Туропетейтинг в направлении Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности туроперейтинга в направлении Санкт-Петербурга, с дальнейшей детерминацией основных его составляющих и предложениях новых элементов.
Задача курсовой работы:
- рассмотреть общие сведения о Санкт-Петербурге;
- изучить потенциал развития туризма в Санкт-Петербурге;
- рассмотреть статистику и динамику внутреннего туризма в Санкт-Петербурге;
- проанализировать состояние гостиничной инфраструктуры;
- проанализировать транспортную информацию;
- проанализировать состояние туроперейтинга и тенденции в туроперейтинге.

Файлы: 1 файл

курсовая питер.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

ВВДЕНИЕ  

 

Санкт-Петербург, бесспорно, является одним из крупнейших туристских центров  мира по своим туристским ресурсам. Имеется и надлежащая туристская индустрия, и инфраструктура для  приема туристских потоков. Поскольку  практически во всем мире туризм - доходная деятельность, то все эти предпосылки  должны обеспечить весьма высокий доход  от туризма в бюджет города. Однако, при наличие уникальных ресурсов и индустрии, достаточного количества туристских агентств, такого дохода нет.

Сильными сторонами туризма  Санкт-Петербурга и Ленинградской  области являются: достопримечательности  – объекты мирового наследия, уникальные музеи, сформировавшиеся мировые традиции, поддержка со стороны администрации  области, крепкие партнерские связи, относительная близость всех объектов экскурсионного показа, экологическая  безопасность, наличие квалифицированных  кадров.

Актуальность выбранной темы состоит  в том, что на сегодняшний день Санкт-Петербург занимает первое место  по количеству прибытий иностранных  граждан в Россию с целью познавательного, экскурсионного и делового туризма.

Цель курсовой работы – рассмотреть  особенности туроперейтинга в направлении Санкт-Петербурга, с дальнейшей детерминацией основных его составляющих и предложениях новых элементов.

Задача курсовой работы:

- рассмотреть общие сведения  о Санкт-Петербурге;

- изучить потенциал развития  туризма в Санкт-Петербурге;

- рассмотреть статистику и динамику  внутреннего туризма в Санкт-Петербурге;

- проанализировать состояние гостиничной  инфраструктуры;

- проанализировать транспортную  информацию;

- проанализировать состояние туроперейтинга и тенденции в туроперейтинге.

Объектом курсовой работы является Санкт-Петербург. Предметом – туроперейтинг в направлении страны.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, главы состоят из трех параграфов каждая, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассматривается  положение страны на мировом туристическом  рынке; статистика выездного туризма  в направлении страны и потенциал  страны.

Во второй главе проанализировано состояние гостиничной инфраструктуры; транспортной информации и состояние  туроперейтинга и тенденции в туроперейтинге.

В заключении сделаны выводы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТУРЕСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

    1. Общие сведения о Санкт-Петербурге

 

Санкт-Петербург – город федерального значения, второй по величине промышленный центр России, центр Ленинградской  области, город-герой. Важнейший после  Москвы, экономический, научный и  культурный центр, морской порт. Административно  не входит в состав Ленинградской  области, а образует самостоятельную  административную единицу России.

Расположен на Северо-Западной Европейской части России на реке Нева и побережье Финского залива Балтийского моря, а также на 42 островах Невской дельты, образованных 86 реками и каналами. Его площадь превышает 600 кв. км, а вместе с пригородами, подчиненными Санкт-Петербургской мэрии – 1,4 тыс. кв. км.1

Для города характерен влажный, близкий  к морскому климат, с умеренно теплым летом и довольно продолжительной умеренно холодной зимой. Особенностью климата является непостоянство погоды, обусловленное частой сменой воздушных масс: морских, континентальных и арктических. В Петербурге наблюдаются практически все опасные метеорологические явления: сильные ветры, снегопады и метели, гололед, туман, сильные морозы и жара, кратковременные интенсивные ливни и продолжительные дожди, грозы, град, засуха и наводнения.

«Белые ночи», символ Санкт-Петербурга, продолжаются с конца мая (25-26 мая) до середины июля (16-17 июля). В это  время солнце не опускается за горизонт больше, чем на 9 градусов, а вечерние сумерки сливаются с утренними. Общая продолжительность сезона «белых ночей» около 50 дней, на этот период приходится пик туристского сезона.2

Санкт-Петербург давно сделал «белые ночи» хорошо продаваемым брендом. При том, что скандинавские столицы расположены севернее и продолжительность «белых ночей» там больше, гулять по ночам по набережным и смотреть, как разводят мосты, туристы отправляются именно в Санкт-Петербург.

Санкт-Петербургу за свою историю  было присвоено множество названий-эпитетов. Среди наиболее популярных – «Северная Венеция», «Северная Пальмира», которые подчеркивают архитектурную привлекательность города; «Город трех революций» свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событиях; в последнее время Санкт-Петербург называют «северной столицей» России, «культурной столицей», подчёркивая статус и важность города.3

Сильными сторонами туризма  Санкт-Петербурга и Ленинградской  области являются: достопримечательности  – объекты мирового наследия, уникальные музеи, сформировавшиеся мировые традиции, поддержка со стороны администрации  области, крепкие партнерские связи, относительная близость всех объектов экскурсионного показа, экологическая  безопасность, наличие квалифицированных  кадров.

 

    1. Статистика и динамика внутреннего туризма в направлении Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург — второй по посещаемости иностранными туристами город России, и первый по посещаемости туристами-участниками  познавательных туров. После грандиозного празднования 300-летнего юбилея Северная столица превратилась в столь же привлекательную туристическую дестинацию как Париж, Рим или Нью-Йорк. Согласно проведенным в ЕС исследованиям, ансамбли и памятники Петербурга «узнаются» европейцами чаще, чем достопримечательности Вены, Мадрида, Берлина, Мюнхена, Стокгольма или Флоренции.

В городе функционирует около 700 туристических  компаний, имеется более 130 объектов размещения вместимостью почти 30 тысяч  человек. Среднегодовая загрузка предприятий  гостеприимства составляет 50,5 % (ниже чем в Москве, но на уровне крупнейших туристических центров Европы) и колеблется в зависимости от сезона от 25 % (зимние месяцы) до 100 % (сезон «белых ночей» и летние месяцы).

К 2008 году количество иностранных  туристов впервые за три предыдущих года увеличилось на 8-10 процентов и составило в среднем 2,18 миллионов человек. Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России, то есть, примерно 30% всех иностранных туристов. Количество же российских туристов, по экспертным оценкам, составляет около 2 миллионов человек. Таким образом, общее число туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2008 году, составило более 3,5 миллионов человек.4

Согласно статистическим данным, порядка 60% иностранных туристов прибывают  в Петербург с познавательной целью, и 30% – с деловой. Основная доля туристов, посещающих Санкт-Петербург, прибывает из Финляндии (порядка 25-30%), а также Германии и США (10-15%).

Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации  для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные  туристы обычно старше, тратят значительно  больше (в среднем 6 500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних  суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, а основная цель поездки — увидеть дворцы.

В среднем иногородние туристы  находятся в Санкт-Петербурге 5 дней, иностранные – 3,5 дней.

Количество иностранных туристов, посетивших Петербург в 2010 году, перевалило за 5 миллионов человек.1

В 2011 году Санкт-Петербург посетили 5,5 миллиона туристов. Это на 8% выше показателя предыдущего года. При  этом иностранный турпоток вырос на 13%, а российский - на 4%.5

Иностранные туристы отдают предпочтение гостиницам среднего и высокого класса, практически не останавливаясь в  отелях менее 3-х звезд. Около 50% российских и более 53% туристов из стран СНГ  предпочитают гостиничный сегмент  класса «3 звезды». Эконом класс наиболее востребован у российских туристов и студентов зарубежных стран.

Туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, можно условно разделить на следующие  сегменты: молодежь (до 25 лет), средний  возраст (25-55 лет) и старшее поколение (больше 55 лет). До 60% приезжих иностранцев  – это пенсионеры или люди старшего возраста. Иначе обстоит дело с  внутренним туризмом: из российских городов  в северную столицу, как правило, приезжают родители с детьми, детские  группы, более 40% внутренних туристов –  молодежь, и совсем небольшой процент  – старшее поколение.6

Деловые путешествия в общем  потоке составляют 30%, на них приходится до 60% общего оборота туриндустрии. Сегмент деловых туристов представляет мужчины среднего (35–44 года) или  старшего среднего возраста (45–54 года), занимающие позицию менеджера среднего звена или топ-менеджера. Статистика показывает, что российские деловые  туристы менее притязательны, чем иностранные, и больше всего интересуются удобством расположения и ценовой политикой отеля. Тогда как иностранные деловые туристы выше ценят качество и широту предоставляемых услуг.

Деловой туризм считается особенно перспективным из-за своей внесезонности, прогнозируемости и ориентации на клиента с высоким уровнем дохода.

В Санкт-Петербурге ярко выражена сезонность туризма. Для зимнего периода  характерен минимальный спрос. Это  происходит в связи с недостаточно развитым для такого города, как  Санкт-Петербург, направлением конференц-туризма. В последние годы заметна тенденция увеличения заполняемости гостиниц в межсезонье и низкий сезон за счет перераспределения доли конференц-туризма на месяцы, которые традиционно не популярны у туристов, прибывающих с познавательными целями. Это является результатом последовательной маркетинговой политики города, направленной на продвижение зимних сезонов на международный рынок.

Основная доля спроса приходится на период «белых ночей». Это легко  объяснимо с точки зрения уникальной привлекательности города в этот период. Основной задачей по увеличению туристского потока в Санкт-Петербург  является снижение фактора сезонности. Перераспределить потоки гостей с туристическими целями на другие месяцы не представляется возможным по объективным причинам, поэтому основной упор необходимо сделать  на привлечение туристов с деловыми и частными целями в осенний и  зимний период.

За последние 5 лет туристский поток  в Санкт-Петербурге вырос на 7%. Бум  роста пришелся на предыдущие годы, когда открывались границы между  Россией и Западом, и поездка  в Россию становилась более упрощенной. Большей популярностью Санкт-Петербург  пользуется у туристов из России. Их доля с 2009 года росла и в 2011 году составила . В 2012 году соотношение внутреннего и въездного турпотоков сохраняется на уровне 52% к 48%. 7

 

    1. Потенциал развития туризма в Санкт-Петербурге:

 

Санкт-Петербург – крупнейший центр  мировой и российской культуры, известный  своими великолепными архитектурными ансамблями, дворцами, музеями. Город  является одним из наиболее привлекательных  туристических центров мира. Помимо собраний произведений прошлого, представленных в петербургских музеях, в городе действует около 50 художественных галерей  и выставочных залов современного искусства. Культурное достояние города неизменно привлекает значительное число туристов.

Всемирную славу Санкт-Петербурга составляют его уникальная архитектура, памятники, музеи и театры – Государственный  Эрмитаж, Государственный Русский  музей, Мариинский театр, Филармония, Государственный Университет, а также дворцово-парковые ансамбли Петергофа, Пушкина, Павловска.

ЮНЕСКО внесла в список всемирного наследия Исторический центр Санкт-Петербурга, а также системы ансамблей  главного городского пространства Невского проспекта, Литейной части, Адмиралтейской части, Васильевского острова, Петроградской  стороны, островов, реку Неву с ее набережными  и берегами, дворцово-парковые ансамбли окрестностей города – Пушкина, Павловска, Гатчины, Петродворца, Стрельны, Ломоносова, историческую часть Кронштадта, крепость «Орешек», ансамбль Пулковской обсерватории и многое другое, всего свыше четырех  тысяч объектов.8

Петербург – это город музеев. Сегодня город может предложить своим гостям посещение около 200 музеев. Это и всемирно известный  Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира. В Эрмитаже хранятся около трех миллионов экспонатов, а протяженность галерей музея составляет около 19 километров. И Русский музей, коллекция которого отражает почти тысячелетний период истории русского искусства (с XI века до наших дней). Музею принадлежит одно из лучших собраний икон, картин и единственное по полноте собрание скульптуры русских мастеров. Традицией Эрмитажа, Русского музея и других музеев стали специализированные выставки.

В городе работают большое количество театров и творческих коллективов, в том числе такие всемирно известные как Мариинский театр, театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского, Филармония и другие. Ежегодно в городе проходит большое количество международных фестивалей искусств, музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. Любители камерной музыки могут насладиться лучшими образцами классической музыки, которая звучит в исторических интерьерах петербургских дворцов. В 2010 году увеличилась поддержка фестивалей и конкурсов за счет бюджета Санкт-Петербурга в рамках целевой статьи «Субсидии на проведение фестивалей и конкурсов», вследствие чего сохранилась тенденция к увеличению числа фестивальных мероприятий. Количество фестивалей и творческих конкурсов в 2010 году составило 282 единицы.

Информация о работе Туропетейтинг в направлении Санкт-Петербурга