Современное состояние и перспективы развития туристской инфраструктуры в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:18, доклад

Описание работы

Осуществляемое в республике Казахстан реформирование социально-экономической жизни еще не затронуло в полной мере туризм и его инфраструктуру. Из-за слабой материальной базы туризма Казахстан теряет ежегодно миллионы долларов, что вызывает необходимость привлечения капитальных вложений в туристскую сферу, а также средства отечественных и иностранных инвесторов [1].

Файлы: 1 файл

ифраструктура в рк.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Современное состояние  и перспективы  развития туристской инфраструктуры в Казахстане

 

Осуществляемое в республике Казахстан реформирование социально-экономической жизни еще не затронуло в полной мере туризм и его инфраструктуру. Из-за слабой материальной базы туризма Казахстан теряет ежегодно миллионы долларов, что вызывает необходимость привлечения капитальных вложений в туристскую сферу, а также средства отечественных и иностранных инвесторов [1].

Одной из причин неразвитости инфраструктуры индустрии туризма в Казахстане является то, что на государственном уровне ею не занимались целенаправленно как отраслью экономики. Не уделялось внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является также непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет. Определенные перспективы Казахстан имеет в сегменте бизнес-туризма. Это, прежде всего города Алматы, Астана, Атырау. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам. Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железнодорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных форумов зданий и гостиниц город имеет все необходимое для отдыха и развлечений, кроме того на территории близлежащей городу в радиусе 500 км расположены замечательные рекреационные зоны [2]. Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес к городу, как к молодой столице нашего государства, имеющей современный облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма.

Внутренний туристский рынок в большинстве развитых в туристском плане странах приносит от 30 до 50 процентов общего дохода от туризма [3]. В этом отношении Казахстан имеет хорошие перспективы. В то же время следует отметить, что сегодня внутренний туризм в основном является стихийным, неорганизованным. Исключение составляет деятельность немногих курортов, санаториев и туристских баз. Из-за отсутствия должного внимания развитию этого вида туризма, бюджет государства недополучает огромную сумму, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится серьезный ущерб экологическому состоянию природных, культурных и исторических памятников.

Немаловажную роль играют туристские фирмы, которые на данном этапе развития нашего государства в основном занимаются выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. Наиболее развитой является сеть туристских фирм в Алматинском, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Алматы и Астане [4]. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживается до 88 процентов туристов и экскурсантов ежегодно.

 

Таблица 1 - Количество туристских фирм в Казахстане с 2003 по 2011 гг.

Года

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Количество

турфирм

713

751

846

921

1007

1163

1203

1252

1372




 

Рисунок 1 – Динамика роста числа турфирм в Казахстане за 2003-2011гг.

 

 

Если смотреть на рисунок 1, то можно сделать вывод, что  с каждым годом число турфирм возрастает на 10%, что говорит о повышении уровня значимости туристских фирм [5]. По мере возрастания турфирм растет и потребность в инфраструктуре транспорта, так как важнейшей составляющей турпродукта является транспорт.

       На современном этапе своего развития транспортный комплекс республики характеризуется неудовлетворительным состоянием основных средств, устаревшими и недостаточно развитыми инфраструктурой и технологиями. В качестве средства доставки туристов в Казахстан главную роль играет авиасообщение. Поэтому чрезвычайно важным вопросом является развитие и усиление позиций на рынке национального авиаперевозчика. Необходима нейтрализация эффекта падения конкурентоспособности национальных авиалиний путем открытия рейсов по аналогичным маршрутам [6]. Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость турпродукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.

        Автомобильный транспорт используется для организации шоп-туризма в приграничные государства и в экскурсионных маршрутах. Однако, его развитие целиком зависит от состояния дорог и наличия надлежащего технического обслуживания туристских транспортных средств [7]. Автобусный парк республики находится в запущенном состоянии, к тому же практически не имеет современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.

         Основной железнодорожный перевозчик Республиканское государственное предприятие "Казахстан темiр жолы" совершает пассажироперевозки по 14 маршрутам. По железным дорогам Казахстана транзитом курсируют пассажирские поезда Кыргызстана, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана. В будущем необходимо обратить внимание на развитие общественного экологически чистого туристского транспорта. Основная доля сети наземных путей сообщений приходится на автомобильные порядка 88,4 тыс. км и железные дороги 14,0 тыс. км соответственно, а если сравнивать с Канадой площадь которой схожа с Казахстаном, то железные дороги у них составляют 46, 6 тыс. км, это говорит о нехватки дорожных путей, т.е. слабый уровень развития транспортной инфраструктуры. 

Средства размещения. Одним из самых серьезных ограничительных  факторов в зарождении туристского бизнеса в республике являлись низкие возможности материальной базы индустрии туризма. Главной причиной предоставления некачественного туристского продукта в областных центрах зарубежным посетителям было и остается отсутствие гостиниц соответствующего класса, а имеющаяся гостиничная база изношена на 80 процентов, часть гостиниц находится в упадочном состоянии и на грани банкротства, так как были построены в 60-х годах.


        Наличие надежной связи для обеспечения информационных потоков является еще одним условием комфортности и безопасности отдыха. Алматы и Астана имеет развитую систему сотовой и международной связи. При подключении к линиям волоконно-оптической связи надежность, скорость и качество услуг значительно возрастет.

        На сегодня развитие туризма в нашем государстве обеспечивается Законом Республики Казахстан "О туризме" от 3 июля 1992 года N 1508-ХII, Указами Президента Республики Казахстан "О реализации Ташкентской декларации глав тюрко-язычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 года N 3476 и "О Государственной программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27 февраля 1998 года N 3859 [8].

Принятие этих документов положительно сказалось на развитии казахстанского рынка туризма.

       Для развития инфраструктуры туризма страны, способной обеспечить устойчивый приток туристов с учетом специфики национального туристского продукта, необходимо:

  • развитие транспортно-дорожной инфраструктуры для общего пользования и для удовлетворения туристских потребностей;
  • развитие сопутствующей инфраструктуры: водо-, электроснабжения, канализации и системы удаления твердых отходов, телекоммуникаций в имеющихся и потенциальных туристских зонах;
  • создание туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха; реставрация и музеефикация историко-культурных и этнографических памятников;
  • разработка проектов и строительство туристских объектов, в том числе средних и малых средств размещения, с учетом обеспечения круглогодичного использования [9].

        Сегодня мы обязаны построить всю необходимую инфраструктуру современной туристской индустрии. Если мы хотим, чтобы к нам приезжали туристы, мы должны срочно пересмотреть многие подходы в этом направлении: от стоимости и сроков оформления виз до строительства крупных туристских центров отдыха и развлечений. В развитии туризма должны быть заинтересованы многие государственные ведомства и областные исполнительные органы, так как туризм охватывает огромный спектр сферы услуг и производства в различных отраслях. Очень многое зависит от инициативы местных властей, от их понимания того, что туризм может стать источником процветания края. Кроме того, для создания мощных туристских центров необходимы капитальные вложения, как со стороны государства, так и отечественных и зарубежных инвесторов. Поэтому мы должны создать необходимые условия для скорейшего появления развитого туристского комплекса, отвечающего всем мировым стандартам и требованиям.


Информация о работе Современное состояние и перспективы развития туристской инфраструктуры в Казахстане