Транснациональные компании в туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение туристских транснациональных компаний (далее - ТНК).
Задачи работы:
• анализ основных характеристик туристических транснациональных компаний;
• исследование экономической эффективности и определение источников глобальной конкурентоспособности ТНК в сфере туризма;

Содержание работы

ВВЕДЕНИE .………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. АНАЛИХ ОСНОВНЫХ СВЕДЕНИЙ О ТНК………………………........4
1.1. Выявление основных факторов в международном туризме и их связь с организационными формами управления……………………………………………4
1.2. Особенности туристских транснациональных компаний……………………….7
1.3. Структура ТНК…………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТНК…………………………………………….12
2.1 Американская модель ТНК……………………………………………………….12
2.2 Немецкая модель ТНК……………………………………………………………14
2.3. Исламская модель ТНК…………………………………………………………..16
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТНК С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ИХ ГИПЕР-ПРЕИМУЩЕСТВ……………………………...20
3.1. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-прибыли………………………………………………………………………………..20
3.2. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-конкурентоспособности………………………………………………………………21
3.3. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-присутствия……………………………………………………………………………22
3.4. Эффективность туристических ТНК с позиции гипер-
позицирования………………………………………………………………………...24
3.5. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиций гипер-мобильности и гипер-перспективности……………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Введение, 1 Главаааа..docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

Основой корпоративного строительства в американской модели является компетенция каждого работника. Она представляется в пяти аспектах: стратегическом, социальном, функциональном, управленческом, профессиональном.

Каждый аспект включает несколько факторов:

  1. Стратегическая компетентность: глобальное мышление;  системное мышление;  способность видения;  способность решать проблему;  безопасность отношений.
  2. Социальная компетентность: способность работать в международной команде; способность мотивировать и убеждать;  способность к учебе и нововведениям; личное обаяние; 
    - способность к разрешению конфликтов.
  3. Функциональная компетентность: умение принимать решения;  инициатива; умения, связанные с работой;  гибкость в работе; 
    - выносливость в работе.
  4. Управленческая компетентность: организаторские способности;  ответственность; сила убеждения; авторитет руководителя; 
    - поведение руководителя;
  5. Профессиональная компетентность: университетское образование;  опыт линейной и штабной работы;  работа в большинстве функциональных областей;  зарубежный опыт работы; знание минимум двух иностранных языков.

Контроль  менеджмента в туристических  корпорациях со стороны акционеров осуществляется через механизмы, позволяющие  сделать прозрачными схемы управления компанией со стороны менеджмента с целью повышения благосостояния акционеров, приоритетного удовлетворения их интересов. Так, в американской модели корпоративного построения компетентным органов управления является совет директоров, а внешняя сторона управления базируется на развитом рынке корпоративного контроля, системе вознаграждения менеджеров. Сказать, что такие механизмы решают проблему прозрачности менеджмента и его действий в пользу максимизации прибыли акционеров, тем не менее, нельзя.

Стратегия типичной американской туристической или  гостиничной корпорации сориентирована больше на достижение высокой текущей  рентабельности, благоприятной реакции  фондового рынка и приемлемого  для акционеров уровня дивидендов. Будучи подчиненной обслуживанию интересов акционеров, она достаточно краткосрочна и слабо совместима с имеющими замедленную окупаемость (долгосрочными) инвестициями. На второй план отступают также обновление турпродукта и другие инновации и вопросы рационализации производства. Напротив, зачастую более выгодно «снимать сливки» со своего положения на рынке (в том числе и недоинвестировать) и заниматься спекулятивными биржевыми сделками. Следование этой стратегии обернулось для американцев на определенном этапе существенными потерями в конкурентоспособности, в том числе в международном плане.

Американская  туристическая корпорация, как  было отмечено выше, с одной стороны, полностью  принадлежит своим акционерам. С  другой же стороны, по ряду причин (значительная распыленность капитала, участие  в последнем большого числа физических лиц, формальная роль совета директоров и др.) ее акционеры остаются скорее «аутсайдерами» и склонны вести себя не как владельцы предприятия, а как простые инвесторы, оценивающие качество менеджмента и целесообразность своего присутствия в деле по уровню дивидендов и курсовой стоимости акций. Высокоразвитый финансовый рынок позволяет недовольным продать акции и тем самым запускает в действие косвенные механизмы корпоративного контроля (в виде слияний, поглощений, враждебных захватов и выкупа фирм). «Рынок корпоративного контроля», по всей видимости, уже сам по себе создает известное давление в пользу краткосрочных предпочтений.

Еще одной  особенностью американских туристических  корпораций является профессионализация образования своих работников, ради которой корпорации не жалеют ни сил, ни времени, ни средств. Если сравнительный  анализ американской и японской систем среднего образования часто склонял весы превосходства в пользу последней, то в сфере высшего университетского образования сложилась обратная ситуация. [20 с.22-42]

 

2.2 Немецкая  модель ТНК

 

Модели корпоративного финансирования характеризуются высокой  зависимостью компаний от банковского  капитала и высоким коэффициентом  задолженности по отношению к собственному капиталу. Вместо того, чтобы выступать в качестве конкурентных кредитных институтов, банки поддерживают с корпоративными клиентами более сложные и долгосрочные отношения. Рынки капитала в целом менее развиты. По сравнению с рыночно ориентированными американскими корпорациями, немецкие компании склонны лишь к выборочному раскрытию корпоративной информации.

Политика  государственного регулирования в  странах с немецкой системой корпоративного управления часто реализуется путем  запрета так называемой «спекулятивной»  деятельности инвесторов, а не принуждения  к серьезному раскрытию корпоративной информации. Сложные системы регулирования рынка капиталов, характерные для стран с американской моделью корпоративного управления, в странах, ориентированных на банки, развиты недостаточно.

В туристических  корпорациях Европы, в особенности  Германии, контроль максимизирован в  руках так называемых инсайдеров–  лиц, в силу своей служебной деятельности имеющих доступ к внутренней информации о работе и перспективах компании. В целях перераспределения корпоративного контроля широко используются различные корпоративные структуры, акционерные соглашения, дискриминационные права голоса и процедуры, направленные на снижение участия миноритарных акционеров. [3 c.130]

Правовая  и нормативная среда в странах  с инсайдерской моделью в целом тяготеет именно к таким механизмам корпоративного контроля. 

Некоторые организационные  структуры европейских туристических  ТНК (особенно пирамидального принципа построения) позволяют инвесторам, занимающим доминирующие позиции в родительской компании, контролировать дочернее предприятие, владея малой долей находящихся в обращении акций компании. Распространенным способом перераспределения контроля также является выпуск акций нескольких классов при том, что группа инсайдеров обычно владеет классом акций с особыми правами голоса.

В отличие  от США, где основными собственниками являются институциональные инвесторы, в Германии, как правило, – это другие корпорации. Следующая отличительная черта германской модели – высокая концентрация акционерного капитала.[5 с.53]

Поэтому собственники немецкой модели в отличие от собственников американской модели имеют возможность и заинтересованы в использовании права собственника и непосредственном участии в контроле за менеджментом корпорации. Это объясняется и тем, что рынок корпоративного контроля в германской модели не играет такой роли, как в американской вследствие того, что:

1. Во-первых, при всей мощи германской экономики существуют лишь 600 корпораций, из них лишь около пятой части включено в списки лондонской фондовой биржи и около десятой котируется в США.

2. Во-вторых, акционерный капитал в германской модели не является основным источником фондов корпораций, которые в большинстве случаев пользуются банковским финансированием.

3. В-третьих, корпорации могут ограничивать право голоса по акциям, также не продается банковская доля акционерного капитала, высокая доля работников корпорации в Наблюдательном Совете - все это делает малопривлекательной покупку контрольного пакета акций.

По этим причинам корпорации германской модели корпоративного управления проявляют значительно меньший интерес к деятельности фондового рынка, чем корпорации американского типа.

Именно в германской модели корпоративного управления наиболее полно нашли  отражение интересы не только финансовых инвесторов: собственников, банков, кредиторов и др., но и нефинансовых инвесторов: служащих, поставщиков, общественных организаций.

Фактически интересы собственников зачастую затрагивают интересы других соучастников туристической корпорации.

Преобладание общего интереса над  частным отодвигает цель максимизации прибыли на второй план. Поэтому сравнительно небольшое внимание уделяется краткосрочным результатам деятельности туристических корпораций. Уровень дивидендов не играет принципиальной роли, а прибыль рассматривается как воздух, необходимый для жизни, но не как цель жизни. Отсутствие серьезной роли рынка корпоративного контроля в системе управления объясняет и отсутствие привязки денежного вознаграждения менеджеров к курсовой стоимости акций корпорации на фондовом рынке. Отсутствие опционов в доходе менеджеров объясняется к тому же и спецификой налогообложения в Германии. Поэтому денежное вознаграждение менеджеров в большей мере состоит из оклада 2/3 части, а остальная часть за счет доли от прибыли или других выплат. Одним из основных участников и контролирующим институтом корпоративных отношений в немецкой модели являются банки. Это объясняется множеством взаимосвязей между туристической корпорацией и банком:

  • банки выступают в роли собственников корпорации, имея ограниченный пакет акций (банки обладают 5% акционерного капитала Германии);
  • банки выступают в качестве кредиторов корпораций;
  • банки выпускают акции корпораций;
  • у банков в доверенном управлении находятся акции индивидуальных инвесторов.

Таким образом, в большей части  германских туристических корпораций (особенно со значительно распыленным акционерным капиталом) банки могут полностью определять состав Наблюдательного совета (за исключением служащих) и блокировать любые решения.

Специфика немецкой модели корпоративного управления во многом определила стратегические приоритеты и направления тактических решений  европейских туристических компаний. [10 с.46-64]

 

2.3. Исламская  модель ТНК

 

Одной из форм корпоративного устройства, которая  заняла свое достойное место в  мировом туристическом производстве, является так называемая исламская  модель транснациональной корпорации, особенности которой, явно нетрадиционные для западных моделей корпоративного менеджмента, тем не менее, не стали причиной взаимной неприязни или сопротивления.

Исламские государства  сегодня отнюдь не второстепенные участники  мирового рынка туристических услуг, они активно участвуют как  в процессе генерализации туристических  потоков, так и в процессах  приема иностранных путешественников на своих курортах и в туристических центрах. Туристический потенциал мусульманских стран огромен.

В условиях динамичного развития рынка международного туризма в странах мусульманского мира весьма логично появление крупных, специализированных на туристической деятельности компаний, в настоящее время приобретающих черты транснациональных. 

Для более  полного представления движущих сил исламского стиля управления туристическими корпорациями рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.

Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция  основывается на этике. В арабском языке  понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация поведения». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.

Исламские этические  принципы определяют индивидуальный выбор  человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая  система поддерживает частную собственность  и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат  Аллаху, который передал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Исламская концепция  предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

  • мусульман перед друг другом;
  • всех перед законом и правосудием;
  • мужчины и женщины перед Богом;
  • социальной ответственности.

В контексте  теории корпорации в рамках исламской экономики главной целью человека является достижение материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:

  • максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов (маслаха).
  • цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом (например, легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, сельское хозяйство - заниматься свиноводством и т.д. );
  • справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог - закят и благотворительность;
  • двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;
  • запрещение нанесения вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь.

Основные  характеристики исламской корпорации:

  • корпорация в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
  • корпорация получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
  • корпорация рассчитывает работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;
  • работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
  • корпорация несет социальную ответственность;
  • права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

Информация о работе Транснациональные компании в туристской индустрии