Состояние туристического рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Все вышесказанное определило актуальность темы данной дипломной работы. Ее цель – проанализировать современный туристский рынок. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть туристический рынок РФ;
выявить проблемы и перспективы его развития;
предложить меры по повышению эффективности использования туристского потенциала в РФ.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 200.95 Кб (Скачать файл)

- массового рынка;

- специализированного сегмента  рынка;

- внутреннего рынка;

- внешнего рынка.

 
Рис. 1.5. Этапы (1-13) организации работы туроператора по разработке тура

Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.

Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.

Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают турпакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.

Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают турпакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.

Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.

На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг. Отличие их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, в том, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта.

Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.

Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.

Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.

В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Одна и та же туристская фирма может выступать по отношению к одним своим продуктам как рецептивный туроператор, а к другим - как инициативный, а в некоторых случаях и как турагент по продаже готовых туров, сформированных сторонним туроператором.

Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, - это отрасль, которую называют «курицей, несущей золотые яйца». Объясняется это тем, что сфера гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма.

Согласно данным Госкомстата РФ, в 2007 г. в России насчитывалось более 5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. - гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа - далее гостиницы) приходилось 40 номеров на 78 мест. В табл. 1.5 представлены данные о количестве гостиниц и номерном фонде по регионам России за 2007 г.

Таблица 1.5.

Количество гостиниц в России по состоянию на 2007 г.

  

 

Число гостиниц, мотелей, общежитий на конец года

В том числе гостиниц

Единовременная вместимость гостиниц на конец года

Число номеров на конец года

Предоставлено койко-суток гостиницами за год, тыс.ед.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

5043

4022

390931

202033

44927,8

В том числе районы:

       

1602,7

Северный

342

270

18481

9965

Северо-Западный

157

141

28865

15660

4166,9

Центральный

827

611

114234

60585

17385,2

Волго-Вятский

233

207

13783

7414

1097,0

Центрально-Черноземный

246

187

14484

7174

1270,7

Поволжский

569

426

34649

16110

3242,1

Северо-Кавказский

564

443

50557

25809

3928,6

Уральский

668

540

36321

18282

3601,7

Западно-Сибирский

556

470

35026

16120

3665,5

Восточно-Сибирский

426

352

22678

11737

1940,7

Дальневосточный

437

357

24094

12325

2823,6

Калининградская область

18

18

1597

8525

203,1


Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая.

За последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду.

В целом в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66 % и в сельской местности - 34 %. По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в городской местности, - это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев. Общее распределение гостиниц по формам собственности в 1997 г. представлено на рис. 1.6.

 
Рис. 1.6. Распределение гостиниц РФ по форме собственности в 2007 г.

Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы - 64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61 %, Северная Америка - 65 %, Азия и Австралия - 70%.

Международные гостиничные цепи в России

Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. До распада СССР в стране существовала единственная гостиничная цепь - цепь гостиниц,"Интурист". В 1970 г. она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тыс. номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслуживания в них был значительно ниже мировых стандартов.

Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге.

Предприятия питания

Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. Целью работы предприятий питания является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей, развлечений.

По данным Госкомстата РФ, число мест в предприятиях питания России достигло 8581 тыс. Средняя их вместимость составляет около 73 мест.

Типизация предприятий питания в России осуществляется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Учитываются особенности интерьера, музыкального сопровождения, меблировки, столовой посуды и белья, приборов.

К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовую и пр. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан. 
Из общего числа мест предприятий питания более 83 % приходится на столовые, около 5 % - на рестораны, почти 12 % - на кафе и закусочные. Средняя списочная численность работников столовых составляет 481 тыс., ресторанов - 128 тыс., кафе и закусочных - 157 тыс. человек.

Индустрия развлечений

Индустрия гостеприимства неразрывно связана с развлечениями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения.

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. 
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.

Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица.

В статистической практике отсутствует критерий выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей. Связано такое положение прежде всего с недостаточной классификацией исходных видов деятельности. Следует отметить также чрезвычайно большое разнообразие предприятий, призванных создавать и организовывать условия развлечения. В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие производства рассредоточены по многим отраслям, образуя в ряде случаев их неосновную, вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание. Поэтому непроработанность вопросов экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, связана с относительной "молодостью" индустрии развлечений. Остаются нерешенными вопросы о технологическом единстве составных частей такого предприятия, его инфраструктуре. Трудно сформировать совокупность организационно-экономических признаков, характерных для предприятий индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечений в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т. п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик-холлы и др.), также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением.

К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивают развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.

Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, также должны входить в состав индустрии развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. В широком смысле радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека. К основным характеристикам процесса развлечения относят:

- добровольный выбор вида развлечений  человеком;

- неограниченный перечень видов  развлечений;

- предварительную подготовленность  личности к потреблению развлечений;

- частую смену развлечений;

- комбинирование развлечений с  другими занятиями (например, отдых  и развлечения, спорт и развлечения, развлечение и обучение);

- периодичность потребления развлечений (приуроченных к жизненному циклу  человека).

Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности. 

 

1.5. Туристское районирование территории  РФ, туристские ресурсы РФ, туристский  потенциал РФ

Россия располагает огромными возможностями для привлечения туристов. Этому способствует наличие разнообразных природно-климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась дикая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области.

Информация о работе Состояние туристического рынка в РФ