Статистический анализ развития туризма в Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Задачи моей работы: представить раз¬вернутую характеристику составляющих туризма, основополагающие его принципы; проанализировать состояние современного туристского рынка Казани на основе статистических данных последних лет; раскрыть экономическую значимость ин¬дустрии туризма, ее влияние на экономику региона, страны; изложить проблемы и перспективы развития туризма в Казани.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Основные понятия и определения туризма……………………………3
1.1 Определение туризма…..…………………………………………………………3
1.2 Сущностное определение туризма………………………………………………3
1.3 Классификация туризма…………………………………………………………6
1.4 Статистическое определение туризма…………………………………………18
Глава 2. Анализ развития туризма в Казани……………………………………23
2.1 Проблемы и перспективы развития туризма………………………………….25
2.2 Статистика туризма……………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ОК ДА.docx

— 191.06 Кб (Скачать файл)

         Недавно в Греции были обнаружены места произрастания орхидей. Растения находятся под охраной государства. Наблюдение за ними ведут специалисты. Для широкой общественности доступ в эти районы страны закрыт. Исключение сделано для членов Общества любителей орхидей, которые были оповещены о находке и в сопровождении гида могут посетить охраняемые территории. Они приезжают из разных стран, чтобы полюбоваться растениями в естественных условиях. Такого рода поездки правомерно классифицировать как экологические, а самих путешествующих лиц относить к числу экотуристов.

        Одновременно с диверсификацией экотуристской деятельности отмечается процесс сближения экологического с другими видами туризма. Тяга к природе присутствует и в массовом туристском движении. Купально-пляжный отдых, круизы, деловые поездки нередко включают посещение национальных или природно-этнографических парков. Границы собственно экологического туризма становятся все более размытыми, а его масштабы и социально-экономическое значение с трудом поддаются описанию.

         На очередном Всемирном конгрессе по экологическому туризму, проходившем в 1997 г. в Бразилии, были приведены следующие данные. Пока только 12% туристов в мире отдают предпочтение "зеленым" путешествиям, но их число растет чрезвычайно быстрыми темпами - на 30% в год. По оценкам западных специалистов, в 1993 г. экологический туризм принес 30 млрд. ам. долл., или 10% доходов от международного туризма.

         Практически каждая страна имеет возможности для организации "зеленых" путешествий. Сегодня основные экотуристские потоки направляются в США, Канаду, Австралию, Непал, Эквадор, Бразилию, Филиппины, Кению, ЮАР и некоторые другие страны. Экологический туризм представляет одну из наиболее перспективных и динамичных форм туристской деятельности.

          Классификация туризма имеет большое научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.

 

1.4 Статистическое определение туризма

          В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы. Необходимость его дефиниции возникла в первой половине XX в. и была обусловлена повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц.

          Одно из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми, более поздними поправками. В последние десятилетия проблема дефиниции туриста обсуждалась на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950 г.; Лондон, 1957 г.), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963 г.), конгрессе ВТО (Манила, 1986 г.), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989 г.) и др., что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

          В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одоб­ренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

          Предложенная дефиниция позволила более четко очертить ту часть путешествующих лиц, которая выступает объектом статистических исследований в туризме. В итоговых документах Оттавской конференции и технических пособиях ВТО турист определяется как посетитель. Это понятие рекомендуется использовать в качестве ключевого в статистике туризма. Оно распространяется наряду с туристами и на экскурсантов, которым присущи общие признаки. Различия, имеющиеся между ними, не затрагивают существа явления, поэтому экскурсионные поездки все чаще рассматриваются как частный случай туризма и отражаются в туристских статистических справочниках.

           Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и одновременно отличить от других путешествующих лиц: перемещение за пределы обычной среды, продолжительность пребывания в месте назначения и цель поездки.

Выезд за пределы обычной среды - первый критерий классификации путешественников. Термин «обычная среда» был введен в оборот на Оттавской конференции для того, чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу (учебу) и обратно. Они не покидают обычной среды и не считаются туристами.

           В рекомендациях по статистике туризма ВТО параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотой посещения объекта и его удаленностью. Места, которые лицо посещает регулярно, являются элементом его обычной среды, даже если они находятся на значительном расстоянии от местожительства. На этом основании, например, жители приграничных районов, работающие на территории сопредельного государства и многократно выезжавшие за границу, не могут быть отнесены к категории между­народных туристов.

           Кроме того, обычная среда включает объекты в непосредственной близости от местожительства человека вне зависимости от частоты их посещения. Такая трактовка вытекает из психологического восприятия людьми этих объектов, не только производственных, но также природных и культурных, как элементов каждодневности. Едва ли кто станет рассматривать выход в расположенный по соседству театр как туристское мероприятие. Не найдет он отраже­ния и в статистике туризма.

           Концепция обычной среды вызывает жаркие споры среди специалистов. Дискуссионными остаются определение самого понятия и, что особенно важно для статистики, пороговые значения расстояния, которое необходимо покрыть, чтобы считаться посетителем, и частоты посещения объекта. Они существенно различаются по странам и требуют специальных поправок в каждом конкретном случае.

         Продолжительность пребывания - второй критерий выделения статистической совокупности посетителей. Он вводится в развитие концепции обычной среды и позволяет отличить туристов и экскурсантов от резидентов. Продолжительность пребывания ограничивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в категорию постоянных жителей и не учитывается в статистике туризма. В случае возвращения на прежнее местожительство с краткосрочным визитом (например, чтобы навестить родных и близких) это лицо регистрируется как посетитель данной территории. В Испании и Италии - ведущих принимающих туристских странах Южной Европы - эмигранты, приезжающие на родину, составляют большую часть въездного туристского потока.

         Цель (мотив) поездки - третий признак посетителей. В отличие от других путешественников ими движут туристские мотивы, которые в официальных документах и научной литературе трактуются очень широко. Для удобства статистического учета посетителей по рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков: досуг, рекреация, отдых; посещение родственников и знакомых; деловые и профессиональные цели (участие в деловых встречах, конференциях, конгрессах и т.д.); лечение; поклонение религиозным святыням (паломничество); прочие туристские цели.

        На первый взгляд, статистическая совокупность посетителей кажется очень пестрой и разнородной. Несмотря на неодинаковые продолжительность путешествий, географию поездок, способы передвижения, все эти лица объединены в одну категорию и противопоставлены всем тем, кто отправляется в дорогу в поисках работы и для осуществления оплачиваемой деятельности.

         Классификация по целям (мотивам) поездки отражает разную экономическую природу двух категорий мигрантов. Особенности каждой из них становятся совершенно очевидными в случае выезда за границу, хотя классификация относится как к внутренним, так и международным путешественникам. С экономической точки зрения лица, получившие рабочие места за рубежом, являются производителями товаров и услуг, т.е. валового внутреннего продукта иностранного государства. За свой труд они получают вознаграждение – определенную денежную сумму, которую переводят на родину. Поэтому в финансовом отношении оплачиваемая деятельность иностранных граждан сопряжена с оттоком валюты (расходами) из страны их временного пребывания и поступлениями (доходом) для страны их постоянного проживания.

         В отличие от производителей материальных благ и услуг как категории путешествующих лиц, посетители являются потребителями национального продукта. Те денежные средства, которые туристы и экскурсанты расходуют на поездки, делают их потребителями.

        Информация о расходах на путешествия чрезвычайно скупа. Но известно, что в Великобритании они составляют 19% среднего годового семейного бюджета англичан, уступая лишь затратам на питание и жилье. В Германии аналогичный показатель равен 16%, во Франции и США по 12%. Средняя американская семья тратит на путешествия около 4 тыс. ам. долл. в год, столько же, сколько она расходует на медицину или на питание, напитки и табак вместе взятые и в два раза больше, чем на покупку одежды.

        Потребительский характер пребывания посетителей за границей обусловливает определенную направленность денежных потоков в мировом хозяйстве. Туристы и экскурсанты перемещают де­нежную массу из страны постоянного жительства в принимающую страну. Граждане, путешествующие ради удовольствия, с деловыми, лечебными или культовыми целями, при всем различии мотивов пребывания за границей ввозят валюту в принимающую страну и в равной степени увеличивают валютные поступления в ее бюджет. Поэтому их объединение в самостоятельную категорию посетителей экономически оправдано.

        Для определения перспектив развития инфраструктуры туризма, прежде всего базы размещения, большое значение имеет вычленение посетителей из числа путешествующих лиц с последующим выделением из полученной таким образом совокупности ночующих посетителей - туристов, и однодневных посетителей - экскурсантов (рис. 2).

        Итак, понятие «турист» как частный случай посетителя используется в отношении лица, которое выехало за пределы обычной среды, находится в посещаемом месте временно, путешествует с рекреационными, деловыми и прочими туристскими целями. Только наличие всех этих без исключения признаков позволяет рассматривать путешествующее лицо в качестве туриста.

                                                                                            Рис. 2 Этапы

выделения статистической совокупности посетителей и «чистых» туристов

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ развития туризма в Казани

 

        В городе проводится целенаправленная работа по развитию туризма на основе законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в области туризма и с учетом придания г. Казани статуса города Всемирного наследия и подготовки города к 1000-летию со дня его основания.

        Проблемами развития туризма в городе занимаются 3 структурных подразделения администрации города, 160 туристических фирм, среди которых 10 работают на развитие внутреннего (въездного) туризма, а остальные - на развитие выездного туризма.

        Существенное влияние на развитие туризма оказывает состояние гостиничного хозяйства. Так, в городе существует гостиничная сеть, в которой 23 гостиницы общим количеством мест - 2500, 3 санаторно-курортных организации общим числом мест 1130.

        Разработано 87 маршрутов внутреннего туризма, среди них такие маршруты, как "Сказанием встает Казань", "Улица длиной в четыре века", "Казань музыкальная", "Казань театральная", "Казань вузовская" и пр.

Развитию туризма способствует развитие транспортной системы в  городе.

Среди транспортных организаций города необходимо отметить следующие предприятия: ОАО "Татарстан", "Тулпар", Второе Казанское авиапредприятие, Бугульминское  авиапредприятие, два представительства  национальных авиакомпаний "Люфтганза" и "Узбекистон Хаво йуллари", Казанское  отделение Горьковской железной дороги, судоходная компания "Татфлот" и автотранспортные хозяйства.

        Серьезное внимание уделяется подготовке кадров для туриндустрии.

В этом направлении работают казанские  филиалы Российской Международной  Академии туризма, Московского международного университета, Татарский Институт Содействия Бизнесу (ТИСБИ). Так, ТИСБИ организует обучение и повышение квалификация менеджеров по туризму. С 1998 года подготовлено 250 специалистов.

        Ежегодно город Казань посещают 300000 туристов и экскурсантов. Туристический бизнес приносит в среднем около 450 млн. рублей в год (проживание, питание, развлечения, сувениры).

Совместно с Национальным музеем Республики Татарстан проводится обучение и  повышение квалификации экскурсоводов. В настоящее время в городе работают более 70 квалифицированных  экскурсоводов. В 2000 году их было всего  лишь около 30 человек.

        Богатейший культурно-исторический и природный потенциал Казани - города Всемирного наследия используется малоэффективно.

Туристические объекты города загружены  не в полной мере. Ощущается острая нехватка гостиниц туристического среднего класса, в т.ч. современных малых  гостиниц (30-50 мест), которые являются основой круглогодично функционирования туристического комплекса.

        Предприятия питания однообразны как по интерьеру, так и по ассортименту предлагаемых блюд, слабо выражена национальная кухня. Мало недорогих кафе и ресторанов.

Информация о работе Статистический анализ развития туризма в Казани