Туробъекты Западного Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Туризм – одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма – длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели платежного баланса и совокупного экспорта страны

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика западного казахстана
1.1 Физико-географическое положение
1.1.1 Животный и растительный мир
1.1.2 Крупные реки и озера Западного Казахстана
1.2 Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана
1.2.1 Рекреационные зоны Западного Казахстана
1.3 Гостиничное хозяйство и базы отдыха
1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана
2 Историко-культурное наследие и природные достопримечательности западного Казахстана
2.1 Население
2.2 Обычаи и быт народов Западного Казахстана
2.3 Архитектурные памятники
2.4 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана.
2.4.1 Устюртский заповедник
2.4.2 Основные природные и зоологические заказники.
3 Туристско-экскурсионные маршруты по западному казахстану
3.1 Маршрут «800 км по реке Урал»
3.2 Маршрут «Мангышлак – полуостров сокровищ»
3.3 Велосипедный маршрут по пустыням западного Казахстана и Туркмении
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Туробъекты Западного Казахстана.docx

— 158.78 Кб (Скачать файл)

Низкая плотность населения во многих районах обусловлена их отдаленностью от областного центра, крупных населенных пунктов, отсутствием хороших автомобильных дорог и промышленных объектов.

Этнический состав населения западных областей Казахстана разнообразен и многонационален, здесь проживает порядка 90 национальностей и народностей, включая украинцев, татар, немцев и других. Из них 74,0% составляют казахи, 18,2% - русские, 3,5% - украинцы.

Основными районами, отличающиеся наибольшими масштабами миграционного обмена, являются приграничные области. Они в силу своего географического расположения близкого к внешним и внутренним рубежам обоих государств, являются крупнейшими узлами миграции населения между Казахстаном и Россией и играют важную роль в ее развитии.

Особенностью Западного Казахстана является его географическое положение, в силу которого он является своеобразным мостом, соединяющим европейскую и азиатскую части континента. Регион играет значительную роль в миграционных связях Казахстана с Россией, поскольку граничит с пятью областями Российской Федерации: Оренбургской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской, Самарской и по степени активности межгосударственной миграций (с Россией) занимает одно из ведущихмест в республике.

В истории Западного Казахстана миграционные связи с Россией всегда играли важную роль. Их ретроспективный обзор показывает, что именно в результате миграции населения, в основном, из центральных и приграничных с Казахстаном регионов России, произошло становление Западного Казахстана как многонационального региона. Можно утверждать, что современная этнодемографическая картина Западного Казахстана во многом является результатом внешних миграционных связей с Россией в течение продолжительного времени.

Естественный прирост населения характеризуется некоторым снижением за последние годы, связанный с тенденцией сокращения рождаемости. Миграционные потоки формируются, в основном, со странами ближнего зарубежья, таких как Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Молдова и Российская Федерация. Основным мотивом миграции является расселение по национально-государственным образованиям. В большинстве случаев из стран СНГ прибывают казахи. В числе прибывших в область казахи составляют – 84,8%, русские -9,1%, азербайджанцы – 1,2%.

В связи с проводимой в Республике Казахстан политики возвращения оралманов - казахов, живущих за рубежом, на свою историческую родину, из стран дальнего зарубежья прибывают репатрианты из Исламской Республики Иран. За последние годы в область переселилось более 700 семей репатриантов, получающих жилье, пособия, бесплатное обучение.

2.2 Обычаи и быт народов Западного  Казахстана

Среди двух тысяч этносов (наций и народностей) мира казахи занимают 70-е место (более 11,5 млн. человек). Сейчас во всем Казахстане проживают около 8 миллионов казахов. Казахи представляют переходную от европеоидной к монголоидной южно-сибирской расе. Предки казахов – союз тюркских и монгольских племен, осели на территории современного Казахстана примерно в первом веке до нашей эры. В середине XV века н.э. казахи сформировались в отдельную этническую группу, а к середине XVI века они находились под управлением единого ханства (государства). В языковом отношении они принадлежат к кипчакской группе тюркских языков. Казахи являются прямыми наследниками кочевой культурной цивилизации европейско-азиатского субконтинента, которая сыграла большую роль в истории человечества. Русские в значительном количестве переселились в Западный Казахстан в конце 19 века из Поволжья, а большое их число переместилось в 30- и 50-60- е годы 20 столетия из всех регионов бывшего Советского Союза в целях создания индустриальной базы, а также для поднятия целинных и залежных земель в Западном Казахстане [20].

Шедевром прикладного искусства казахского народа является казахская юрта. В центре зала Актюбинского областного историко-краеведческого музея дается развернутый показ шестиканатной юрты с полным интерьером и внутренним убранством. Автор юрты - мастер из Уилского района Актюбинской области Т. Есниязов.

Огромный интерес вызывают изделия из дерева, выполненные местным мастером А. Муратовым (1889-1970): асадал, адалбакан, тосекагаш, кебеже, которые привлекают гармоничным сочетанием рельефных орнаментов и цветовой звучностью разнообразных колоритов природных красок.

Древние традиции, связанные с этнической историей, социальными и климатическими условиями, отражены в народном костюме казахов. В экспозиции представлены осенний и зимний комплекты мужской одежды, женские костюмы конца XIX - начала XX вв., богато расшитые серебряными и золотыми нитями, женские бархатные туфли “кебiс”.

Ювелирная коллекция музея по разнообразию видов и исторической значимости занимает особое место среди достояния национальной культуры нашего государства. Украшения, представленные в экспозиции - сырга, шолпы, оныржиек, туйме, бойтумар, айсырга, конырау сырга, билезик, кемер белбеу и др., демонстрируют высокий эстетический вкус и неповторимый почерк мастеров Западного Казахстана. Величественность и торжественность свойственны этим массивным, строгим украшениям, основу декора которых составляют накладная скань, в сочетании с зернью, филигранью, с крупными вставками камней в оправе, выполненные из серебра и золота.

Распространенным видом казахского прикладного искусства, который требовал особого мастерства и высокого профессионализма, является резьба по кости. В экспозиции представлены миниатюрные сундуки, сахароколки, инкрустированные фигурными пластинками из кости.

Специальный раздел посвящен жизни и творчеству народных мастеров, которые наследовали традиции художественного творчества, бережно передаваемые из поколения в поколение - К. Басшин (1901-1982), Б. Уразымбетов, К. Орынбаев (1892-1970), Ш. Амиев (1899-1989) и другие.

Распространены в степи такие разновидности прикладного искусства, как кошмоваляние, ткачество, ковроделие, вышивание, великолепные образцы, которых создавались руками местных искусных мастериц.

Тысячелетняя история Западного Казахстана столь насыщена именами, фактами и событиями, явлениями и процессами. Одна из главных примечательных особенностей Приуралья состоит в том, что здесь тесно переплелись культурно-исторические (вкупе с социально-экономическими и политическими) процессы по меньшей мере двух великих общностей – славян и тюрок. Их невозможно рассматривать раздельно, без учета их взаимодействия, всех аспектов борьбы или сотрудничества. Наиболее убедительно об этом говорит история последних столетий.

Неоспоримо, что именно Приуралье стало одним из тех мест, где закладывались основы казахстанской государственности в современном понимании этого слова.

Речь идет о Букеевском ханстве, которое 200 лет тому назад было расположено в междуречье Волги и Урала, а центр его – Ханская ставка – сегодня превратился в аул Орда, что находится почти на границе с Волгоградской областью Российской Федерации.

Исторические факты говорят о том, что именно там ханами Букеевской Орды, особенно ханом Жангиром, учреждались первые по-настоящему государственные институты: аппарат управления, судопроизводство, архивное дело. Деятельность ханов Букеевской Орды (проведение ежегодных весенних и осенних ярмарок, открытие русско-казахских школ, учреждение музея – одного из первых в Казахстане) способствовала подъему экономики и культуры казахского народа, взаимообогащению различных культур и, конечно же, формированию у населения основ того самого менталитета, который позже стал именоваться евразийским.

Вообще, в истории Приуралья немало таких феноменов, к которым применимы понятия «первый в Казахстане», «старейший», «лучший» и т.д. Это относится к школам и вузам, музеям, библиотекам, театрам, учреждениям здравоохранения. Причем они открывались и местной казахской верхушкой, и царской администрацией, и уральским казачеством. И зачастую в таких школах вместе учились дети разных народов. Не там ли закладывались основы той толерантности, взаимотерпимости и – более того – взаимоподдержки, которая так характерна для сегодняшнего Казахстана?

Именно здесь родились первый из казахов генерал русской армии – сын Жангир-хана султан Губайдулла, и первый казах – генерал Советской Армии – Шакир Жексенбаев, первая на Востоке женщина – Герой Советского Союза Маншук Маметова. Здесь впервые начали издаваться казахские газеты, а выходящие до сих пор областные газеты «Орал онiрi» и «Приуралье» ведут отсчет своей биографии с ноября 1918 года. Одним из первых не только в Казахстане, но и во всей дореволюционной России было создано в Уральске общество друзей леса…

Через Приуралье прошли волны почти всех исторических событий, когда-то потрясших эту знаменитую 1/6 часть земной суши. Здесь полыхали народные восстания С.Датова, И.Тайманова. Сюда ссылались царским правительством участники польского восстания, а советским – «враги народа», да и целые народы. Здесь проходили, пожалуй, самые жестокие сражения гражданской войны 1918-1920 годов, в которой каждая сторона считала свое дело непоколебимо справедливым. (До сих пор время не рассудило этот спор, оставляя наше общественное сознание в болезненном раздвоении.) В те же годы в Западном Казахстане активно действовала партия «Алаш», которой руководила блестящая плеяда первых казахских демократов (Ханша и Халел Досмухамедовы, Ахмет Байтурсынов, Мир-Якуб Дулатов, Гумар Карашев и другие), чьи конституционные воззрения оказались гораздо прогрессивнее советских конституций, но были востребованы лишь через 80 лет. Наш край опален пожарищем Сталинградской битвы, а тысячи его сынов сложили свои головы «на всех перекрестках планеты», выполняя свой простой человеческий долг. (Здесь можно вспомнить и Маншук Маметову, погибшую в боях под русским городом Невелем. Приуралье, вроде бы далекая от столиц провинция Казахстана, на самом деле было ареной, местом действия, а его жители – свидетелями и участниками поистине эпохальных событий, по крайней мере, последних трех веков. Можно предположить, что здесь велика роль географического фактора – расположения нашего региона практически в центре огромного Евразийского материка, на границе не только двух частей света (все это достаточно условно), но там, где переплетались и смешивались народы, языки, цивилизации, уклады, менталитеты, культуры, религии.

Много народов проходило и проходит через эти степи и пустыни, и каждый из них нес и несет элементы своей культуры, своего искусства, творчества. Но они не подавляют, не отрицают друг друга, а взаимообогащаются, сплетаются в единый ковер евразийской культуры. Поэтому именно здесь сохранились многочисленные архитектурные сооружения древних племен и народов, населявших эти края, которые несут в себе особое значение в культурно-историческом наследии этой территории [21].

2.3 Архитектурные памятники

В Послании Президента страны народу Казахстана сказано о значимости нашего культурного наследия. Оно, как считают ведущие археологи республики, стало поворотным пунктом в его изучении, сохранении и использовании. Вещественный блок культурного наследия представляет собой как бы материализованную память народа. Важную часть его составляет археологическое наследие. Оно охватывает все виды археологических памятников: руины замков и крепостей, оплывшие погребальные курганы, остатки древних стойбищ и городов, монументальные строения. Должным образом раскопанные и исследованные профессионалами, они зримо несут информацию об ушедших веках и народах.

Цивилизованные страны с все возрастающим вниманием относятся к проблемам сохранения и использования культурного наследия, в том числе и археологического. В развитых странах повышение уровня благосостояния способствовало развитию массового туризма, формированию целой туристской индустрии, что экономически стимулирует внимание к культурному наследию.

Являясь связующим звеном на пути общения и взаимообогащения культур Востока и Запада, казахстанская земля хранит тайны многих цивилизаций.

Согласно Программе Республики Казахстан «Культурное наследие» на 2004-2006 годы, в настоящее время в Казахстане насчитывается более 25,0 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, 11,0 тысяч библиотек, 147 музеев, 7 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов [22].

На ее территории находится большое количество уникальных археологических, исторических, архитектурных памятников — 29 городов и населенных пунктов республики отнесены к категории исторических.

Достаточно сказать, что их общее количество (а их на территории области порядка 10 тысяч) на Мангистау составляет 1/3 часть всех памятников Казахстана. Раскиданные практически по всем уголкам нашей республики – эти памятники истории, архитектуры и природы являются нашим бесценным достоянием.

Поэтому целью данной Программы является научное исследование и воссоздание значительных историко-культурных, архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры, таких как: мавзолеи Абат-Байтак, объектов некрополей Караман-Ата, Шопан-Ата, осуществление археологических раскопок древних, средневековых городищ, курганов и поселений.

Особый интерес представляют палеолитические памятники Западного Казахстана, в частности, расположенные на полуострове Мангышлак. Все стоянки, открытые ранее А.Г. Медоевым и позднее Ж.К. Таймагамбетовым, расположены на площадкам морских террас Каспийского моря [23].

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре. В 1927 г. археолог М.П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территории – от Минусинска на востоке до Урала на западе [24].

Памятники казахстанской ранней и средней бронзы оставлены носителями так называемой андроновской культуры. Самыми выдающимися из них являются дандыбай-бегазинские погребальные комплексы. Внушительными образцами эпохи ранних кочевников являются савроматские — Крык-Оба в Западном Казахстане. Ученые датируют их VI-V веками до нашей эры. Так называемый Царский курган высотой в 18 метров является одним из крупнейших на Евразийском континенте. Поэтому к его исследованию, впрочем, как и всех остальных, ученые подходят очень бережно. Задача состоит не только в том, чтобы исследовать его "содержимое", но и не разрушить, полностью сохранить сам курган как памятник истории [25].

Информация о работе Туробъекты Западного Казахстана