Туробъекты Западного Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Туризм – одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма – длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели платежного баланса и совокупного экспорта страны

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика западного казахстана
1.1 Физико-географическое положение
1.1.1 Животный и растительный мир
1.1.2 Крупные реки и озера Западного Казахстана
1.2 Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана
1.2.1 Рекреационные зоны Западного Казахстана
1.3 Гостиничное хозяйство и базы отдыха
1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана
2 Историко-культурное наследие и природные достопримечательности западного Казахстана
2.1 Население
2.2 Обычаи и быт народов Западного Казахстана
2.3 Архитектурные памятники
2.4 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана.
2.4.1 Устюртский заповедник
2.4.2 Основные природные и зоологические заказники.
3 Туристско-экскурсионные маршруты по западному казахстану
3.1 Маршрут «800 км по реке Урал»
3.2 Маршрут «Мангышлак – полуостров сокровищ»
3.3 Велосипедный маршрут по пустыням западного Казахстана и Туркмении
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Туробъекты Западного Казахстана.docx

— 158.78 Кб (Скачать файл)

На Мангышлак легче попасть через Атырау. Город расположен в разных частях света: Самарская сторона (правый берег реки Урал) - в Европе, а Бухарская (левый берег) - в Азии, причем стороны по характеру застройки заметно отличаются одна от другой. Из Атырау любым видом транспорта (наиболее удобен воздушный) выезжаем в столицу Мангышлака - областной центр Актау. Он протянулся неширокой лентой вдоль берега Каспия. Весь город - новостройка. Дома четырех- и пятиэтажные, из белого и цветного ракушечника, с балконами и лоджиями, окрашенными в разные цвета. Преодолев неимоверные трудности, люди превратили город в зеленый оазис, подобрав из различных пород деревьев те, что могут здесь хорошо расти: карагач, белую акацию, урюк.

На следующий день посетите нефтепромысел Жетыбай и Узень. От Актау до города Новый Узень (160 км) ходит рейсовый автобус. На полпути между ними расположен Жетыбай. В Новом Узене можно переночевать. Небольшая группа может рассчитывать на гостиницу. Осмотром оазиса, нового города, созданного в центре пустыни, и нефтяных промыслов заканчивается знакомство с южной частью Мангышлака. Далее едем в его северную часть - в поселок Шетпе. На попутном транспорте предстоит проехать примерно 110 км по абсолютно ненаселенному и безводному району.

На автомобиле едем на север полуострова. Через 3 часа достигаем поселка железнодорожной станции Шетпе, центра Мангистауского района. Отсюда начинается пешеходная часть маршрута - по горному Мангышлаку.

Горный Мангышлак составляют гряды Каратау, южный и северный Актау, входящие в систему Мангыстау (или Мынкызтау - Гора тысячи девушек). Самой высокой считается гора Бесшокы (557 м над уровнем моря).

От Шетпе идем на северо-запад по горам Каратау и Актау к поселку Сарыташ.

Пустынный Мангышлак, особенно его северная часть, некогда был заселен людьми. Само название Мангышлак (Мынкышлак) переводится как тысяча селений. В глубине полуострова, где сейчас нет ни одного источника пресной воды, на огромных глыбах (весь Мангышлак - дно простиравшегося здесь мелкого теплого моря, а его меловые горы сложены останками морских животных) обнаружены целые галереи наскальных рисунков эпохи ранних кочевников (X—II века до пашей эры). В бескрайних просторах полуострова найдены обширные некрополи с надмогильными сооружениями, украшенными сложным орнаментом.

Около горы Унгазы обнаружены две старинные подземные мечети, вырубленные в монолите неизвестными зодчими более тысячи лет назад. Особенно интересна мечеть Шахбагота (Шакпак-ата), или, как ее называют археологи, Мечеть раскрытой ладони. Ислам запрещал изображать людей или части их тела, а тут наряду с цветами лотоса несколько раз повторено изображение раскрытой человеческой ладони. Тайна рисунков не раскрыта до сих пор.

По этим местам и пролегает наш 120-километровый маршрут, длящийся 5 - 6 дней. Заканчивается он выходом на автодорогу Шетпе - Форт-Шевченко, до которого еще 70 км. Это расстояние можно пройти пешком или проехать на попутном транспорте.

В 1834 году для умиротворения киргиз-кайсаков Букеевской орды в северо-восточном районе Каспийского моря, на полуострове Тюб-Караган, было заложено укрепление Новопетровское. В 1857 году крепость была переименована в Форт-Александровский. Сюда в 1850 году был сослан великий украинский поэт Т. Г. Шевченко, томившийся здесь в «незамкнутой тюрьме» семь лет. В ссылке им написаны повести «Варнак», «Музыкант», «Несчастный», картины «Киргизские дети-байгуши», «Киргизка над ступой», «Киргизка Катя».

Здесь много шевченковских мест. Прежде всего, сад, посаженный кобзарем, верба, выращенная им из прутика, домик поэта, стол из ракушечника, за которым он писал. Недалеко на обрыве - развалины старого форта, где он служил солдатом.

В 1939 году селение получило название Форт-Шевченко. Здесь имеются мемориальный музей Т. Г. Шевченко, первый в России памятник поэту, сооруженный в 1871 году.

Из Форт-Шевченко можно сходить в близлежащий порт Баутино - рыбопромышленный поселок, центр промысла тюленей. Есть тут и консервный комбинат. Невдалеке, на мысе Тюб-Караган, самый высокий на Каспии маяк. Порт назван именем борца за установление Советской власти на Мангышлаке - большевика Баутина. Памятник ему поставлен в саду Тараса.

На осмотр этих мест уйдет день. Затем надо пароходом (350км) возвратиться в Атырау.

Путешествие по полуострову сокровищ может продолжаться в зависимости от желания группы от 12 до 15 дней. Категория сложности I или II.

3.3 Велосипедный маршрут по пустыням  западного Казахстана и

Туркмении

Представлен международный маршрут на велосипедах по двум республикам Средней Азии, на котором представляется возможность познакомиться с пустынями западного Казахстана и Туркмении, а также с жизнью ставших независимыми республик.

Маршрут: город Актау - впадина Карагие - поселок Жетыбай - поселок Фетисово - город Бекдаш - город Туркменбаши

Первый день

Начинается со станции Мангышлак. Заполнив емкости водой, сразу же выходим на курс по шоссейной дороге с хорошим асфальтовым покрытием на Узень.

Запас количества воды производиться в расчете 7,5 литров на человека на два дня. Однако если бы поход будет проходить в более жаркое время года, то лучше увеличить норму до 9 литров на человека на два дня.

До впадины Карагие дорога идет по плоской равнине. Из растительности встречаются совершенно сухие кустообразные растения 20 см высоты. По словам жителей Мангышлака, осадки в этой местности выпадают обычно в декабре в виде снега. Почва весной становится сухой и потрескавшейся. Дует очень сильный восточный ветер. Перед спуском во впадину стоит плакат, на котором скромно написано: САМАЯ ГЛУБОКАЯ ВПАДИНА КАРАГИЕ. Впадина Карагие представляет собой дно бывшего моря. Она протянулась с севера на юг более чем на 100 км. Ширина впадины в том месте, где проходит дорога, около 15 км. Поверхность ее покрыта в основном песками, на них пасутся стада верблюдов. В середине впадины, на глубине -116 м, течет соленый ручей. Восточный склон Карагие высокий и прорезан глубокими оврагами.

Второй день

На второй день пополнив запасы воды в Жетыбае через 7 км необходимо свернуть на грунтовую дорогу, которая идет мимо нефтяной вышки вправо от шоссе. Пересекаем железную дорогу и попадаем в район, где раньше была воинская часть. Ее заметно по остаткам радиолокаторов и казарм. От нее параллельно шоссе шла узкая асфальтовая дорога. Наконец, справа можно увидеть ориентир - могильник Тасбулат, который может стать приютом на следующую ночь. В совершенно голой пустыне, в которой дует сильный ветер и стоит холод, спрятаться от ветра под стеной могильника весьма приятно. Могильник представляет собой пятиметровой высоты сооружение, шестигранное у основания и с куполом сверху.

Запланировано пересечение мангышлакского плато до Казахского залива. От могильника это примерно 75 километров по грунтовым дорогам. Необходимо выехать к поселку Фетисово для пополнения запасов воды. Основной сложностью на этом участке является выбор из постоянно разветвляющихся дорог. В 20 км от Тасбулата есть еще один могильник на холме слева от дороги. Кроме могильников на пути встречаются две нефтяные вышки. С вышек можно просмотреть дальнейший путь на 15-20 километров. Так, с первой вышки видна вторая в 30 км на юго-восток. Направление берется на нее, и через 10 километров она начинает просматриваться с земли.

Выезжаем на берег Каспийского моря в весьма живописном месте. Склон обрывается метров на 100 к прибрежной полосе, покрытой травой. На берегу располагается поселок Фетисово, таким образом, мы приезжаем именно в ту точку на побережье, куда необходимо. Хорошим признаком приближающегося населенного пункта в этой части Средней Азии являются стада верблюдов, которых можно встретить на отдалении километров в 20 от села. Поселок сейчас малонаселен. Раньше здесь была турбаза, ныне практически не действующая. Воспользуемся хорошим местом для стоянки: стоянка находится в живописном ущелье справа от шоссе, если смотреть в сторону Узеня. Там безветрие, кустарник, пригодный для топлива, и даже течет ручеек соленый.

Необходимо набрать воды на таможне, которая располагается на холме у развилки шоссе Узень - Бекдаш и дороги в Фетисово, и продолжить движение на юг по хорошей асфальтовой дороге. Асфальт кончается примерно через 40 километров. Затем начинается гравийная дорога. Машины предпочитают двигаться по многочисленным грунтовым дорогам, идущим вдоль так называемой основной. Указанный на многих картах поселок Аксу ныне ненаселен.

Третий день

Продолжаем свой путь в южном направлении в теплых штанах и штормовках, так как утреннее солнце пустыни не совсем еще достаточно греет. Постепенно местность становится более холмистой. Почвы приобретают красноватый оттенок. Граница с Туркменистаном никак на местности не маркирована. За 15 километров до города Бекдаша Кендырли-Каясанское плато кончается. С высокого уступа открывается красивый вид на море и отдельно стоящие посреди пустыни холмы. Слева холмы почти черного цвета. Справа у моря - "Столовый холм". С одной стороны он выглядит как гора с плоской вершиной, с другой виден как пик. Первое, что встречается при пересечении границы Туркмении – это, конечно же, таможня. При прохождении таможни предъявляется паспорт (общегражданский). Какие-либо визы и загранпаспорт не нужны. От таможни в центр Бекдаша ведет асфальтовая дорога направо, а налево дорога уходит на один из соляных промыслов - на озеро с поэтическим названием "№6". Несколько километров от таможни до города поражают. Уровень Каспийского моря поднялся, и оно затопило большие пространства. Огромные цеха сульфатного завода поднимаются прямо из воды, вдоль дороги справа и слева тоже вода.

К вечеру мы завершаем прохождение 135 километрового участка от Фетисово и прибываем в Бекдаш. Жилые кварталы морем не тронуты. В городе есть базар, узел связи и гостиница. В магазинах все продукты по карточкам, обмен валюты запрещен. Приобрести продукты можно только на рынке, менять валюту, соблюдая осторожность, там же.

Четвертый день

Утром начинаем движение на юг. У южной границы города слева от дороги находится соляной пруд. Это огромное пространство, которое заливается водой, затем канал, по которому вода поступает из Кара-Богаз-Гола, перекрывается, и вода испаряется, оставляя толстый слой солей. Соли эти собирают, и цикл повторяется. Далее мы поднимаемся на высокий холм, с которого открывается вид на косу, отделяющую залив от моря. Здесь же появляются песчаные барханы. Из Бекдаша до Красноводска дорога вся асфальтовая. Спускаемся с холма и попадаем на косу, по которой двигаемся весь день. Периодически дорога подходит к Каспию. На косе относительно богатый животный мир. Перейдя на другой берег косы (примерно 500 м от дороги в одном из самых узких мест), мы подходим к заливу. Вода в нем заметно отличается от воды в Каспии. Она слегка маслянистая на ощупь, что свидетельствует о ее высокой минерализации. Цвет ее интенсивно зеленый.

Пятый день

По расчетам мы проезжаем 100 километров по шоссе через пустыню Октумкум и выезжаем к Красноводскому заливу. В атласах и картах указаны населенные пункты на этом участке. Вокруг бродят верблюды. Очевидно, есть и люди, и, может быть, вода. Ближе к Красноводску справа появляются трубы заводов в Куули-Маяке, и вскоре к шоссе примыкает дорога из вышеназванного поселка. На перекрестке пост ГАИ. Кстати, в Туркмении принято по делу и без дела проверять документы на каждом посту. Так что хранить их на дне рюкзака и забывать дома не рекомендуется. Наконец мы подъезжаем к южному краю Красноводского плато. По мере приближения к нему дорога становится холмистой и весьма живописной. На горке перед обрывом к Каспийскому морю слева от дороги - кладбище. Если забраться туда, то можно насладиться видом на Красноводскую бухту.

Шестой день

Мы въезжаем в город Туркменбаши. Город красив. Он окружен с трех сторон горами и с оставшейся - морем. Он не похож на другие города Средней Азии и напоминает собой скорее кавказский город.

Так заканчивается наш велосипедный международный маршрут по пустыням Западного Казахстана и Узбекистана.

В заключении можно сказать, что, в настоящее время туристское движение развито практически во всех областях Западного Казахстана, поскольку каждая из них представляет собой интерес для туристов с самыми разнообразными возможностями.

Территория Западного Казахстана, имея богатство водного пространства в виде рек Урал, Эмба и Каспийского моря вполне привлекательно и выгодно для развития водного вида туризма, так как катание на лодке и прогулочных суднах интересно, привлекательно и хороший способ досуга и отдыха в свободное время и широко используется на любом водном пространстве. Река предоставляет отличные возможности для организации разнообразных туристских маршрутов и программ.

Водные маршруты также активно используются для пассажирских перевозок и туристских целей. Широко используются возможности для индивидуальных путешествий и туризма, в том числе на различного рода лодках, яхтах, речных и экскурсионных судах. Плавание позволяет получить туристам спокойный отдых и всегда привлекает провинциальной жизнью селений вдоль рек, а также знакомит с природными, историческим достопримечательностями и социально-культурными объектами.

Заключение

Туризм охватил не только Европу, но и страны Северной и Южной Америки, Африки, Азии – в общем, целый шар земной. Конечно, чаще всего обмен туристами происходит между соседскими странами на международном уровне, однако с каждым годом все большее число людей стремящихся увидеть жизнь других народов, познакомиться с культурой далеких неведомых стран, привлекают и дальние путешествия. Современные воздушные лайнеры позволяют уже через несколько часов оказаться «на краю света».

При анализе дипломной работы был выявлен на территории Западного Казахстана развивающийся туристский комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, возможность для удовлетворения потребностей населения Западного Казахстана и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие республики за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, притока инвестиций, создание новых рабочих мест, оздоровление населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Проанализировав фактический материал по исследуемой теме, мы пришли к следующему выводу, что:

- в Западном Казахстане  большое число ясных дней в  году (от 220 до 240);

- достаточная продолжительность  комфортного (30-40 дней) и благоприятного  периодов (120-130 дней), что способствует  развитию туристско-рекреационных  зон;

- Западный Казахстан обладает  огромными интереснейшими ресурсами  для организации и проведения  различных видов экскурсий, прогулок, путешествий и отдыха на данной  территории нашего государства;

- регион богат живописными  разнообразными и интереснейшими  ландшафтами;

- туристко-рекреационный  потенциал Западного Казахстана  занимает важное место в туризме  Казахстана в целом;

- представленные увлекательные  экскурсионные маршруты по основным  объектам Западного Казахстана  имеют большой исторический, археологический  и познавательный интерес.

Все эти факторы способствуют изучению природных и туристко-рекреационных ресурсов Западного Казахстана и развитию различных учреждений санаторно-курортного лечения, домой отдыха, пансионатов, баз отдыха, в целом, всей туристской инфраструктуры.

Информация о работе Туробъекты Западного Казахстана