Состояние туристического рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Все вышесказанное определило актуальность темы данной дипломной работы. Ее цель – проанализировать современный туристский рынок. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
рассмотреть туристический рынок РФ;
выявить проблемы и перспективы его развития;
предложить меры по повышению эффективности использования туристского потенциала в РФ.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 200.95 Кб (Скачать файл)

К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как:

- свобода передвижения и свобода  выбора местожительства в пределах  каждого государства (ст. 13 Всеобщей  декларации прав человека 1948 г.);

- свобода передвижения и отсутствие  дискриминации (ст. 1 Хартии туризма  1985 г.)

- уважение государственного суверенитета  и др.

 

 

 

1.2. Структура туристского  рынка РФ (по субъектам, по объектам, по  
географическому положению)

Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте. 
При характеристике туристского рынка необходимо учитывать ряд моментов:

-    основным предметом купли-продажи являются услуги;

-    кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;

-    спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

-    туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские ресурсы);

высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность.

В целом, с точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристский рынок можно представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка предложений и рынка спроса (рис. 1).

Рис. 1. Структура туристского рынка

В реальной практике оба рынка тесно связаны между собой, взаимодействуя в резонансном режиме, порождая, стимулируя и определяя содержание и структуру, с одной стороны туристской индустрии, с другой – потребительского спроса.

В связи с этим, как и всякий другой рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим  в маркетинге  туризма существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Наиболее важными типами туристского рынка являются:

1. С точки  зрения пространственных характеристик  выделяются рынки:

-    пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков и в выходные дни);

-    внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);

-    внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);

-    международного туризма (поездки за пределы страны)

2. С точки  зрения особенностей и содержания  маркетинговой деятельности, выделяются  следующие рынки:

- целевой, то есть рынок, на котором фирма  реализует или собирается реализовать  свои цели;

- бесплодный, то есть рынок, не имеющий перспектив  для реализации определенных  услуг;

- дополнительный, то есть рынок, где реализуется  основная часть услуг предприятия;

- дополнительный, то есть рынок на котором  обеспечивается продажа некоторого  объема услуг;

- растущий, то есть рынок, имеющий реальные  возможности для роста объема  продаж;

- прослоечный, то есть рынок, на котором коммерческие  операции нестабильны, но имеются  перспективы превращения в активный  рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным  рынком.

Туристский рынок имеет также различную качественную структуру (рис. 2).

Рис. 2. Качественная структура рынка

Потенциальный рынок составляет 10% жителей (страны, региона, области и т.п.). В его состав входят покупатели, которые проявляют интерес к приобретению товара. Между тем, одного лишь желания мало. Необходимо располагать средствами для покупки. В завершение, нуждающиеся в товаре и платежеспособные покупатели должны иметь доступ к услугам, способным удовлетворить их потребности. Если все эти условия соблюдаются, то есть основание говорить о так называемом действительном рынке.

Его следует уменьшить на количество покупателей, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, здоровье и т.д.) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

Предприятие активно обслуживает 10% покупателей потенциального рынка, которые имеют возможность  делать выбор из всего многообразия предлагаемых товаров, в том числе конкурирующих фирм.

Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия. В данном случае они составляют лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого рынка.

Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Будучи неудовлетворенной размерами продаж фирма рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка и прежде всего за счет обслуживаемой его части.

Помимо этого, дополнительно к приведенным признакам классификации рынков можно добавить еще ряд рынков,  которые являются характерными только для туристской деятельности и более конкретны  (таблица 1).

Таблица 1

Классификация рынков по видам и формам туризма

Признак

Классификационные группировки

Цель путешествия

Рынок рекреационного туризма

Рынок делового туризма

Рынок научного туризма

Использование транспортных средств

Рынок автомобильного туризма

Рынок железнодорожного туризма

Рынок авиационного туризма

Рынок водного туризма

Вид путешествия

Рынок индивидуального туризма

Рынок группового туризма


В целом, исследование рынка по любому из признаков осуществляется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров для данного момента времени и получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), а затем определяется емкость рынка.

Протяженность территории, большое количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в России активного туризма: пешеходного, лыжного, водного, велосипедного, горного, конного, авто- и мототуризма и спелеотуризма. В последние несколько лет развитие активного туризма в России силами туристических фирм приобретает все более заметный характер. Работа инструкторов, постоянно отслеживающих ситуацию на маршрутах и обеспечивающих во время проведения туров безопасность, в том числе и благодаря взаимодействию и обмену информацией с подразделениями МЧС, наличие у турфирм специального снаряжения, оборудования и средств связи, позволяют приобщиться к активному туризму людям, не обладающим специальными знаниями и достаточным опытом для организации самостоятельных путешествий. Для коммерческих походов постоянное нахождение гидов на маршруте является обязательным. Они в большинстве случаев не только показывают путь, выдают снаряжение, но и готовят на костре пищу и обустраивают лагерь.

Лыжный туризм в России является одним из наиболее массовых видов активного туризма, поскольку большая часть страны находится под снежным покровом несколько месяцев в году. Интерес к лыжному туризму в России за последние годы практически не изменился. Лыжный туризм в России по-прежнему популярен, тем более, что сегодня лыжные туры, организуемые туристическими фирмами, могут проходить с максимальным комфортом: в сопровождении одного-двух снегоходов, которые прокладывают лыжню, перевозят багаж и снаряжение, в частности большую теплую палатку с печкой.

Динамично развивается в России водный туризм - организация путешествий на парусных и гребных судах по рекам, озерам, морям и водохранилищам. Все большую популярность на территории страны набирает рафтинг - сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах - рафтах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов. С появлением этого вида судна сплав по бурным рекам перестал быть привилегией туристов-водников, на протяжении многих лет традиционно осуществлявших рискованные самодеятельные походы на байдарках и плотах. Основными центрами проведения рафтинг-туров являются Алтай, Карелия и Кавказ. Существуют интересные маршруты по рекам Кольского полуострова, Якутии, Восточной Сибири, Дальнего Востока, программа которых позволяет не только поработать веслами, но и познакомиться с красотой диких и заповедных районов нашей страны. Растущая популярность сплавов по бурной воде вызвала в России появление туров для каякеров. Основное преимущество туристических поездок перед выездами, организуемыми клубами – возможность принять участие всем желающим при отсутствии необходимости перевозки громоздкого снаряжения, а главное лодок. Уверенно специальными программами каякинга может похвастаться Карелия, причем сразу в двух категориях: для новичков и для экстремалов.

Один из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма - велотуризм - путешествия на велосипедах по равнинной и пересеченной местности, горным тропам на дорожных, спортивных и горных велосипедах - привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и познавательными экскурсиями и возможностью полноценного отдыха на природе. У велотуризма в России огромное будущее, чему в последнее время в немалой степени способствует популярность велосипеда как экономичного, довольно быстрого средства передвижения, возможность его практически повсеместного использования, востребованность этого дружественного природе транспорта при проведении модных в настоящее время экологических туров. Для велотуристов налажены маршруты в Центральной России и в Поволжье, на Урале (преимущественно Южном), в предгорьях Кавказа, в Байкальском регионе.

В России постепенно набирают популярность и другие виды туризма с активными способами передвижения – джип-туры и сафари на снегоходах и квадроциклах. Отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых - путешествие небольшой компанией на значительные расстояния, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж. При организации джип-туров атмосфера странствий и приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами путешествия независимо оттого, основан ли джип-тур на созерцании красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи. Активно джипинг развивается в Краснодарском крае, в Карелии, налажены джип-туры в Центральной России, на Алтае и Байкале.

Потенциал развития сафари на снегоходах в России огромен. В северных регионах России снежные сафари могли бы серьезно разнообразить традиционные программы отдыха и привлечь значительное количество российских и иностранных туристов. В настоящее время наибольшее количество путешествий на снегоходах проводится на северо-западе России, разработан ряд маршрутов в Центральной России и Сибири.

Активный туризм в России может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии страны дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.

 

1.3. История развития туристического  рынка в РФ

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

  • распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
  • создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
  • модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.  
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

  • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
  • упрощение порядка выезда;
  • расширение внешних деловых контактов;  
    увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
  • доступность цен на выездные туры;
  • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Информация о работе Состояние туристического рынка в РФ