Сущность и роль кластера в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Обозначить понятие туристского кластера;
2) Определить задачи и принципы туристского кластера;
3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;
4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ТУРИЗМЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Туристский кластер как понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Задачи и принципы туристского кластера. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3 Роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.2 Основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
3.1 Практика развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине. . 37
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ (1).doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

― деньги частных  инвесторов в объекты агроэкотуризма,

― спонсорские  средства предприятий, работающих на нашем  рынке. Эта  финансовая  система  уже работает, однако требует совершенствования. Так, рекомендуется процедуру регистрации проектов международной технической помощи следует упростить, сферу спонсорства для предприятий расширить, а порядок выдачи кредитов ОАО «Белагропромбанк» сделать менее «затратной».

В настоящее  время агроэкотуризм Беларуси является «живой лабораторией» для многих инновационных идей и начинаний. Успех их во многом зависит от слаженной работы всех заинтересованных партнеров и, помимо этого, условий внешней среды (экономической, политической, социальной, технологической и т.д.). У Беларуси есть шанс стать страной агротуризма как для своих граждан, так и для граждан других государств. В последнем случае нужно еще и снять барьеры, препятствующие развитию въездного туризма: упростить визовый режим, обеспечить доступ бюджетным авиалиниям в нашу страну, организовать систему указателей на дорогах с латинским шрифтом, издать туристические карты на английском языке [12, с. 53].

 

2.2 Основные  проблемы агротуризма в Республике  Беларусь на современном этапе

 

Агротуризм  — это один из самых динамично  развивающихся сегментов туристического рынка страны и великолепная возможность провести свободное время в сельской местности и познакомиться с жизнью и бытом фермеров. Беларусь имеет все необходимые ресурсы для развития агротуризма, а создание агроусадеб может стать дополнительной рекламой для белорусского туризма.

Можно выделить основные тенденции, развитие которых  поможет поддержанию конкурентоспособности  туристской деятельности, привлечению  большего числа туристов и дальнейшему  развитию агротуризма в нашей  стране [13, с. 53].

Очевидным плюсом в развитии агротуризма является упрощенная нормативно правовая база и программы развития агротуризма  в Республике Беларусь. Однако, упрощенный способ регистрации и налогообложения, негативно влияет на услуги, предоставляемые  агроусадьбами. В результате, основные мероприятия агроусадеб — это корпоративны, юбилеи, свадьбы. Выход из этой ситуации может заключаться в создании единого сайта с перечнем всех агроусадеб нашей страны. На сайте должны быть оговорены цены (за сутки пребывания) и виды услуг по каждой агроусадьбе (питание, проживание, удобства, достопримечательности). Важным условием сайта, будет являться возможность любого посетителя оставить свой отзыв, сравнить услуги и цены. В результате, на фоне здоровой конкуренции будет формироваться рейтинг усадьб, способствующий развитию агротуризма.

Белорусский агротуризм привлекателен и для иностранных  граждан. В Беларуси вступил в  силу новый закон «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства» от 4 января 2010 г. № 105-З. В соответствии с этим документом порядок регистрации иностранных граждан, пребывающих в Республику Беларусь на основании договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, изменяется на более простой. Но прогрессивная тенденция роста въездного туризма сдерживается бюрократическими процедурами, в т.ч. визовым режимом въезда. Министерство спорта и туризма выступило с инициативой отменить визы для туристов из стран ЕС. Однако на государственном уровне инициатива поддержки не получила [13, с. 54].

Вместе с тем существует ряд проблем сдерживающих развитие агроэкотуризма.

На сегодняшний  день агроэкотуризм не представляет собой полноценного самостоятельного комплекса туристских услуг, что  является одним из основных сдерживающих факторов увеличения продолжительности пребывания туриста в сельской усадьбе.

Усадьбы недостаточно обеспечены анимационными программами (например, участие туриста в изготовление сувениров, заготовки сена или дров и т.д.).

Не все субъекты агроэкотуризма подготовлены профессионально  к приёму туристов, в том числе и иностранных, из-за отсутствия специальных навыков и знаний.

Продвижение услуг  по отдыху в сельской местности. Например, заказ через Интернет является редкостью, а онлайн бронирование находится  у стартовой черты, тем самым  затрудняя доступность отдыха в деревне.

Стоит отметить: отсутствие единой стратегической концепции, при которой агроэкотуризм интегрировался бы в планы государственного социально-экономического развития в комплексе с развитием  сельского хозяйства [13, с. 54].

На темпы развития так же влияет отсутствие опыта у персонала агроэкоусадеб, неравномерность распределения информации о субъектах рынка туристических услуг, неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта.

Очень важно, что  в сфере агротуризма задействованы и другие жители села, которые продают продукты, оказывают транспортные и другие услуги. У людей существует реальная возможность получить дополнительный доход. Однако инфраструктура, в том числе и придорожный сервис, не получает должного развития. Необходимо построить большее количество гостиничных комплексов, кемпингов, придорожных кафе и др. [13, с. 55]

Основным направлением, способствующим продвижению туристского  продукта на рынок, можно считать  развитие традиционных промыслов. Акцент следует делать на то, на чем не оставила своего отпечатка урбанизация и массовая культура. Наибольшую привлекательность составляют исконно белорусские промыслы, а особенный интерес вызывают дошедшие до нас в неизменном виде. Открытие ремесленной мастерской положительно скажется на привлекательности и доходе агроусадьбы.

Обслуживание  и оказание услуг следует вывести  на мировой уровень и обеспечить максимально возможное разнообразие их по количеству. Отрицательно влияет на развитие агробизнеса отсутствие нужного количества дорожных указателей, специально проложенных велотрасс и дорожек. Отсутствует возможность приобрести подробные карты, позволяющие без проблем передвигаться по незнакомой местности.

Необходима  целенаправленная работа по сохранению естественного и созданию искусственного ландшафта агроусадеб. Следует более детально продумать маркетинговую тактику и стратегию. Большинство хозяев агроусадеб имеют свои официальные сайты. Однако они требует доработок: создания форумов и присутствия на сайтах администратора либо модератора [13, с. 55].

На основании  вышеизложенного отметим, что состояние агротуризма и знание потенциала культурного наследия позволяет определить перспективы развития агротуризма в целом по Республике Беларусь и в серьезной плоскости говорит о привлечении массового туриста.

Таким образом, во второй главе курсовой работы рассмотрен агроэкотуризм как важная составляющая национальной экономики Беларуси. На основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

1. На сегодняшний  день агроэкотуризм является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов туризма в Беларуси. Определяющими факторами его развития стали не только живописная белорусская природа, но и очевидные выгоды для всего общества от его развития: дополнительный доход для жителей деревень, улучшение качества жизни в деревне; приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест для местных властей и региона; возможность развития туризма за пределами городов, привлечение иностранных туристов и приобретение положительного туристского имиджа среди других стран для Республики Беларусь.

2. Туристический  потенциал агроусадеб Республики  Беларусь представляется на крупных  туристических выставках. Ежегодно  издаются каталоги агроусадеб  как на республиканском, так и на областном уровне. Созданы специализированные сайты.

3. Агроэкотуризм  в Беларуси находится на стадии  формирования. На сегодняшний день  в республике разработана и  продолжает совершенствоваться  нормативно-правовая база в сфере  данного вида туризма при содействии ОАО «Белагропромбанк». Проводится программа развития агроэкотуризма в Республике Беларусь, ведется работа по продвижению агротуристического продукта на международном и внутреннем рынках.

4. Для дальнейшего  развития необходимо привлекать иностранных туристов, учитывая опыт стран-соседей. Необходимо увеличивать количество агроусадеб, улучшать качество и спектр оказываемых услуг, активно с помощью Интернет-ресурсов продвигать агротуристический продукт на международный рынок.

5. В настоящее время в нашей стране предпринимаются попытки перехода от отраслевого принципа организации экономики к кластерной модели. Кластер — это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний. В агроэкотуризме, который затрагивает более 20 различных отраслей, это единственно возможная модель создания регионального туристического продукта.

6. Очевидным  плюсом в развитии агротуризма  является упрощенная нормативно  правовая база и программы  развития агротуризма в Республике  Беларусь. Среди проблем, сдерживающих развитие агроэкотуризма, отметим такие как: день агроэкотуризм не представляет собой полноценного самостоятельного комплекса туристских услуг; усадьбы недостаточно обеспечены анимационными программами; не все субъекты агроэкотуризма подготовлены профессионально к приёму туристов, в том числе и иностранных, из-за отсутствия специальных навыков и знаний; отсутствие опыта у персонала агроэкоусадеб, неравномерность распределения информации о субъектах рынка туристических услуг, неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта и др.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

РАЗВИТИЕ  ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Практика  развития кластера агроэкотуризма  на Гомельщине

 

Площадь Гомельской области составляет 40,4 тыс. км кв., или 19,4% территории республики. По размерам регион уступает лишь Минской области. Протяженность области с запада на восток составляет 294 км, с севера на юг – 240 км. По данным переписи 1999 года, численность населения Гомельской области составляла 1545,1 тысяч человек. Положение области на путях из стран Западной Европы в Россию и из стран Балтии в Украину и другие государства выгодно для развития туристской деятельности, оно способствует не только увеличению количества транзитных туристов, но и целенаправленному приезду в регион посетителей с познавательными, деловыми целями.

Разнообразие  растительного и животного мира – густая речная сеть, озера, минеральные  воды, леса, дубравы ― является привлекательным  фактором в организации агроэкотуризма. Гомельская область насчитывает 2948 культурно-исторических недвижимых ценностей, в том числе 1360 памятников культуры и истории, 156 памятников архитектуры, 392 памятника видным деятелям науки, культуры [9, с. 223].

В Гомельской области  насчитывается больше, чем в других областях Беларуси археологических памятников – 397 объектов, что составляет 22% от общего количества достопримечательностей данной категории (стоянки, селища, городища, курганы, надмогильные и культовые сооружения, орудия труда, предметы быта, оружие, украшения и т.д.).

Новый импульс  в реабилитации территорий, реструктуризации агросектора Беларуси, в  котором  треть населения страны сохраняет  черты традиционного сельского  уклада жизни, может дать развитие агроэкотуризма. Развитие агротуризма на основе фермерских и семейных хозяйств Гомельской области – это одна из наиболее перспективных моделей формирования сельского туризма. Более 400 тыс. жителей Гомельской области проживают в сельской местности, природа которой славится своей красотой, обилием рек, озер, лесов и лугов. В области насчитывается свыше 300 фермерских хозяйств, и многие из них могут использовать свои ресурсы для организации туристического подворья или оказания отдельных услуг сельским туристам.

В 2006 г. была начата реализация проекта «Кластер агроэкотуризма Гомельщины» (разработчик УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины» совместно с ГГНПОО «Оракул»). Цель проекта – разработать кластерную стратегию развития сельского туризма в регионе, которая направлена на создание региональных  и местных агротуристических сетей, объединяющих различные модели агротуристических хозяйств и предприятий. Эти исследования вошли в Мероприятия Гомельского облисполкома по развитию туризма в Гомельской области на 2006-2007 гг. Агротуристический кластер Гомельщины призван оказывать содействие развитию села за счет эффективного использования собственных ресурсов.

Ученый Майкл  Портер, специалист в области кластеров, дает следующее определение: «Кластеры  — это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли» [9, с. 224].

Кластерная  модель развития сельского туризма  на Гомельщине опирается на принципы устойчивого развития, в том числе  она  направлена на диверсификацию сельскохозяйственного производства и структуры занятости на селе, привлечение и укрепление туристических ресурсов Гомельщины. Планируется объединить в кластере все заинтересованные фермерские хозяйства и домашние личные усадьбы, предприятия сельского общепита, сельские советы, сельские школы, а также библиотеки и клубы. В конечном итоге кластер способствует укреплению инфраструктуры регионального туристического рынка, а «агротуризм» рассматривается как «точка роста» местной экономики. Туристический кластер позволяет решить ряд социальных и экономических задач: создать инфраструктуру сельского туризма за счет развития мелкого и среднего предпринимательства; создать новые рабочие места в сельской местности; включить в организацию системы развития сельского туризма области основных субъектов туристской деятельности; обеспечить взаимодействие в сфере туризма негосударственных организаций  с администрациями районов Гомельской области; создать информационную базу данных инвестиционных проектов в сфере сельского туризма.

Информация о работе Сущность и роль кластера в туризме