описывается  использование минеральных вод, купание в морской воде с лечебной целью. Там, где открывались живительные  родники, возникали святилища бога врачевания Асклепия. Самые знаменитые храмы Асклепия располагались в  городах Эпидавре в Пелопоннесе  и Косе. Считалось даже, что врачи  острова Кос являются потомками  Асклепия. Школа врачей была там  основана Гиппократом (около 460--377 гг. до н.э.), древнегреческим врачом, уроженцем города Меропис, находившегося на острове Кос. Храмы Асклепия обычно строились в местностях, известных не только своими источниками минеральных вод, но и целебным чистым воздухом, богатой растительностью «священных рощ». Развалины древних водолечебниц можно до сих пор найти на территории современной Греции.

Также с незапамятных времен люди использовали и целебные свойства грязей. Еще в Древнем Египте больные  обмазывались грязями Нила и лежали на берегу под горячими лучами солнца. Этот «египетский» способ лечения пользовался  популярностью в Древнем мире. Так, известный древнегреческий  философ Гераклит, страдавший от водянки, принимал грязевые ванны. О «земле, излечивающей раны» писали Плиний, Гален и др. древние врачи и  философы (8, стр. 77).

Древний Рим также был  знаком с лечебными путешествиями, которые совершались людьми в  надежде получить исцеление. В I--II в. в Риме особого расцвета достигла медицина, что привело к появлению и широкому распространению путешествий с целью лечения различных заболеваний. География «лечебного туризма» древности была достаточно обширной. Этому способствовали сравнительно безопасные и хорошие дороги. Путешественники пользовались благами римской цивилизации: разветвленной сетью дорог и надежными судами, способными преодолевать большие расстояния. Египет также считался у римлян лечебным курортом, где можно было, по мнению древних врачей, вылечить чахотку.

Сооружения периода римского владычества сохранились в районе современных курортов в Румынии, Югославии, Болгарии, Швейцарии, Австрии, ФРГ, Франции, Великобритании, Алжире и т.д. На северо-западной окраине немецкого города Шварцвальда находятся термальные радоновые источники, именно здесь в 220 г. н.э. располагался римский гарнизон и возник крупный курорт под названием Цивитас Аурелия Аквензис (Civitas Amelia Aquensis). В III в. бальнеологический курорт был разрушен. Он возродился в XIV в. под названием Бадон, а в 1931 г. был переименован в Баден-Баден. У римлян, в частности, популярностью пользовались венгерские курорты, находившиеся в районе Будапешта. С I в. до н.э. на этой территории существовало римское поселение Аквинкум (Aquincum), остатки которого можно увидеть в северной части города. На базе теплых источников функционировали 5 военных и 6 гражданских терм. На побережье озера Балатон и на побережье Неаполитанского залива также имелись многочисленные курорты. Одним из таких приморских климатических и бальнеологических курортов является остров Искья. Еще древнегреческий географ и историк Страбон и древнеримский писатель Плинний Старший в своих трудах писали о термальных источниках недалеко от Неаполя, которые образовались в результате вулканической активности. Как полагают, остров Искья явился следствием деятельности древних вулканов.

Состоятельные римляне любили отдыхать на морских курортах побережья  и многочисленных островах Средиземного моря. Тут возводились виллы императоров  и известных общественных деятелей. Среди них курорт Байи (ныне Бая) на берегу Неаполитанского залива, воспетый поэтом Горацием. Байя долго  считался одним из самых благоприятных  мест для отдыха и восстановления сил. Этот курорт с террасообразно расположенными термами был излюбленным местом отдыха и лечения, сюда приезжали  для отдыха и лечения Марий, Помпеи, Цезарь и др. У лечебного источника  Аквеальбуле в ту пору располагался грандиозный бальнеологический  комплекс с бассейнами и виллами  аристократов, описанный в «Энеиде» Вергилия.

Таким образом, во второй главе  мы рассмотрели вопрос о развитии услуг в обществах древнего мира.

Можно сделать вывод о  том, что к сообществам древнего мира относятся народы, которые существовали в V в.н.э. Человек переходил от кочевого образа жизни к оседлому, создал гончарный круг, освоил выплавку металлов, разрабатывал письменность. В культурах  древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного  рода.

Кроме торговых, бытовых  услуг в культурах древнего мира появилось огромное число занятий, связанных с ремеслом, а также  с работой, требующей высококвалифицированной  подготовки.

Сообщества древнего мира демонстрировали особенности хозяйственной  практики и социальных связей, которые  могли развиваться при наличии  разных услуг.

 

 

 

Список литературы

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность, Москва 2004

2. Античная цивилизация М 1973

  1. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом М 2001
  2. Балабанов И., Балабанов А. Экономика туризма. М., 2002г.
  3. Возьмитель А.А Способы предпринимательства М 2001
  4. Г.А. Карпова, А.Т. Быков, М.Г. Воронцова, М.В. Натаров, В.И. Никифоров, Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В. Рохмалева «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление».
  5. Горбылева З. Экономика туризма. Миснк, 2000г.
  6. Козырев В.и др. Экономика туризма. М., 2001г.
  7. Карпова Г. А. Экономика современного туризма. Рыночное регулирование. М., Герда 1998 г.
  8. Папирян Г. В. Серия. Международные экономические отношения. Серия - Экономика туризма. М., 1998 г.
  9. С.Р. Ердавлетов «Основы географии туризма».

Информация о работе У истоков системы гостеприимства