Тенденции и проблемы развития туризма в Бурятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма… 8
1.1. Культурно-познавательный туризм: понятие, сущность, виды……. 8
1.2. Возникновение туризма и этапы его становления в России………...11
Глава 2. Развитие туризма в Республике Бурятия………………………...25
2.1. Туризм в Бурятии: истоки, реалии, перспективы…………………….25
2.2 Тенденции и проблемы развития туризма в Бурятии………………..33
Заключение……………………………………………………………….......... 40
Список литературы…………………………………………………………… 42

Файлы: 1 файл

культурно-познавательный туризм.docx

— 86.75 Кб (Скачать файл)

          При индивидуальном характере туризма возникают большие трудности в самостоятельном передвижении по городу, организации экскурсий, решении бытовых проблем, безопасности, информированности. Практически все иностранные туристы отмечают отсутствие информационных надписей на иностранном языке (хотя бы на английском). Многие туристы отмечают отсутствие зрелищности, развлекательных мест (особенно молодежь), замусоренность рекреационных зон, недостаток в продаже мелких сувениров с региональной символикой, отсутствие карт-схем на иностранном языке. Проблему с производством и продажей сувенирной продукции следует рассматривать как ситуацию с упущенной экономической выгодой. Доля местных производителей в общем объёме реализуемой сувенирной продукции составляет 39,6%, на производителей из других стран и регионов РФ приходится 60,4%. При этом у 40% продавцов сувенирной продукции доля товаров с символикой озера Байкал и Республики Бурятия составляет менее 5%.

         Рост неорганизованного туризма обусловлен уменьшением реальных доходов населения, снижением социального туризма, недостатком специализированных средств размещения отмечается экспертами на протяжении всех реформенных лет, особенно с 1998 г., когда страну потряс финансовый кризис. Определить точное количество неорганизованных отдыхающих достаточно сложно в силу отсутствия учета туристов этой категории. Именно с этой категорией туристов связаны расходы муниципальных образований по устранению негативных последствий развития туризма (уборка мусора, тушение пожаров, обеспеченность транспортом и др.).

         Начиная с 1997 г., и особенно в течение 2000-2003 гг., заметно активизировалась инвестиционная деятельность в сфере туризма, обусловленная возросшим спросом на туристские услуги, увеличением объемов реализации услуг и доходности. В общем объеме инвестиций свыше 60% составляют собственные средства предприятий. Как правило, инвестиционные проекты связаны со строительством объектов и элементов инфраструктуры туризма на побережье Байкала. Здесь, в самых популярных рекреационных местностях, на протяжении пяти последних лет наблюдается интенсивный отвод земельных участков, особенно земель Госземзапаса, муниципальных образований, под строительство различного рода отелей, турбаз, гостевых домов, дач и др.

           По оценкам экспертов, процесс носит анархический характер, без предварительного планирования и зачастую без гарантии минимизации воздействия на окружающую среду, чему способствует отчасти отсутствие экологических основ градостроительного проектирования рекреационных территорий в центральной экологической зоне Байкальской природной территории12.

            Развитие туризма на побережье озера Байкал характеризуется активным вовлечением местного населения в обслуживание туристов. По экспертным оценкам, в 20 населенных пунктах Бурятии (побережье озера Байкал, Тункинский район) развивается сеть альтернативных средств размещения, к которым относятся сельские домашние гостиницы и сельские дома, предоставляющие индивидуальное домашнее обслуживание. Отдельно предоставляются транспортные услуги до места отдыха и путешествия имеются частные гиды-проводники. Определение точного количества участников турбизнеса со стороны частного сектора (ориентировочно их число достигает 200) затруднено ввиду их неформальной экономической деятельности, т.е. без наличия лицензий и сертификации предоставляемых местным населением туристских услуг.

            Говоря об устойчивом развитии туризма как о стратегии развития туристской отрасли, необходимо отметить, что сейчас наблюдается некий переходный этап. Сегодня ещё рано говорить о повсеместном внедрении принципов устойчивого развития, но при этом все нововведения и планируемые мероприятия соотносятся с новыми критериями.

            Решение так называемой «байкальской проблемы» в течение 30 лет не могло не отразиться на подходах к развитию туризма на Байкале с учетом его специфики как уникального природного объекта. Во всех основополагающих документах были сформулированы основные принципы и концептуальные положения в сфере охраны и рационального использования рекреационных ресурсов в Байкальском регионе, учитывающие экологический фактор как непременное условие устойчивого развития туризма. В настоящее время для того, чтобы занять свою нишу на мировом туристском рынке, очень важно, чтобы туризм был экологически ориентированным в долгосрочной перспективе, экономически жизнеспособным, а также отвечал этическим и социальным интересам местных сообществ. Такой подход вписывается в мировые тенденции туризма, определяющие формирование нового туристского брэнда, когда высокая сохранность природных и культурных комплексов является непременным условием устойчивого развития.

          Хотя, на первый взгляд, развитие туризма - это многообещающее будущее экономики республики, важно знать, что в настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют обеспечению устойчивого развития региона в общем и которые требуют создания долгосрочных условий для развития собственно туризма.

           Ключевая проблема, с которой связаны все остальные, препятствующие эффективному развитию туризма в регионе, состоит в отсутствии опыта организации развития туризма в условиях рынка и экологических ограничений, а также отсутствии необходимых нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, предусмотренных Федеральным законом «06 охране озера Байкал» (ст. 12) и регламентирующих охрану и использование рекреационных ресурсов БИТ. Нет стратегии развития туризма в соответствии с которой туризм интегрировался бы в планы регионального социально-экономического развития в комплексе с развитием сельского хозяйства, лесной промышленности, транспорта, культуры и других сфер деятельности. Недостаточно учитываются социально-экономические интересы местного населения, заинтересованных туристских структур. Отсутствуют механизмы привлечения в сферу туризма инвестиций из региональных, российских, зарубежных источников, и механизмы использования рекомендованных международными природоохранными организациями норм предельно допустимых нагрузок, проведения мониторинга состояния рекреационных ресурсов и влияния рекреационных нагрузок на состояние экологических систем.

           В Комплексной схеме охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории на период 2003-2015, разработанной в 2002 году, предполагается превращение рекреационно-туристской деятельности на Байкальской природной территории в доминирующий вид хозяйственной деятельности в пределах Центра экологической зоны, и в одну из приоритетных отраслей хозяйственной деятельности в пределах БЭЗ13.

          Такой подход требует высокой сохранности природных комплексов и соответственно государственного регулирования и поддержки по их сохранению, восстановлению и устойчивому использованию. Проведение целенаправленной экологической политики также предполагает воспитание высокой ответственности населения и предприятий в необходимости сохранности высоких рекреационных свойств территории, которое осознается при этом как возможность и путь получения общественных и частных выгод. Стратегия развития устойчивого туризма в регионе основывается на том, что организация экономически выгодной туристской деятельности в долгосрочной перспективе возможна только при сохранении благоприятной экологической и социальной обстановки в регионе и удовлетворении принципам устойчивого развития. Реализация такой стратегии требует сохранения и развития самобытных форм культуры и традиционных способов природопользования, промыслов и ремесел. А также обеспечение охраны верований и образа жизни народов и этнических групп, проживающих на территории Байкальского региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций. В настоящее время положительное влияние туризма на процесс возрождения и сохранения культурного наследия в республике пока незначительно. В качестве объектов туристского показа фигурирует небольшое количество профессиональных и народных произведений культуры и искусства. В тоже время большое их количество находится вне поля внимания, как организаторов туризма, так и туристов. Крайне неразвито производство сувенирной продукции, отражающей национальный колорит, фольклор. Ведь ее производство - это сохранение и процветание народных и художественных промыслов, а приобретение ее туристами - это экспорт культурного продукта, национального колорита и самобытности. С одной стороны, это содействует распространению произведений национальных культуры и искусства по каналам туризма и таким способом привлечению внимания к республике, с другой стороны, содействует созданию стабильных источников финансирования местных культур, а также вовлечению незанятого населения в смежные с туризмом отрасли экономики.

          Во многих регионах и странах развитие туризма рассматривается как альтернативное другим видам деятельности использование территории. Для республики Бурятия, относящейся к числу регионов, слабо адаптированных к рыночным условиям, а по большинству экономических показателей - к кризисным, туризм может выступить как инструмент поддержания социально-экономической устойчивости территории и естественного развития сообщества. Особенно это актуально для прибрежных районов, расположенных в центральной экологической зоне озера Байкал и характеризующихся ростом основных показателей туризма (количество туристов, инвестиции, доходы, занятость). Все это повышает интерес и формирует новые требования со стороны государственных органов управления и органов местного самоуправления к совершенствованию механизмов территориального управления на основе понимания перспектив устойчивого развития региона в условиях экологических ограничений.

          Однако недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом устойчивого развития территории. Неблагоприятно складывающаяся система приоритетов в широком спектре практических инициатив - от реальной экономической политики правительств и администраций до распределения частных инвестиций во многом базируется на размытости статистики туризма и неразвитости анализа его экономического воздействия.

           Степень прямого и косвенного воздействия туризма на социально-экономическое развитие регионов является пока неразработанной в силу отсутствия единой методики оценки вклада туризма в народное хозяйство. Определение таких базовых показателей, как государственные доходы и занятость, прибыль, налоги, туристские расходы, потребление будет способствовать выявлению роли туризма как важного экономического фактора в производстве товаров и услуг для туристского потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Арефьев, В. Е.:  Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во АГУ, 2002. — 282 с. 
  2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 252 с.
  3. Байгузина Л. З. Инновационно-инвестиционная привлекательность региона в рыночных условиях / Л. З. Байгузина / / Регионология. - 2010. - N 4. - С. 148-156
  4. Березин И.С. Практика исследования туристических рынков. - М.: Бератор-Пресс, 2009.
  5. Биржаков, М. Б.: Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во Герда, 2004. — 37 с.
  6. Бордюг Т. Туризм: деловой туризм. / Т. Бордюг / / Коммерсантъ-Деньги. - 2009. - N9. - С. 23-27
  7. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма. Учебное пособие для студентов специальности «туризм». – Харьков: Экограф, 2009. - 164 с.
  8. Дабаин Б.: Туризм в Бурятии: истоки, реалии, перспективы// "МК" в Бурятии. - 2008. - 21-28 мая. - С. 8-9.
  9. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. и др. Организация туризма. Учебное пособие. - Минск: Новое знание, 2011. - 632 с.
  10. Зорин Г. И. Основы туристской деятельности: учебник./ Г. И. Зорин, И. Н. Ильин – М.: Советский спорт, 2010. – 236 с
  11. Измайлов А.В., Дамбуева Е.Е., Жамбалова С.Ш.: Развитие экологического туризма в республике Бурятия: история и перспективы//Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии. – Улан-Удэ, 2005. – С. 92-98.
  12. Ильясова М.К. Основные направления развития туризма // Культура народов Причерноморья – 2010. - № 34. – с. 199.
  13. Калихман А.Д. и др. Методика «Пределов допустимых изменений» на Байкале.- участке Всемирного наследия ЮНЕСКО.- Иркутск: Оттиск, 1999.- 100 с. (А.Д. Калихман, А.Д. Педерсен, Т.П. Савенкова, А.Я. Сукнёв).
  14. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. - Мн.: Новое знание, 2011. - 409 с.
  15. Ланина И.: Каким быть туризму в Бурятии// Деловой мир Байкала. - 2008. - 11 марта. - С.1.
  16. Максанова Л.: Турист – наш самый желанный гость // Мир Байкала.- 2005.- № 6.- С.32-33.
  17. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  18. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.
  19. Самойленко А.А. География туризма [Текст]: учеб пособие / А.А Самойленко. - Ростов –н / Д: «Феникс», 2006.- 368 с.: ил. – (Высшее образование).
  20. Сукнев А. Оставь свое имя, но не как обычно. Большая Байкальская Тропа. // Время странствий. - 2007. - №3. - С. 9-12.
  21. Слепокуров А.С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма. – Симферополь: СОНАТ, 2010. – с. 79.
  22. Туризм в Бурятии  стат. сб. – Улан-Удэ: Бурятстат, 2005.- 65 с.
  23. Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии: материалы 1 междунар. Науч.-практ. конференции. (Улан-Удэ, 25-27 мая 2005 г.) – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.- 412 с.
  24. Чапек В. Н. Инвестиционная привлекательность экономики России: учебное пособие / В. Н. Чапек. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 252 с.
  25. Широков Г.И. и др. Экологический туризм: Байкал. Байкальский регион.- Иркутск: Изд.-во «Оттиск».-2002 г.- 192 с., илл. (Г.И. Широков, А.Д. Калихман, Н.В. Комисарова, Т.П. Савенкова)

 

 

1 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. - Мн.: Новое знание, 2011. - 409 с.

2 Арефьев, В. Е.:  Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во АГУ, 2002. — 282 с. 

3 Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма. Учебное пособие для студентов специальности «туризм». – Харьков: Экограф, 2009. - 164 с.

4 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. - Мн.: Новое знание, 2011. - 409 с.

5 Биржаков, М. Б.: Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во Герда, 2004. — 37 с.

6 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. - Мн.: Новое знание, 2011. - 409 с.

7 Туризм в Бурятии  стат. сб. – Улан-Удэ: Бурятстат, 2005.- 65 с.

8 Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии: материалы 1 междунар. Науч.-практ. конференции. (Улан-Удэ, 25-27 мая 2005 г.) – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.- 412 с.

9 Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии: материалы 1 междунар. Науч.-практ. конференции. (Улан-Удэ, 25-27 мая 2005 г.) – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.- 412 с.

10 Ланина И.: Каким быть туризму в Бурятии// Деловой мир Байкала. - 2008. - 11 марта.

11 Широков Г.И. и др. Экологический туризм: Байкал. Байкальский регион.- Иркутск: Изд.-во «Оттиск».-2002 г.- 192 с., илл. (Г.И. Широков, А.Д. Калихман, Н.В. Комисарова, Т.П. Савенкова)

12 Ланина И.: Каким быть туризму в Бурятии// Деловой мир Байкала. - 2008. - 11 марта.

13 Дабаин Б.: Туризм в Бурятии: истоки, реалии, перспективы// "МК" в Бурятии. - 2008. - 21-28 мая. - С. 8-9.

 


Информация о работе Тенденции и проблемы развития туризма в Бурятии