Статистический анализ развития туризма в Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей работы: представить раз¬вернутую характеристику составляющих туризма, основополагающие его принципы; проанализировать состояние современного туристского рынка Казани на основе статистических данных последних лет; раскрыть экономическую значимость ин¬дустрии туризма, ее влияние на экономику региона, страны; изложить проблемы и перспективы развития туризма в Казани.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Основные понятия и определения туризма……………………………3
1.1 Определение туризма…..…………………………………………………………3
1.2 Сущностное определение туризма………………………………………………3
1.3 Классификация туризма…………………………………………………………6
1.4 Статистическое определение туризма…………………………………………18
Глава 2. Анализ развития туризма в Казани……………………………………23
2.1 Проблемы и перспективы развития туризма………………………………….25
2.2 Статистика туризма……………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ОК ДА.docx

— 191.06 Кб (Скачать файл)

        В Казани недостаточно развит парк современного туристического транспорта. Количество комфортабельных экскурсионных автобусов не более 36 единиц. При этом техническое состояние этого парка ухудшается с каждым годом. Из-за дороговизны автобусов сдерживается развитие экскурсионного обслуживания и, прежде всего, детского.

        Недостаточно используется статус города Казани как города Всемирного наследия для ознакомления мирового сообщества с памятниками исторического наследия города.

        Особого внимания требует производится и сбыта сувенирной продукции. Ассортимент сувенирной продукции должен быть разнообразным, как по стоимости, так и по оформлению, с национальной символикой и символикой 1000-летия основания г. Казани; изготовление карт, схем, путеводителей и другой рекламной продукции.

        Учитывая, что решение всех обозначенных проблем по развитию туризма в городе требует программного подхода, администрацией города совместно с Российской Международной Академией туризма, ТИСБИ, предприятиями туристической индустрии разработана Программа развития туризма в г. Казани. В Программе предусмотрено:

- разработка и реализация мер  в сфере внутреннего и въездного  туризма по поддержке предприятий  и учреждений туриндустрии города,

- поэтапное формирование туристических  услуг на основе приобретенного  развития въездного и внутреннего  туризма,

- привлечение отечественных и  иностранных инвесторов и туроператоров  к участию в развитии туристической  индустрии в г. Казани,

- развитие кадрового потенциала  специалистов в отрасли туризма  и обслуживания,

- увеличение количества туристических  маршрутов и объектов, представляющих  интерес для туристов.[1]

В 2007 году Казань стала местом проведения крупных международных мероприятий, которые позволили широко заявить  о столице Республики Татарстан  и подтвердить выбранный слоган, что «Казань – третья столица  России».

- Международный семинар по проблемам студенческого спорта стран СНГ и Восточной Европы (апрель 2007 г.);

- XVI ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) (20-21 мая 2007 г.);

- IX конгресс Организации городов Всемирного наследия (ОГВН) (19-24 июня 2007 г.);

- IV заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» (10-11 сентября 2007 г.);

- Заседание Комитета по экономике и региональному развитию Ассамблеи регионов Европы (19-21 сентября 2007г.).

        Серьезным приоритетом для Мэрии Казани является паломнический туризм. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил реализацию проекта строительства Паломнического центра на месте явления Богородицы. В настоящее время идут работы по благоустройству территории, на которой расположится Паломнический центр.

        Летом Казань приняла первые группы паломников из Германии, США, Сирии. Из Италии нашему городу была передана величайшая святыня христианского мира - часть ризы Пресвятой Девы Марии, а также мощи великих угодников Божиих. Обладая таким потенциалом, Казань имеет все шансы стать одним из международных центров паломнического туризма.

Достигнуты договоренности о проведении в Казани конференции с участием мэров городов – мест явлений  Девы Марии. Проведение конференции  запланировано на весну 2008 года. По результатам конференции Казань планирует также вступить в клуб городов – мест явлений Девы Марии.

        Важной задачей является развитие информационной инфраструктуры. В 2007 году создан Туристско-информационного центр. Он обладает полной и достоверной информацией о туристическом потенциале города, предприятиях и программах туристической сферы.

        Реализуется проект создания туристического Интернет-портала г.Казани, на котором будет представлена вся информация на пяти языках.

К новому туристическому сезону планируется  установить современные дорожные указатели, информационные щитов с картой, таблички с аннотацией того или иного памятника  истории, культуры и архитектуры.


        В 2007 году наш город приступил к началу заявочной кампании на право проведения универсиады 2013 года.

        Организация и проведение столь масштабного мероприятия позволит решить ряд проблем, связанных с инфраструктурой города, а также существенно повлияет на              

                                                 продвижение Казани на внешний рынок.[2]               

Рис. 3 Символ универсиады      

 

2.1 Проблемы и перспективы развития туризма в Казани

        Важность и актуальность развития сферы социально-культурного сервиса и туризма обусловлена ростом огромного интереса к Казани со стороны российских и иностранных граждан в связи с проведением тысячелетия нашего древнего города и последующих крупных мероприятий мирового значения.

        Казань объединила эпохи, этносы, религии и в начале 21 века ей выпала миссия воссоединения западных и восточных цивилизаций. Генетически казанская земля накопила огромный потенциал восточного гостеприимства, полученного от государственных образований тесно связанными с древними культурными традициями на этом пространстве еще с эпохи средневековья. Предстоящие научные конференции 2011 года обещают стать главным источником информации о текущем положении дел на рынке туризма.

        Туризм как отрасль народного хозяйства республики может быть производительным и очень прибыльным при разумном решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны - интересы региона и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны – интересы конечных потребителей –туристов из России и других стран мира. Кроме того туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других. Туризм стимулирует развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, товаров эксклюзивного спроса, производимых только в данном регионе, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов и т.д.

        Сфера социально-культурного сервиса и туризма в Казани - слабое звено экономики города. Недостаточный спектр услуг, отсутствие качества, экологичности и безопасности может испортить имидж городу при увеличении туристских потоков и массовом обслуживании. Вместе с этим развивается активно рынок индивидуального туризма, появляется большое количество достаточно информированных потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма, знания таких потребителей опережают знания тех, кто вышел на рынок предложения услуг. Наступает пора жесткой дифференциации услуг, поиска своей ниши, где надо становиться не только мастером, а «маэстро» своего дела. Россия только сейчас начинает старт в освоении новых технологий в индустрии туризма, пытаясь догнать Европу, но нужно учитывать, что сама Европа отстает от американских технологий на 3 года. Сегодня реалии таковы, российский туризм постоянно в ожидании соответствующей нормативно-правовой базы, которая не прислушивается к профессионалам турбизнеса, нет конкретных планов развития туризма в целом по России, развивается туризм с акцентом на выезд, законодательно не стимулируется въездной и внутренний туризм. А государство уповает на то, что рынок сам все отрегулирует. Но в образовательном процессе зависящем от законодательных нормативов необходимо активное участие государства. Необходимо повышать профессиональный уровень персонала.

        В стране возникла проблема неудовлетворительной профориентации молодежи. Срочно требуется создать систему, которая поможет будущим абитуриентам узнать, какие специальности востребованы и оценить их перспективность. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

        В борьбу за лучшие кадры давно включились представители иностранных компаний, которые работают в нашей стране. Иностранные компании активно внедряют свой менеджмент, заново обучая и переучивая выпускников российских профильных Вузов, приближая их к мировым стандартам. По подсчетам американских ученых правильный выбор профессии в два–два с половиной раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в полтора–два раза уменьшает стоимость обучения кадров.

        Положительным фактом можно назвать проведение круглых столов по этим проблемам в стенах Государственной думы, один из них на тему «Система бизнес-образования молодежи как основа конкурентоспособности и эффективности роста российской экономики».

        Международный комитет по высшему образованию ЮНЕСКО намерен провести Всемирную конференцию по проблемам высшего образования, планируя ее проведение в 2008-2009 гг.[3]

 

2.2 Статистика туризма в Казани

        С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики. Постепенно простые учетные операции усложнялись и стали включать элементы анализа туристской миграции. В настоящее время статистика туризма, охватывая большой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности, его влияния на платежный баланс; выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы; проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.

        За каждым из перечисленных направлений статистических наблюдений стоит конкретный пользователь информацией. Это - правительства, национальные туристские администрации и предприятия-производители туристских товаров и услуг. В процессе работы все они нуждаются в новейшей информации о туризме и определяют ее содержание, объем, формы и периодичность представления.[4]

        Необходимость статистического изучения туризма на сегодняшний день обусловлена потребностью в получении объективной и достоверной информации о состоянии, развитии и динамике отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового регионального продукта.

        В 2007 году в городе побывало более 800 тыс. туристов и экскурсантов, что почти в полтора раза превышает показатели 2006 года. Это можно увидеть на примерном графике. (рис. 4)

 

Рис. 4 График потоков туристов в г. Казани

 

        За последние 3,5 года число гостей, посетивших столицу Татарстана, выросло более чем на треть - с 850 тыс. человек до 1 млн. 170 тыс. человек, что в свою очередь повлекло увеличение доходов от туристов на 41 процент.

В 2010 году город впервые посетило свыше 1 млн. гостей. За миллион перевалило и число пассажиров, обслуженных  в международном аэропорту «Казань» к ноябрю этого года.

         С 2008 года в Казани построено 15 новых гостиниц, из них три бренда («Marriott», «Park Inn», «Ibis») представляют международные сети. За 10 месяцев 2011 года в городе появилось 6 хостелов, в настоящее время строится еще 10 гостиниц.

        На сегодняшний день в Казани без учета санаториев, гостевых домов и хостелов имеется 69 гостиниц на 4,2 тыс. номеров (6,7 тыс. мест). Из них одна гостиница имеет классификацию 5 звезд, пять гостиниц – 4 звезды, две гостиницы – 3 звезды и еще две гостиницы – 2 звезды.

        Среднегодовая загрузка гостиниц в 2011 г. составила 51%. Загрузка 6 ведущих гостиниц Казани сегмента 3 - 5 звезд (номерной фонд составляет 25%) составила 61,3%. Доходность на номер в 2011 г. увеличилась на 44% и составила 2377 руб. за номер в сутки.[5]

        Татарстан в ТОП-5 регионов России по числу постояльцев гостиниц и мест кратковременно проживания туристов. Рост туристического потока и экскурсантов составляет 15% ежегодно.

 

Рис. 5 Количество компаний, занимающихся турагентской деятельностью

 

        Туродни (Д) - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме; она важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Количество туродней определяется по нижеприведенной формуле:

 

Д = Ч*tср,                                                      (1)

   где Ч - число туристов;

tср - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом

 

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.

Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее, местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными.

Величина суммарных туристских расходов (Р ) в данном регионе определяется следующим образом:

 

Р = Д*Рср,                                                (2)

где Рср - средние расходы туриста за сутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        По результатам проведенной мной работы можно сделать ряд важных выводов относительно потенциала роста рынка туризма. Есть основания утверждать, что сфера туризма имеет огромный потенциал. Наряду с другими видами экономических, культурных, социальных, научных и технических связей государств она является важным фактором укрепления взаимного доверия и вносит значительный вклад в решение таких проблем, как поддержание мира, укрепление дружеских взаимоотношений между государствами.

Информация о работе Статистический анализ развития туризма в Казани