Сущность и роль кластера в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Обозначить понятие туристского кластера;
2) Определить задачи и принципы туристского кластера;
3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;
4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ТУРИЗМЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Туристский кластер как понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Задачи и принципы туристского кластера. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3 Роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.2 Основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
3.1 Практика развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине. . 37
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ (1).doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Ростки опыта  региональной туристической кооперации есть уже и в Республике Беларусь. Например, в Воложинском районе владельцы  агроусадеб коллективно и заранее закупают у фермеров картошку. Поскольку это массовый заказ, то и цена другая. Причем картофель лежит в хранилище фермера и в течение года выбирается для обслуживания гостей агроусадеб.

Или такой вариант. Владельцы агроусадеб делают единый заказ на фирменную посуду ― и, опять же, выходит дешевле, чем получилось бы у каждого в отдельности.

Среди инициаторов  проекта туристического кластера Щучинского района (он реализуется в рамках Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии) ― уроженцы Щучинщины.

Один из них  ― член общественно-консультативного совета по развитию агроэкотуризма при  Министерстве спорта и туризма Беларуси, координатор вышеупомянутой программы  по Гродненской области Франц  Мамуль.

Щучинский район  имеет прекрасный потенциал для развития туристического бизнеса. В частности, можно предложить интересные, конкурентоспособные турпродукты, связанные с белорусскими, польскими и литовскими культурными традициями, а также природными ресурсами этих мест. При этом район хорошо доступен для путешественников и туристов не только из Беларуси, но и из зарубежья в плане транспортной инфраструктуры. Сейчас, например, строится современная транспортная развязка. А особенно важен человеческий фактор: на Щучинщине много инициативных, предприимчивых людей, заинтересованных в туристической деятельности и популяризации своей малой родины. Что приятно, в этом очень заинтересовано и руководство района [20, с. 4].

Среди таких  инициативных людей отметим председателя Щучинского районного Совета депутатов Ивана Соколовского, заместителя председателя Щучинского райисполкома Анну Хведюк, члена общественно-консультативного совета по развитию агроэкотуризма при Министерстве спорта и туризма Беларуси Франца Мамуля, а также декана факультета туризма и сервиса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Сергея Донских:

Идея туристического кластера Щучинского района ― объединить отдельные туристические ресурсы (объекты музейного и исторического  характера, отдыха, культуры, питания, народных ремесел и, разумеется, туристического, транспортного обслуживания и т.д.) в  кластер, где нет жесткого руководства, подчинения, но есть взаимовыгодное сотрудничество. Причем это касается не только резидентов кластера, которые, разумеется, имеют коммерческие интересы при реализации тех или иных туристических услуг, но и партнеров ― органов власти, общественных организаций, учебных и научных учреждений. Например, ГрГУ имени Янки Купалы напрямую денег от реализации этого проекта не получит. Но он получит возможности для реализации каких-то научных разработок, базу для практического обучения своих студентов и, возможно, места их будущего трудоустройства.

Или в чем  выгода Желудокского поселкового Совета, на чьей территории создан первый на Гродненщине  информационный центр по устойчивому развитию и агроэкотуризму? Непосредственно он не выиграет, но косвенные, так сказать, дивиденды от реализации этого, других мини-проектов (и не только в туристической сфере) будут, поскольку от них зависит уровень жизни местного населения.

Во время  разработки модели туристического кластера стали очевидными проблемы, на которых  властным структурам следует сосредоточить  особое внимание. Анализ соответствующей  инфраструктуры показал, что самые  слабые звенья в туристической «цепочке»  ― это размещение и питание туристов. И первые реальные шаги на этом пути, в частности, по развитию гостиничного сервиса, уже сделаны. Да и агроусадьбы теперь считаются не просто каким-то частным, а общерайонным делом. Недаром же сейчас идет установка на трассах указателей проезда к усадьбам. В Щучинском райисполкоме создан общественный совет по развитию агроэкотуризма в составе 19 человек, которые активно участвуют в формировании туристического кластера Щучинщины [20, с. 4].

Участники кластера заключили договоры о сотрудничестве и совместной деятельности по обслуживанию туристов. Разработаны туристические маршруты с расчетом на определенную категорию ― для школьников, гостей не только из нашей страны, но и из Польши, России. И даже попытались определить «Семь чудес Щучинщины», среди которых, не только Маломожейковская церковь ― крепость, Раковицкая чудотворная икона Божьей Матери, дворец Друцких-Любецких, но и... плантация пробковых деревьев [20, с. 4].

Уже в туристическом  сезоне 2012 года разработанная модель туристического кластера Щучинского района будет опробована на практике.

Таким образом, в третьей главе курсовой работы рассмотрено развитие туристских кластеров  в Республике Беларусь. На основании  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

1. Развитие агротуризма на основе фермерских и семейных хозяйств Гомельской области – это одна из наиболее перспективных моделей формирования сельского туризма. В 2006 г. была начата реализация проекта «Кластер агроэкотуризма Гомельщины». Планировалось объединить в кластере все заинтересованные фермерские хозяйства и домашние личные усадьбы, предприятия сельского общепита, сельские советы, сельские школы, а также библиотеки и клубы.

2. Основной целью  кластера агроэкотуризма Гомельщины  ― создание в Гомельской области  современного высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного агроэкотуристического сектора на основе кластерной модели развития агроэкотуризма, формирующей партнерскую сеть производителей агроэкотуристического продукта, при использовании всех ресурсов сельской местности с условием их сохранения, сбережения и воспроизводства. Агроэкотуристический кластер Гомельщины направлен на приоритетное развитие экономики и социальной сферы сельских территорий и сельских сообществ.

3. Туристический  кластер Гомельщины позволит решить ряд социальных и экономических задач: создать инфраструктуру сельского туризма за счет развития мелкого и среднего предпринимательства; создать новые рабочие места в сельской местности; включить в организацию системы развития сельского туризма области основных субъектов туристской деятельности; обеспечить взаимодействие в сфере туризма негосударственных организаций  с администрациями районов Гомельской области; создать информационную базу данных инвестиционных проектов в сфере сельского туризма.

4. Щучинский  район имеет прекрасный потенциал  для развития туристического  бизнеса. В частности, можно  предложить интересные, конкурентоспособные  турпродукты, связанные с белорусскими, польскими и литовскими культурными  традициями, а также природными  ресурсами этих мест. При этом район хорошо доступен для путешественников и туристов не только из Беларуси, но и из зарубежья в плане транспортной инфраструктуры.

5. Идея туристического  кластера Щучинского района ―  объединить отдельные туристические  ресурсы (объекты музейного и исторического характера, отдыха, культуры, питания, народных ремесел и, разумеется, туристического, транспортного обслуживания и т.д.) в кластер, где нет жесткого руководства, подчинения, но есть взаимовыгодное сотрудничество. Причем это касается не только резидентов кластера, но и партнеров ― органов власти, общественных организаций, учебных и научных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования в курсовой работе можно сформулировать следующие выводы.

1. Наиболее часто  применяется определение Портера:  кластеры ― это группа географически  соседствующих взаимосвязанных  компаний (поставщики, производители  и др.) и связанных с ними  организаций (образовательные заведения,  органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга.

Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, которые могут быть как природные, так и искусственно созданные. Главное  звено кластера ― турист, именно на него направлена вся деятельность, при этом важно чтобы новый туристский продукт был ему интересен. Развитие кластера зависит также от экономических, природных, социо-культурных и политических условий, которые имеют тенденцию изменяться.

2. Среди препятствий на пути формирования туристского кластера отметим такие как: неразвитость инфраструктуры и транспорта; длительный период формирования кластера, т.е. не моментальное получение выгод от кластера; нехватка туристских кадров.

3. Целью создания туристического кластера является повышение уровня экономической устойчивости региона, развитие инфраструктуры за счет синергетического эффекта, в том числе: повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в туристический кластер; стимулирование инноваций; стимулирование развития новых направлений туристического бизнеса.

Современный туристский кластер способен решить ряд важных задач, среди которых: создание и  развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона; демонстрация исторического, культурного и духовного наследия Республики Беларусь; поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере; создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, и др.

Туристический кластер должен быть открыт для глобального рынка и в этом смысле является частью мировой экономики.

4. На сегодняшний день агроэкотуризм является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов туризма в Беларуси. Определяющими факторами его развития стали не только живописная белорусская природа, но и очевидные выгоды для всего общества от его развития: дополнительный доход для жителей деревень, улучшение качества жизни в деревне; приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест для местных властей и региона; возможность развития туризма за пределами городов, привлечение иностранных туристов и приобретение положительного туристского имиджа среди других стран для Республики Беларусь.

5. В настоящее  время в нашей стране предпринимаются  попытки перехода от отраслевого  принципа организации экономики  к кластерной модели. Кластер  — это сконцентрированная на  некоторой территории группа  взаимосвязанных компаний. В агроэкотуризме, который затрагивает более 20 различных отраслей, это единственно возможная модель создания регионального туристического продукта.

Очевидным плюсом в развитии агротуризма является упрощенная нормативно правовая база и программы развития агротуризма в Республике Беларусь. Среди проблем, сдерживающих развитие агроэкотуризма, отметим такие как: день агроэкотуризм не представляет собой полноценного самостоятельного комплекса туристских услуг; усадьбы недостаточно обеспечены анимационными программами; не все субъекты агроэкотуризма подготовлены профессионально к приёму туристов, в том числе и иностранных, из-за отсутствия специальных навыков и знаний; отсутствие опыта у персонала агроэкоусадеб, неравномерность распределения информации о субъектах рынка туристических услуг, неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта и др.

6. Развитие агротуризма на основе фермерских и семейных хозяйств Гомельской области – это одна из наиболее перспективных моделей формирования сельского туризма. В 2006 г. была начата реализация проекта «Кластер агроэкотуризма Гомельщины». Основной целью кластера агроэкотуризма Гомельщины ― создание в Гомельской области современного высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного агроэкотуристического сектора на основе кластерной модели развития агроэкотуризма, формирующей партнерскую сеть производителей агроэкотуристического продукта, при использовании всех ресурсов сельской местности с условием их сохранения, сбережения и воспроизводства. Агроэкотуристический кластер Гомельщины направлен на приоритетное развитие экономики и социальной сферы сельских территорий и сельских сообществ.

7. Щучинский район имеет прекрасный потенциал для развития туристического бизнеса. В частности, можно предложить интересные, конкурентоспособные турпродукты, связанные с белорусскими, польскими и литовскими культурными традициями, а также природными ресурсами этих мест. При этом район хорошо доступен для путешественников и туристов не только из Беларуси, но и из зарубежья в плане транспортной инфраструктуры.

Идея туристического кластера Щучинского района ― объединить отдельные туристические ресурсы (объекты музейного и исторического  характера, отдыха, культуры, питания, народных ремесел и, разумеется, туристического, транспортного обслуживания и т.д.) в кластер, где нет жесткого руководства, подчинения, но есть взаимовыгодное сотрудничество. Причем это касается не только резидентов кластера, но и партнеров ― органов власти, общественных организаций, учебных и научных учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Агротуризм : опыт, проблемы, решения : материалы  Международной научно-практической  конференции. / Под ред. И.Л. Воротникова.  – ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2012. – 184 с.

2. Александрова, А.Ю. География туризма : учебник / А.Ю. Александрова. М. : КНОРУС, 2009. ― 592 с. 

3. Баканова, А.А.  Формирование и реализация системы  развития сельского туризма в  регионе : автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05. А. А. Баканова. – Санкт-Петербург, 2005. – 24 с. 

4. Баркова, Н.Г. Концептуальные основы развития агроэкотуризма в Гродненской области / Н. Г. Баркова. — Гродно,  2011. — 35 с.

5. Баркова, Н.Г.  Маркетинговые инструменты в  агротуризме  Гродненской   области  / Н. Г. Баркова. //  Сельское  хозяйство — проблемы и перспективы:  сб.  науч.  тр.: Т. 1  / под ред. В. К. Пестиса. — Гродно : ГГАУ, 2010. — С. 312-319.

Информация о работе Сущность и роль кластера в туризме